Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Хорошее начало месяца » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Хорошее начало месяца

3 декабря 2020 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
После месяца уверенного роста, во время которого многие фондовые индексы обновили исторические максимумы, декабрь на рынках акций также начался на позитивной ноте. Индекс S&P 500 по итогам вчерашней сессии прибавил 1,13%. Сегодня утром пришли хорошие новости из Великобритании: страна первой на Западе лицензирует для широкого применения вакцину от коронавируса (производства Pfizer и BioNTech). Как сообщается, вакцинация может начаться уже на следующей неделе. Начало активной вакцинации населения поддержит тему «рефляции и нормализации», которая в последнее время выступает основным драйвером роста фондового рынка. Однако не стоит забывать и о тех предупреждающих сигналах, которые посылает нам чрезмерный оптимизм участников рынка, выражающийся, в частности, в рекордных уровнях левериджа хедж-фондов. «Быки» рынка акций, естественно, надеются, что в случае с вакциной старая формула «покупай на слухах, продавай на фактах» не сработает. И с этой точки зрения, на наш взгляд, можно говорить о том, что ключевые рынки акций в данный момент закладывают фактически идеальный сценарий развития событий.

Еще одним проявлением рефляционной темы является рост инфляционных ожиданий в США. Вмененная 10-летняя доходность (USGGBE10 в системе Bloomberg) выросла до 1,83%, а инфляционный своп на 5 лет через 5 лет (FWISUS55) торгуется на отметке 2,26%, т.е. на максимальном уровне с апреля 2019 г. 10-летние UST торгуются с доходностью 0,93%, и если она перешагнет отметку в 1,00%, для участников рынка акций это может стать новым поводом для беспокойства. Демократы готовят новый пакет мер фискального стимулирования американской экономики на сумму 900 млрд долл. Правда, этого будет достаточно лишь для сохранения нейтрального характера фискальной политики США в 2021 г. Между тем завтра участники соглашения ОПЕК+ возобновят переговоры по поводу продления действующих ограничений на добычу. Рынок рассчитывает на положительное решение, что поддерживает нефтяные котировки. Многие ведущие инвестбанки, такие как Goldman Sachs, прогнозируют, что на горизонте 12 месяцев цена барреля Brent достигнет 65 долл.

Тем временем данные экономической статистики из Китая, в частности последние индексы PMI, свидетельствуют о продолжающемся восстановлении китайской экономики. На этом фоне индекс промышленных металлов Bloomberg (BCOMIN) вчера обновил максимум этого года. Однако опять же инвесторам не стоит упускать из виду, что из-за возросшего числа дефолтов по корпоративным облигациям Народный банк Китая начал ужесточать условия кредитования.

Восходящая фаза текущего кредитного цикла в Китае, продолжающаяся с начала 2019 г., возможно, подходит к концу, и кредитный импульс (индекс CHBGREVA) начинает ослабевать. Доходность 10-летних гособлигаций Китая, прошедшая свой минимум (2,5%) в апреле, сейчас составляет 3,32%.

Вчера ОЭСР опубликовала обновленный экономический прогноз, согласно которому в 2021 г. на долю Китая придется одна треть прироста глобального ВВП (по оценкам ОЭСР, этот рост составит 5,0%). В то же время авторы публикации предупреждают о том, что, несмотря на 5%-й подъем, к концу 2022 г. реальные доходы на душу населения в среднестатистической развитой или развивающейся экономике могут сократиться на величину, эквивалентную 4–5 годам роста. Восстановление темпов роста ВВП до тех уровней, на которых они находились до пандемии, потребует времени, особенно в случае негативных последствий так называемой Великой перезагрузки мировой экономики в новой, постковидной реальности.

В октябре организация Всемирного экономического форума опубликовала анализ ситуации на рынке труда (Future of Jobs Report 2020), в котором особое внимание было обращено на растущие темпы развития технологий – включая облачные операции, работу с большими массивами данных, электронную коммерцию, шифрование, роботов и искусственный интеллект. По мнению ВЭФ, автоматизация производства представляет собой дополнительную и еще более серьезную угрозу занятости, чем безработица, вызванная остановкой бизнеса в связи с пандемией COVID. По данным доклада, 43% опрошенных представителей бизнеса заявили о готовности сократить штат в связи с внедрением новых технологий, а 41% планируют более активно использовать услуги подрядчиков для выполнения специализированных задач. Авторы материала прогнозируют, что к 2025 г. доля людей и доля машин в общих временных затратах в экономике сравняются. По их расчетам, рост числа новых рабочих мест будет замедляться, а сокращение нынешних рабочих мест – наоборот, ускорится. К 2025 г. в результате перераспределения функциональных обязанностей между людьми, агрегатами и компьютерами общая численность рабочих мест может сократиться на 85 млн. Специальности завтрашнего дня еще не существуют, но с уверенностью можно утверждать, что новая «промышленная революция», как и предыдущие, приведет к созданию новых профессий и целых отраслей. Основные навыки и умения, которые, по мнению работодателей, в период до 2025 г. будут приобретать все большее значение, включают критическое мышление и анализ, способности к решению задач и активному обучению, стрессоустойчивость и гибкость.

Согласно отчету, 84% работодателей планируют в ближайшей перспективе перевести бизнес-процессы в цифровой формат, чтобы обеспечить возможность удаленной работы для 44% сотрудников. Можно сделать вывод, что пандемия ускорила технологические инновации и цифровизацию бизнеса. Это приведет к более быстрым, чем ожидалось, изменениям в структуре рынка труда и организации общества. В результате появляется риск, что низкоквалифицированные работники останутся не у дел, а это лишь увеличит имущественное неравенство и структурную безработицу. Как следствие, государства будут более активно вмешиваться в экономику и менять политику, в том числе могут вводить безусловный базовый доход и особые монетарные инструменты, а также выпускать цифровые валюты, позволяющие выплачивать пособия по безработице и поддерживать бизнес напрямую, а не через банковскую систему.

Между тем в еврозоне уже наблюдается замедление активности в секторе услуг. В отличие от американской экономики, которой грозит повышенная инфляция, главным риском для региона является дефляция. Опубликованный вчера ИПЦ еврозоны показывает, что потребительские цены в странах блока умеренно снижаются четвертый месяц подряд. Долгосрочные инфляционные ожидания в еврозоне (индекс FWISEU55) практически вдвое ниже, чем в США. Исходя из этого индикатора, рост цен в регионе в обозримом будущем не достигнет установленной ЕЦБ цели в 2%.

Участники рынков ожидают, что по итогам декабрьского заседания ЕЦБ увеличит объем покупки активов на 500 млрд евро. Но сработает ли это, учитывая, что до сих пор программа ЕЦБ не помогла предотвратить рецессию и дефляцию? Перед европейским регулятором сейчас также стоит проблема ослабления доллара (курс EURUSD уже превышает 1,20), и инвесторы ждут усиления вербальных интервенций ЕЦБ на валютном рынке. С технической точки зрения индекс доллара (DXY) скорректировался вниз уже почти на 50% относительно своего движения за последние десять лет. Сейчас он составляет 91 (новый минимум года), а его коррекционный уровень и ключевой уровень поддержки находятся на отметке 88, достижение которой может стать для доллара важным поворотным моментом.

Еврозона пока не может позволить себе отказаться от отрицательных процентных ставок, и нет ничего удивительного в том, что банковская система еврозоны показывает низкую прибыльность (индекс акций банков еврозоны SX&E с 2009 г. практически не менялся, держась в районе 75 против 500 на пике в 2007 г.). Фискальные усилия ЕС оказались заблокированы возражениями со стороны Венгрии и Польши во время недавнего обсуждения бюджета. Следовательно, прямой фискальный импульс, вероятно, будет слабым и не сможет способствовать существенному и устойчивому восстановлению экономики. Кроме того, главный переговорщик ЕС по Брекзиту Мишель Барнье сегодня утром предупредил о возможном Брекзите «без сделки» (саммит ЕС состоится 10 декабря). Для Великобритании Брекзит означает восстановление национального суверенитета и выход из правового и регуляторного поля ЕС, и с точки зрения внутренней политики любая потенциальная сделка будет оцениваться именно по этим критериям.