8 сентября 2020 Альфа-Капитал Орлова Наталья
Динамика российского ВВП оказалась относительно сильной в 2К20, в связи с чем нельзя исключать, что в ближайшие месяцы консенсус-прогноз по России на 2020 г. будет улучшаться. Тем не менее, это не гарантирует улучшения перспектив на 2021 год: по нашей оценке, от трети до половины экономического роста будущего года будет техническим, отражающим эффект низкой базы 2К20. Беспокойство по поводу траектории российского роста также связано с тем, что в годы спада в России снижаются доходы населения: при нашем ожидании спада ВВП на 3% г/г в этом году, мы ждем снижения доходов населения на 5% г/г.
Снижение российского ВВП на 8,5% г/г в 2К20 оказалось менее глубоким, чем в других странах, развеяв опасения по поводу того, что весьма скромный масштаб господдержки усугубил ситуацию: Снижение российского ВВП на 8,5% г/г за 2К20 можно воспринимать позитивно по двум причинам. Во-первых, его динамика оказалась лучше, чем в других странах (см Рис. 1), подтвердив нашу первоначальную точку зрения, которая заключалась в следующем: поскольку на долю МСБ приходится всего 20% российского ВВП, а Россию посещало ежегодно только 25 млн иностранных туристов, экономика России менее уязвима в условиях карантинных мер в сравнении с другими странами.
Второе наблюдение заключается в том, что ожидания более глубокого спада связывали масштаб поддержи правительства с глубиной кризиса: опыт предыдущего кризиса 2008 г. указывает на то, что поддержка государств в мире носила контрциклический характер и помогла сгладить экономический спад (см Рис. 2). Таким образом, ожидалось, что Россия может показать слабую динамику ВВП из-за весьма скоромного пакета государственной помощи, но спад этого года демонстрирует другую зависимость от уровня государственной помощи (см Рис 3): на наш взгляд это означает, что страны, вводившие жесткий карантин в 2020 г., добились этого, компенсируя своим экономикам максимум потерь, тогда как в странах, которые предпочли сохранить курс на сдержанную бюджетную политику, карантинные меры были мягче, или были имплементированы не так жестко. По аналогии, ожидаемый дефицит бюджетов в 2020 (см Рис. 4) мы воспринимаем, скорее, как показатель серьезности намерения правительства "остановить" экономику, а совсем не как намерение стимулировать дополнительный рост.
Рис. 1: Рост ВВП по странам в 1К20 и 2К20, % г/г
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 2: 2008 пакеты помощи (% ВВП) и 2009 рост ВВП, %
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 3: 2020 пакеты помощи (% ВВП) и рост ВВП за 2К20
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 4: Ожидаемый бюджетный дефицит 2020, % ВВП
Источники: МВФ, Альфа-Банк
Рис. 5: Консенсус-прогноз роста ВВП в апреле 2020…
Источники: ВШЭ, Альфа-Банк
Рис. 6: …и в августе 2020, % г/г
Источники: ВШЭ, Альфа-Банк
Консенсус-прогноз ждет роста ВВП на 3,1% г/г, но минимум треть этого роста будет технической: Сейчас, когда риск полномасштабной второй волны карантинных мер по типу 2К20, судя по всему, ослабевает, появилось пространство для некоторого улучшения прогноза на этот год. Неудивительно, что ожидается, что Минэкономразвития может немного повысить свой прогноз на этот год с текущего спада на 5% до примерно -4% г/г. Это приблизит официальную оценку к уровню консенсус-прогноза, недавно собранному Центром развития НИУ ВШЭ: согласно его данным, спад ВВП на этот год сейчас ожидается на уровне 4,2% г/г, что должно сменится ростом на 3,1% г/г в 2021 году.
Следует, однако, помнить, что как минимум часть роста следующего года будет иметь статистическую природу, отражая слабую базу 2К20 (см Рис. 5-6). По нашей оценке, от 30% до 50% роста в будущем году будет техническим благодаря этому статистическому эффекту всплеска роста в 2К21. Исключая этот эффект, рост на будущий год, как ожидается, сохранится в диапазоне 1-2%.
Наши оценки экономической активности на этот год остаются неизменными на уровне -3,0% г/г, равно как и ожидание роста на 2,5% г/г на 2021 год.
Кумулятивный рост российского ВВП на 5% с 2013г. по 2019г. был слабым по мировым меркам… Факт умеренного снижения ВВП в 2К20 и, возможно, за 2020 г. следует, тем не менее, рассматривать в более широком контексте долгосрочной истории российского экономического роста, которая остается очень слабой. Хотя в 2007-2013 гг. кумулятивный рост российского ВВП опережал рост в странах с развитой экономикой и составил 13%, в 2013-2019 гг. он составил всего 5%, тогда как в развитых странах он за аналогичный период был в три раза выше (см Рис. 7). Российский результат роста отстает от среднемировых темпов роста и явно отстает от стран развивающихся рынков, которые были драйвером роста мировой экономики.
Рис. 7: Кумулятивный рост ВВП по группам стран, %
Источники: МВФ, Альфа-Банк
Рис. 8: Кумулятивный рост доходов населения и кумулятивный рост ВВП, 2014-2018, %
Источники: ОЭСР, Альфа-Банк
…и спад доходов населения невыгодно отличает Россию от других стран: Сохранение слабых темпов экономического роста в России в течение продолжительного времени настораживает не столько при сравнении с другими странами, сколько с точки зрения расхождения трендов роста и доходов. Конъюнктура слабого роста негативна для траектории реальных располагаемых доходов населения, и кумулятивные доходы населения в 2014-2018 г. были самыми низкими среди большой группы стран и даже слабее, чем в Греции, где их динамика все же осталась положительной (см Рис. 8).
Кризис этого года, как ожидается, должен повторить опыт кризиса 2014 г. в том смысле, что снижение ВВП будет происходить на фоне более сильного снижения реальных располагаемых доходов населения. Так, спад ВВП в 2015 г. на 2% сочетался с накопленным снижением реальных располагаемых доходов населения России на 10% в течение трех лет, 2014-16 гг. В 2020 спад ВВП на 3%, который ожидаем мы, вероятно приведет к снижению реальных располагаемых доходов населения на 5% в этом году. Это значит, что слабая траектория доходов населения останется ограничителем темпов роста экономики в будущем и сохраняет риск будущего отставания от других стран.
http://www.alfacapital.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Снижение российского ВВП на 8,5% г/г в 2К20 оказалось менее глубоким, чем в других странах, развеяв опасения по поводу того, что весьма скромный масштаб господдержки усугубил ситуацию: Снижение российского ВВП на 8,5% г/г за 2К20 можно воспринимать позитивно по двум причинам. Во-первых, его динамика оказалась лучше, чем в других странах (см Рис. 1), подтвердив нашу первоначальную точку зрения, которая заключалась в следующем: поскольку на долю МСБ приходится всего 20% российского ВВП, а Россию посещало ежегодно только 25 млн иностранных туристов, экономика России менее уязвима в условиях карантинных мер в сравнении с другими странами.
Второе наблюдение заключается в том, что ожидания более глубокого спада связывали масштаб поддержи правительства с глубиной кризиса: опыт предыдущего кризиса 2008 г. указывает на то, что поддержка государств в мире носила контрциклический характер и помогла сгладить экономический спад (см Рис. 2). Таким образом, ожидалось, что Россия может показать слабую динамику ВВП из-за весьма скоромного пакета государственной помощи, но спад этого года демонстрирует другую зависимость от уровня государственной помощи (см Рис 3): на наш взгляд это означает, что страны, вводившие жесткий карантин в 2020 г., добились этого, компенсируя своим экономикам максимум потерь, тогда как в странах, которые предпочли сохранить курс на сдержанную бюджетную политику, карантинные меры были мягче, или были имплементированы не так жестко. По аналогии, ожидаемый дефицит бюджетов в 2020 (см Рис. 4) мы воспринимаем, скорее, как показатель серьезности намерения правительства "остановить" экономику, а совсем не как намерение стимулировать дополнительный рост.
Рис. 1: Рост ВВП по странам в 1К20 и 2К20, % г/г
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 2: 2008 пакеты помощи (% ВВП) и 2009 рост ВВП, %
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 3: 2020 пакеты помощи (% ВВП) и рост ВВП за 2К20
Источники: МВФ, Блумберг, Альфа-Банк
Рис. 4: Ожидаемый бюджетный дефицит 2020, % ВВП
Источники: МВФ, Альфа-Банк
Рис. 5: Консенсус-прогноз роста ВВП в апреле 2020…
Источники: ВШЭ, Альфа-Банк
Рис. 6: …и в августе 2020, % г/г
Источники: ВШЭ, Альфа-Банк
Консенсус-прогноз ждет роста ВВП на 3,1% г/г, но минимум треть этого роста будет технической: Сейчас, когда риск полномасштабной второй волны карантинных мер по типу 2К20, судя по всему, ослабевает, появилось пространство для некоторого улучшения прогноза на этот год. Неудивительно, что ожидается, что Минэкономразвития может немного повысить свой прогноз на этот год с текущего спада на 5% до примерно -4% г/г. Это приблизит официальную оценку к уровню консенсус-прогноза, недавно собранному Центром развития НИУ ВШЭ: согласно его данным, спад ВВП на этот год сейчас ожидается на уровне 4,2% г/г, что должно сменится ростом на 3,1% г/г в 2021 году.
Следует, однако, помнить, что как минимум часть роста следующего года будет иметь статистическую природу, отражая слабую базу 2К20 (см Рис. 5-6). По нашей оценке, от 30% до 50% роста в будущем году будет техническим благодаря этому статистическому эффекту всплеска роста в 2К21. Исключая этот эффект, рост на будущий год, как ожидается, сохранится в диапазоне 1-2%.
Наши оценки экономической активности на этот год остаются неизменными на уровне -3,0% г/г, равно как и ожидание роста на 2,5% г/г на 2021 год.
Кумулятивный рост российского ВВП на 5% с 2013г. по 2019г. был слабым по мировым меркам… Факт умеренного снижения ВВП в 2К20 и, возможно, за 2020 г. следует, тем не менее, рассматривать в более широком контексте долгосрочной истории российского экономического роста, которая остается очень слабой. Хотя в 2007-2013 гг. кумулятивный рост российского ВВП опережал рост в странах с развитой экономикой и составил 13%, в 2013-2019 гг. он составил всего 5%, тогда как в развитых странах он за аналогичный период был в три раза выше (см Рис. 7). Российский результат роста отстает от среднемировых темпов роста и явно отстает от стран развивающихся рынков, которые были драйвером роста мировой экономики.
Рис. 7: Кумулятивный рост ВВП по группам стран, %
Источники: МВФ, Альфа-Банк
Рис. 8: Кумулятивный рост доходов населения и кумулятивный рост ВВП, 2014-2018, %
Источники: ОЭСР, Альфа-Банк
…и спад доходов населения невыгодно отличает Россию от других стран: Сохранение слабых темпов экономического роста в России в течение продолжительного времени настораживает не столько при сравнении с другими странами, сколько с точки зрения расхождения трендов роста и доходов. Конъюнктура слабого роста негативна для траектории реальных располагаемых доходов населения, и кумулятивные доходы населения в 2014-2018 г. были самыми низкими среди большой группы стран и даже слабее, чем в Греции, где их динамика все же осталась положительной (см Рис. 8).
Кризис этого года, как ожидается, должен повторить опыт кризиса 2014 г. в том смысле, что снижение ВВП будет происходить на фоне более сильного снижения реальных располагаемых доходов населения. Так, спад ВВП в 2015 г. на 2% сочетался с накопленным снижением реальных располагаемых доходов населения России на 10% в течение трех лет, 2014-16 гг. В 2020 спад ВВП на 3%, который ожидаем мы, вероятно приведет к снижению реальных располагаемых доходов населения на 5% в этом году. Это значит, что слабая траектория доходов населения останется ограничителем темпов роста экономики в будущем и сохраняет риск будущего отставания от других стран.
http://www.alfacapital.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу