20 октября 2020 Живой журнал Скоробогатов Александр
Нынешний кризис нередко сравнивают с Великой Депрессией, полагая, что за прошедшие полгода мы видели лишь начало долговременной понижательной тенденции, а впереди нас ожидают годы спада и застоя. Это касается мировой экономики в целом и фондового рынка в частности.
Не сказать, чтобы я в это верил, но в порядке мысленного эксперимента решил экстраполировать динамику американского фондового рынка на нашу страну и наше время. Такая экстраполяция позволяет ответить на вопрос, насколько похож наш кризис на американский в 1930-е гг., и, если похож и будет сохранять сходство дальше, как долго мы еще будем падать и когда начнется восстановление. Другие вопросы: когда мы достигнем дна, какому историческому уровню на нашем рынке это будет соответствовать? Если же отталкиваться от исторических максимумов, сколько лет нам потребуется, чтобы их снова достигнуть?
Собственно, ответы на эти вопросы можно увидеть на заглавном графике. Если данный кризис будет развиваться так же, как Великая Депрессия, то падать мы еще будем два года, до осени 2022 г. Затем начнется восстановление, которое растянется на долгие годы, при котором предкризисного максимума нашего фондового индекса придется ждать до 2044 г, а максимума, который предшествовал предыдущему кризису, мы достигнем лишь к 2049 г. Вот такие невеселые перспективы.
Теперь о том, как вышли такие результаты. Я взял месячные данные индекса Доу Джонса начиная с августа 1929 г., за месяц до достижения предкризисного максимума, и до конца 1968 г. Вы спросите, почему до тех пор. Но ведь в тот год образовались Led Zeppelin и Deep Purple, а еще потому что здесь других не дают, а мне больше и не надо.
Дальше для сравнения я взял месячные данные основного сегодняшнего американского индекса и двух наших, а именно S&P500 и индексы РТС и МосБиржи. Стартовал с декабря 2019, начиная с предкризисных максимумов. В итоге, у меня на руках данные за 11 месяцев для двух кризисов, которые можно сравнивать. Чтобы привести индексы к сопоставимому виду, я их нормализовал, послед чего на индекс Доу Джонса 30-х гг. последовательно наложил сегодняшние индексы, начав, естественно, с американского. Результат ниже.
Как мы видим на графике, в первое время кризис в Америке шел примерно тем же путем, что и в 1929-1930 гг. – резкий спад, затем частичное восстановление и возобновление спада. Но дальше стали сказываться особенности современной экономики и политики, сформировавшиеся в последнее столетие, и индекс прекратил падение, в отличие от своего собрата 1930-х гг. Важное отличие также и в том, что американский индекс сегодня уже превзошел свой докризисный уровень. Можно констатировать, что пока кризис в Америке протекает иначе, чем девяносто лет назад, и делать предположения о будущем мы не можем, основываясь на том, что видели в прошлом.
Теперь посмотрим на аналогичные графики для наших индексов, начиная с индекса МосБиржи.
На этот раз сходства уже гораздо больше. Наш индекс после первоначального отскока возобновил падение и до сих пор остается ниже докризисных уровней. Единственное отличие, что отскок нашего индекса оказался сильнее, чем у Доу Джонса в 1930-е гг.
Наконец, посмотрим на РТС.
График говорит сам за себя. Индекс РТС точно следует по пути Доу Джонса 30-х гг.. В этом случае резонно задать вопрос: если РТС следует той же дорогой, что и Доу Джонс во время Великой Депрессии, что нас ждет, если он продолжит движение тем же путем?
Ответ на этот вопрос можно найти на том же графике: падение будет длиться еще два года. Можно спросить, какими будут абсолютные значения индекса РТС, если он будет двигаться в точности тем же путем, что и индекс Доу Джонса в 1930-е гг. Отвечаю на картинке ниже, где пунктирной линией отделил прошлое от будущего.
Как видим, падать еще долго и глубоко. Как уже было сказано, РТС вернется к уровню 2001 г., а достижения его исторического максимума нам придется ждать почти тридцать лет.
Перейду к выводам:
1. У многих экспертов язык без костей. Они рубят с плеча, делая сравнения и прогнозы, не задумываясь об их истинном смысле. Сейчас так же или даже хуже, чем во время Великой Депрессии? И значит, ближайшие три десятилетия нам предстоит восстанавливаться? Вы правда так думаете? (Кстати, я этого не исключаю, но это слишком далеко идущие выводы и прогнозы, чтобы их можно было делать серьезно.)
2. С другой стороны, у истории кое-чему можно и поучиться. В каких-то частях она повторяется, хотя и не обязательно в том же самом месте;
3. Чрезвычайное сходство в поведении графиков РТС и Доу Джонса, которое они до сих пор демонстрируют, это, пусть и небольшой, но звоночек – на оптимизм не настраивает.
Хотя и можно порадоваться за внуков.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу