Базовые правила ведения бюджета могут показаться простыми. Но приучить себя к ним на практике бывает сложно. Финансовый консультант Игорь Файнман поделился собственным способом развить привычку контроля расходов
Только 12% российских семей ведут бюджет. Такие цифры прозвучали на V Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения. Отсутствие привычки заниматься бюджетом больно ударило по нам в марте 2020 года — когда объявили карантин, оказалось, что у большинства из нас нет не то что накоплений, а элементарной «заначки» на черный день. И когда этот день наступил, выяснилось, что тратить нечего.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».
В исследовании «Академии финансов и биржи» на тему «Почему вы не ведете семейный бюджет» самыми популярными ответами респондентов были:
«Это удел богатых. Мне пока нечего учитывать. Вот разбогатею и заведу семейного бухгалтера»
«Это сложно и скучно. Мы пробовали, но через месяц бросили»
Первый аргумент — ошибка. Если вы разбогатели сами, а не стали счастливым обладателем наследства, то скорее всего вас привел к этому именно контроль над своими финансами и правильное их распределение.
К сожалению большинство путают причину и следствие: они оценивают итог состоятельных людей, а не смотрят на путь достижения этого богатства. Состоятельные люди стали такими именно потому, что в свое время начали вести систему учета личных доходов и расходов, которая в конечном итоге и позволила им сформировать личный капитал. А уже личный капитал дал тот самый волшебный толчок вверх.
Бесполезно покупать кроссовки, чтобы начинать бегать — идите на пробежку здесь и сейчас, и тогда кроссовки волшебным образом появятся в вашей жизни. Проверено на собственном опыте.
А вот второй аргумент — вести бюджет сложно и скучно — имеет право на существование. Загружая варианты мобильной домашней бухгалтерии, порой понимаешь, что разобраться в этом под силу только финансовому советнику. И даже начав заполнять сложные таблички, через неделю скорее всего бросишь — никому не хочется вести учет купленной чашки кофе или шоколадки из супермаркета.
Но есть простой и проверенный способ домашней бухгалтерии от наших дедушек и бабушек, несправедливо забытый современным миром. Чтобы им воспользоваться вам нужно купить пять обычных белых конвертов. Вот и вся инвестиция.
В день заработной платы приносим деньги домой. Вычитаем ежемесячные обязательные расходы: коммунальные платежи, оплату садика или школы для детей, банковские кредиты и прочие формы займов. Эти платежи нужно провести утром следующего дня, пока деньги не разбежались по углам. А вот оставшуюся сумму раскладываем по четырем конвертам.
Как вы думаете, почему именно по четырем? Все правильно: четыре недели одного месяца. Три конверта заклеиваем и убираем в тумбочку, а деньги из первого конверта начинаем тратить на свои нужды: продукты, транспортные услуги, одежду, косметику и так далее. Кстати, если к субботе запасы конверта истощились — терпим и только в понедельник распаковываем следующий конверт.
Остался излишек? Как раз для этих целей мы заводим пятый конверт для непредвиденных расходов. Назовем его «Заначка» и уберем в него излишки, которые образуются в течении недели.
Вот такой нехитрый способ начать вести семейную бухгалтерию. Что он даст в будущем?
Во-первых, вы получите практические навыки ведения семейного бюджета и станете более дисциплинированными. Искусственно ограниченный денежный ресурс в течении недели позволит внимательнее относиться к тратам, что в конечном итоге приведет к выработке правильных финансовых привычек. Первое время будет не комфортно, зато по окончанию месяца, увидев реальный результат, вы оцените простоту и эффективность метода.
Во-вторых, у вас сократится количество эмоциональных покупок и деньги перестанут утекать сквозь пальцы. По опыту своих клиентов скажу, что простая домашняя бухгалтерия сокращает количество покупаемого бесполезного хлама, что экономит деньги на отпуск или прочие полезные статьи расходов.
В-третьих, благодаря финансовой дисциплине у вас постепенно начнет снижаться кредитная нагрузка. Ведь кредиты — это лишь конечное звено одной цепи: мы не считаем деньги — возникает спонтанное желание — мы берем займ. Если убрать первое звено, исчезнет и последнее. Однажды проснувшись без кредитов, вы поймете, что работать можно не на банк, а на себя.
И последнее: у вас гарантированно появится уверенность в завтрашнем дне. Ведь запечатанные три конверта обеспечат вам существование до следующей зарплаты. А конверт с непредвиденными расходами поможет не только немного инвестировать, но иногда и тратить деньги на свои удовольствия.
Скептики воскликнут: хранить деньги дома опасно и вообще зарплату люди давно получают на банковскую карту. Хорошо, есть решение — субсчета в любимом банке. Все то же самое, но онлайн: открываете пять субсчетов и перераспределяете полученную зарплату между четырьмя (не забудьте вычесть обязательные платежи). Пятый субсчет называем «непредвиденные расходы» и отправляем туда сумму, которая остается к концу каждой недели. Если накопится значительная сумма, ее можно убрать на банковский депозит или вложить в облигации .
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Только 12% российских семей ведут бюджет. Такие цифры прозвучали на V Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения. Отсутствие привычки заниматься бюджетом больно ударило по нам в марте 2020 года — когда объявили карантин, оказалось, что у большинства из нас нет не то что накоплений, а элементарной «заначки» на черный день. И когда этот день наступил, выяснилось, что тратить нечего.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика».
В исследовании «Академии финансов и биржи» на тему «Почему вы не ведете семейный бюджет» самыми популярными ответами респондентов были:
«Это удел богатых. Мне пока нечего учитывать. Вот разбогатею и заведу семейного бухгалтера»
«Это сложно и скучно. Мы пробовали, но через месяц бросили»
Первый аргумент — ошибка. Если вы разбогатели сами, а не стали счастливым обладателем наследства, то скорее всего вас привел к этому именно контроль над своими финансами и правильное их распределение.
К сожалению большинство путают причину и следствие: они оценивают итог состоятельных людей, а не смотрят на путь достижения этого богатства. Состоятельные люди стали такими именно потому, что в свое время начали вести систему учета личных доходов и расходов, которая в конечном итоге и позволила им сформировать личный капитал. А уже личный капитал дал тот самый волшебный толчок вверх.
Бесполезно покупать кроссовки, чтобы начинать бегать — идите на пробежку здесь и сейчас, и тогда кроссовки волшебным образом появятся в вашей жизни. Проверено на собственном опыте.
А вот второй аргумент — вести бюджет сложно и скучно — имеет право на существование. Загружая варианты мобильной домашней бухгалтерии, порой понимаешь, что разобраться в этом под силу только финансовому советнику. И даже начав заполнять сложные таблички, через неделю скорее всего бросишь — никому не хочется вести учет купленной чашки кофе или шоколадки из супермаркета.
Но есть простой и проверенный способ домашней бухгалтерии от наших дедушек и бабушек, несправедливо забытый современным миром. Чтобы им воспользоваться вам нужно купить пять обычных белых конвертов. Вот и вся инвестиция.
В день заработной платы приносим деньги домой. Вычитаем ежемесячные обязательные расходы: коммунальные платежи, оплату садика или школы для детей, банковские кредиты и прочие формы займов. Эти платежи нужно провести утром следующего дня, пока деньги не разбежались по углам. А вот оставшуюся сумму раскладываем по четырем конвертам.
Как вы думаете, почему именно по четырем? Все правильно: четыре недели одного месяца. Три конверта заклеиваем и убираем в тумбочку, а деньги из первого конверта начинаем тратить на свои нужды: продукты, транспортные услуги, одежду, косметику и так далее. Кстати, если к субботе запасы конверта истощились — терпим и только в понедельник распаковываем следующий конверт.
Остался излишек? Как раз для этих целей мы заводим пятый конверт для непредвиденных расходов. Назовем его «Заначка» и уберем в него излишки, которые образуются в течении недели.
Вот такой нехитрый способ начать вести семейную бухгалтерию. Что он даст в будущем?
Во-первых, вы получите практические навыки ведения семейного бюджета и станете более дисциплинированными. Искусственно ограниченный денежный ресурс в течении недели позволит внимательнее относиться к тратам, что в конечном итоге приведет к выработке правильных финансовых привычек. Первое время будет не комфортно, зато по окончанию месяца, увидев реальный результат, вы оцените простоту и эффективность метода.
Во-вторых, у вас сократится количество эмоциональных покупок и деньги перестанут утекать сквозь пальцы. По опыту своих клиентов скажу, что простая домашняя бухгалтерия сокращает количество покупаемого бесполезного хлама, что экономит деньги на отпуск или прочие полезные статьи расходов.
В-третьих, благодаря финансовой дисциплине у вас постепенно начнет снижаться кредитная нагрузка. Ведь кредиты — это лишь конечное звено одной цепи: мы не считаем деньги — возникает спонтанное желание — мы берем займ. Если убрать первое звено, исчезнет и последнее. Однажды проснувшись без кредитов, вы поймете, что работать можно не на банк, а на себя.
И последнее: у вас гарантированно появится уверенность в завтрашнем дне. Ведь запечатанные три конверта обеспечат вам существование до следующей зарплаты. А конверт с непредвиденными расходами поможет не только немного инвестировать, но иногда и тратить деньги на свои удовольствия.
Скептики воскликнут: хранить деньги дома опасно и вообще зарплату люди давно получают на банковскую карту. Хорошо, есть решение — субсчета в любимом банке. Все то же самое, но онлайн: открываете пять субсчетов и перераспределяете полученную зарплату между четырьмя (не забудьте вычесть обязательные платежи). Пятый субсчет называем «непредвиденные расходы» и отправляем туда сумму, которая остается к концу каждой недели. Если накопится значительная сумма, ее можно убрать на банковский депозит или вложить в облигации .
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу