10 декабря 2020 Finanz.ru
Осень принесла новое ухудшение ситуации с финансами в российских регионах, на которые возложена львиная дола расходов на здравоохранение в стране.
По итогам января-сентября суммарный дефицит бюджетов субъектов РФ достиг 295,8 млрд рублей, следует из данных Минфина.
«Дыра» в региональных госфинансах поступательно увеличивается с середины лета, и за два последних месяца ее размер вырос в 64 раза: на конец июля это было 4,6 млрд рублей, на конец августа - 109,1 млрд.
Достигнутый на начало октября дефицит - рекордный за 6 лет, следует из статистики Минфина. В 2014 году дыра достигала 447,6 млрд рублей, а в 2013-м - 641,5 млрд, но эти показатели фиксировались только в декабре - месяце традиционного всплеска бюджетных расходов.
В середине года дефицита, подобного нынешнему, у субъектов не возникало ни разу за всю историю данных (с 2011 года).
За 9 месяцев региональные бюджеты собрали 7,574 трлн рублей налогов - на 393 млрд рублей меньше, чем за тот же период год назад.
Поступления НДФЛ незначительно выросли (на 101 млрд рублей, до 2,862 трлн), что, впрочем, не компенсировало спад в потоках налога на прибыль: его сборы просели на 376 млрд рублей, до 2,862 трлн.
Как и в предыдущие кризисы, доходы в большей степени сократились у обеспеченных субъектов, отмечает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин: провал прибылей у сырьевых компаний ударил по регионам добычи, что в определенной степени уравняло бедных и богатых.
В условиях спада доходов расходы регионов взлетели на 1,518 трлн рублей, или 17%, до 10,265 трлн на конец сентября.
Почти вдвое пришлось увеличить финансирование медицины - 1,311 трлн рублей против 725 млрд год назад; на четверть выросли социальные расходы, до 2,381 трлн рублей.
Экономить губернаторы решили на системе ЖКХ: ассигнования упали на 22 млрд рублей, до 795 млрд.
«Ужаться» пришлось школам, финансирование которых по доле в консолидированном бюджете сократилось до минимума за 7 лет, указывает Дерюгин.
Расходы субъектов превысили собственные доходы почти в 1,5 раза - на 2,722 трлн рублей, но большую часть кассового разрыва покрыла Москва.
Объем вливаний из федерального центра взлетел в 1,6 раза, до 2,395 трлн рублей за 9 месяцев.
Росли все виды межбюджетных трансфертов, отмечает Дерюгин: дотации на 50,2%, субсидии на 98,3%, субвенции на 51,6% и иные межбюджетные трансферты (на 36,9%).
Это позволило регионам выполнять все текущие расходные обязательства практически без привлечения кредитов, указывает эксперт: средняя долговая нагрузка регионов хотя и выросла за года с 21,2% до 24,2% собственных доходов, все же остается существенно ниже уровней предыдущего кризиса (34,2% в 2015 году).
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По итогам января-сентября суммарный дефицит бюджетов субъектов РФ достиг 295,8 млрд рублей, следует из данных Минфина.
«Дыра» в региональных госфинансах поступательно увеличивается с середины лета, и за два последних месяца ее размер вырос в 64 раза: на конец июля это было 4,6 млрд рублей, на конец августа - 109,1 млрд.
Достигнутый на начало октября дефицит - рекордный за 6 лет, следует из статистики Минфина. В 2014 году дыра достигала 447,6 млрд рублей, а в 2013-м - 641,5 млрд, но эти показатели фиксировались только в декабре - месяце традиционного всплеска бюджетных расходов.
В середине года дефицита, подобного нынешнему, у субъектов не возникало ни разу за всю историю данных (с 2011 года).
За 9 месяцев региональные бюджеты собрали 7,574 трлн рублей налогов - на 393 млрд рублей меньше, чем за тот же период год назад.
Поступления НДФЛ незначительно выросли (на 101 млрд рублей, до 2,862 трлн), что, впрочем, не компенсировало спад в потоках налога на прибыль: его сборы просели на 376 млрд рублей, до 2,862 трлн.
Как и в предыдущие кризисы, доходы в большей степени сократились у обеспеченных субъектов, отмечает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин: провал прибылей у сырьевых компаний ударил по регионам добычи, что в определенной степени уравняло бедных и богатых.
В условиях спада доходов расходы регионов взлетели на 1,518 трлн рублей, или 17%, до 10,265 трлн на конец сентября.
Почти вдвое пришлось увеличить финансирование медицины - 1,311 трлн рублей против 725 млрд год назад; на четверть выросли социальные расходы, до 2,381 трлн рублей.
Экономить губернаторы решили на системе ЖКХ: ассигнования упали на 22 млрд рублей, до 795 млрд.
«Ужаться» пришлось школам, финансирование которых по доле в консолидированном бюджете сократилось до минимума за 7 лет, указывает Дерюгин.
Расходы субъектов превысили собственные доходы почти в 1,5 раза - на 2,722 трлн рублей, но большую часть кассового разрыва покрыла Москва.
Объем вливаний из федерального центра взлетел в 1,6 раза, до 2,395 трлн рублей за 9 месяцев.
Росли все виды межбюджетных трансфертов, отмечает Дерюгин: дотации на 50,2%, субсидии на 98,3%, субвенции на 51,6% и иные межбюджетные трансферты (на 36,9%).
Это позволило регионам выполнять все текущие расходные обязательства практически без привлечения кредитов, указывает эксперт: средняя долговая нагрузка регионов хотя и выросла за года с 21,2% до 24,2% собственных доходов, все же остается существенно ниже уровней предыдущего кризиса (34,2% в 2015 году).
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу