Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Вопросы инвестирования средств ФНБ сверх 7% ВВП еще недостаточно регламентированы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Вопросы инвестирования средств ФНБ сверх 7% ВВП еще недостаточно регламентированы

22 октября 2020 Финмаркет
Вопросы инвестирования ликвидной части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх 7% ВВП до сих пор недостаточно регламентированы. К такому выводу пришла Счетная палата по результатам мониторинга эффективности размещения и использования средств фонда, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов, в 2018-2019 годах.

"Действующие нормативные правовые и методические документы не в полной мере определяют принципы управления средствами ФНБ после достижения его ликвидной части 7% прогнозируемого объема ВВП. Разработанный в 2019 году Минфином проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс" не принят, возвращен на доработку. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики тоже в недостаточной степени содержат принципы управления средствами ФНБ по достижению 7%", - приводятся слова аудитора Алексея Саватюгина в пресс-релизе контрольного органа по итогам мониторинга.

Вопрос направлений инвестирования ликвидной части ФНБ активно обсуждался в 2019 году, когда стало понятно, что объем этих средств скоро превысит планку в 7% ВВП, после которой их можно использовать. В конце ноября Минфин опубликовал проект соответствующих поправок в Бюджетный кодек РФ. Позже ведомство несколько раз изменяло законопроект. В одной из последних версий предлагалась допустимая доля участия фонда от совокупного объема финансирования отдельного проекта за счет всех источников за вычетом бюджетных средств и заемных средств, привлеченных под государственные (муниципальные) гарантии - 25%. На три года планировалось установить планку трат в 1 трлн рублей. Предельный срок размещения средств ФНБ в инфраструктурные проекты и в проекты ВЭБа в реальном секторе экономики, реализуемые российскими организациями, а также предоставления экспортных кредитов иностранным государствам устанавливался в 25 лет. Также предлагалось расширить направления инвестирования ФНБ за счет долговых требований к иностранным государствам по экспортным госкредитам. Документ до сих пор не был одобрен правительством.

В сентябре 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что в ближайшие годы вряд ли объем ликвидной части фонда будет устойчиво превышать 7% ВВП, чтобы можно было начать его инвестирование. Он напомнил, что "есть такая норма, если на протяжении трех лет видим, что ликвидная часть ФНБ превышает 7% ВВП, то мы можем принимать решение об инвестировании средств фонда". "Но мы видим, что в отдельные годы размер ликвидной части будет ниже 7% ВВП (6,8% ВВП - в 2022 году), поэтому будем консервативную политику проводить, хотя хотелось бы вложить в инфраструктурные проекты, у нас таких много сейчас появляется. Но ликвидная часть не во все годы будет превышать 7% ВВП", - пояснил Силуанов.

Счетная палата отмечает, что в настоящее время законодательство разрешает правительству инвестировать средства сверх 7% в активы без конкретики. В то время как размещение средств до 7% четко регламентировано. В частности, их можно инвестировать в ценные бумаги российских эмитентов, размещать на депозитах ВЭБ.РФ (в целях финансирования проектов, начатых до 1 января 2018 года), а также на валютных счетах в Банке России (к концу 2019 года 79% средств размещено на счетах в иностранной валюте, 21% - в субординированные депозиты; привилегированные акции кредитных организаций, депозиты в ВЭБ.РФ, долговые обязательства иностранных государств и ценные бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов). Причем далеко не все эти активы отвечают главному условию инвестиций средств ФНБ - ликвидности, говорится в сообщении.

Так, Счетная палата отмечает низкий уровень ликвидности вложения средств фонда в инфраструктурные проекты - "приобретение за счет средств ФНБ облигаций ряда инфраструктурных проектов оценивается в диапазоне от низколиквидных до неликвидных". В связи с чем ведомство считает необходимым дополнительно проработать условия размещения средств ФНБ с тем, чтобы инвестировать их в более ликвидные финансовые активы, чтобы повысить возможность оперативного возврата.

Также контрольное ведомство считает целесообразным актуализировать перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, которые должны финансироваться из средств ФНБ, так как в настоящее время четыре (проект АО "ТЭПК" и три проекта ОАО "РЖД") из 12 проектов, включенных в перечень, не финансируются из фонда с момента внесения их в этот перечень в 2014 году.

Счетная палата также считает, что доступ к отчетности ФНБ ограничен, это не позволяет сделать выводы о качестве управления средствами фонда.

По результатам мониторинга СП направила в правительство письмо с рекомендацией поручить Минфину с ЦБ проанализировать текущую фактическую валютную структуру средств ФНБ с точки зрения повышения доходности и при необходимости внести в нее изменения; проработать вопрос об определении принципов управления средствами ФНБ после достижения ликвидной части 7% ВВП и о размещении ее в ликвидные финансовые активы (помимо счетов в иностранной валюте в Банке России) с возможностью их оперативного возврата. Также СП рекомендовала поручить Минфину разработать инструменты, которые сделают доступными данные о размещении и об использовании средств ФНБ (включая детальную информацию о стратегическом и фактическом распределении активов в инвестиционных портфелях, о результатах инвестирования и данные отчетов аудиторских проверок).

http://www.finmarket.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу