Авиационные перевозки. Итоги года и дальнейшие перспективы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Авиационные перевозки. Итоги года и дальнейшие перспективы

25 декабря 2020 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Развитие ситуации с коронавирусом в 2020 году показало, что он поразил не только людей, но и целые отрасли. Индустрия транспорта не стала исключением, а одними из наиболее пострадавших стали авиационные перевозки, это привело к значительному ухудшению операционных показателей авиакомпаний.

Россия: снижение по всем направлениям

Согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в январе-октябре 2020 года в стране пассажирооборот гражданской авиацииснизился на на 51,5%. Снижение пассажирооборота произошло как в международных перевозках, так и во внутренних перевозках. Перевозки пассажиров гражданской авиацией РФ в январе-октябре 2020 года составили 59 млн человек, что 46,1% меньше показателя прошлого года. На международных перевозках за 10 месяцев 2020 года было перевезено 12 млн человек – снижение на 74,1%. Во внутренних перевозках снижение было незначительно – на 23,9% (47 млн человек). Несмотря на существенное снижение объёма перевозок гражданской авиацией страны в этом году, процент занятости пассажирских кресел снизился, но не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. Так, по данным Росавиации, этот показатель составил 75,1%, что на 9,6% меньше показателя 2019 года. Снижение занятости пассажирских кресел менее чем на 10% говорит не только о том, что авиакомпании выполнили меньше рейсов, но и о том, что изменилось использование парка воздушных судов, перевозчики использовали менее вместительные самолёты и стремились заполнять их полностью.

ТОП-5 российских авиаперевозчиков

Ситуация по отечественным перевозчикам за 10 месяцев текущего года по данным Росавиации следующая. В пятёрке ведущих авиакомпаний результаты такие.

"Аэрофлот" за 10 месяцев года перевёз 12 млн человек, что составляет 40,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Процент занятости пассажирских кресел у неё составил 67,1%, что на 13,1% меньше аналогичного показателя прошлого года.

S7 перевезла 10 323 297 человек или 89,2% от показателя января-октября 2019 года. Процент занятости пассажирских кресел у а/к "Сибирь" составил 72,9% (-14,6%).

Авиакомпания "Победа" перевезла за 10 месяцев текущего года 7 млн человек (86,3% по сравнению с прошлым годом). Процент занятости пассажирских кресел у а/к "Победа" составил 92,6% (-1,7%), когда этот показатель составил 94,3%.

"Уральские авиалинии" за 10 месяцев этого года перевезли 5 млн человек (61,2% по сравнению с прошлым годом). Процент занятости пассажирских кресел у а/к "Уральские авиалинии" с января по октябрь 2020 года составил 73,1% (-10,5%) по сравнению с 2019 годом.

"Авиакомпания Россия" за 10 месяцев 2020 года перевезла 5 млн человек (48,8% к АППГ). Процент занятости пассажирских кресел у "Авиакомпания "Россия" составил 78,7% (-7,3% к АППГ).

В первую очередь, на такую динамику работы отрасли повлияли введённые санитарно-эпидемиологические ограничения в рамках и меры по борьбе с коронавирусом. Закрытие границ, изоляция граждан, временная остановка работы многих отраслей, всё это отразилось на транспорте, в том числе и на авиационном транспорте. Перевозчики практически оценили масштаб заболевания, серьёзность мер по борьбе с ним, и обратились к властям за помощью, поняв, что без поддержки им не справиться. Реакция властей была достаточно оперативной и поддержала отрасль. В мае 2020 года Росавиация начала предоставлять субсидии на частичную компенсацию расходов. По данным на середину ноября в ведомство поступили обращения от 45 российских авиакомпаний, было приято 113 положительных решений, выделено субсидий на сумму свыше 13,6 млрд рублей.

Не остались без внимания и аэропорты страны, по данным на 1 ноября 2020 года было принято 290 положительных решений на общую сумму 9,1 млрд рублей, субсидии были предоставлены 108 аэропортам.

Различные меры поддержки помогли отрасли, способствовали укреплению финансового положения её участниками. Они смогли не только выполнить обязательства перед бюджетами разных уровней, поставщиками товаров и услуг, но и сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 года, а это значит, что компании могут при необходимости оперативно увеличить количество рейсов. Сохранение почти всего авиационного персонала также положительно скажется на безопасности, качестве обслуживания пассажиров, выполнении графика полётов. Учитывая, что пандемия коронавируса может продлиться ещё неопределённое время, целесообразно сохранить различные виды поддержки отечественной авиационной отрасли на 2021 год, авиаперевозчики неоднократно в последние месяцы заявляли о необходимости такой помощи со стороны государства.

Авиакомпаниям не нужно рассчитывать только на помощь государства, логичный способ для них – сокращение расходов, повышение эффективности деятельности. По мере снятия различных ограничений, отечественные перевозчики могут возобновить часть полётов по ряду направлений, это может увеличить пассажирский поток, улучшит операционные результаты. Развивать несвойственные виды перевозок авиакомпаниям вряд ли целесообразно в нынешней ситуации, Во-первых, в этих секторах есть свои игроки, и с ними конкурировать будет нелегко, пассажирские перевозчики должны возить пассажиров, а грузовые авиакомпании – грузы. И для одних и для других это непрофильный бизнес, и увеличение доли на конкретном рынке может быть сложным и дорогим делом. Во-вторых, вряд ли грузовой базы хватит для всех перевозчиков, если их станет больше. К тому же авиацией возят определённые грузы, а, к примеру, уголь, как и раньше, в порты будут возить по железной дороге.

А что в мире?

Положение дел с авиационными перевозками в мире также остаётся сложным. Состоявшаяся онлайн-режиме Генеральная ассамблея Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) констатировала – глобальная пандемия коронавируса, захватившая мир в 2020 году, оказала на отрасль значительное негативное воздействие, которое уже привело к ухудшению показателей её работы. Так, по данным IATA, потери отрасли в этом году составят свыше $120 млрд, что станет худшим годом для мировой авиационной индустрии. Введённые по миру ограничения на передвижения, как внутри стран, так и на межгосударственные поездки, катастрофически отразились на отрасли. IATA приводит следующие данные: международные пассажирские перевозки сократились на 89%, внутренние на 43%. Ожидаемый пассажиропоток в текущем году составит 1,8 млрд человек, что соответствует уровню 2003 года. Безусловно, это негативно отразится на финансовых показателях участников отрасли, так доход авиакомпаний упадёт более чем на 60% по сравнению с 2019 годом.

Положение отрасли осложняется тем, что пока ситуация не улучшается: за первой волной коронавируса пришла новая волна, и непонятно сколько их ещё может быть. Кроме того, многие границы остаются закрытыми, вакцины только создаются, но пока не получили массового распространения, системы тестирования на коронавирус пока не идеальны. Всё это лишь нервирует людей по всему миру и вынуждает их отказываться от поездок, в том числе и авиационным транспортом.

Может ли авиаотрасль пережить нынешнюю ситуацию и восстановиться?

Сразу нужно сказать, что этот кризис для отрасли не первый и, к сожалению, не последний, достаточно вспомнить снижение пассажиропотока после террористических актов 11 сентября 2001 года, которое составило 3-5% по всему миру. Граждане опасались стать заложниками террористов и отказывались летать, однако через несколько месяцев объём авиационных перевозок восстановился. Можно вспомнить и другие ЧП с самолётами, которые тоже приводили к временному сокращению объёма перевозок, но впоследствии он восстанавливался. Несомненно, так будет и в случае с коронавирусом, рано или поздно его удастся победить, что будет способствовать восстановлению объёма перевозок.

Авиационные компании сами активно участвуют в борьбе с коронавирусом, вводят различные меры предосторожности, предупреждая заражение персонала и пассажиров. Например, для скорейшего увеличения объёма пассажирских перевозок, большинство авиакомпаний считает необходимым ввести массовое тестирования пассажиров, не дожидаясь появления надёжных вакцин. Это позволит успокоить их, они не станут откладывать поездку, что может способствовать скорейшему восстановлению объёма пассажирских перевозок. Устойчивость отрасли обеспечивается и за счёт различных мер помощи со стороны властей. Весной этого года уже сообщалось о том, что ряду авиаперевозчиков будет оказана помощь, так Air France должен был получить 7 млрд евро; Alitalia – 1,2 млрд евро. Летом Еврокомиссия одобрила пакет предложений Германии о помощи Lufthansa, который включает 6 млрд евро на рекапитализацию и 3 млрд евро государственной гарантии по кредиту, и это лишь некоторые примеры помощи авиакомпаниям. Такая поддержка отрасли логична, так как воздушный транспорт тесно связан с другими отраслями экономики и помощь перевозчикам становится и помощью их партнёрам. Производители авиационной техники, химическая промышленность, пищевая индустрия, эти и многие другие производители товаров и услуг могут получить косвенную помощь от перевозчиков, что благоприятно отразится на всей экономике.

Говоря об устойчивости отрасли, стоит сказать и о мерах предпринятых авиакомпаниями после начала пандемии коронавируса, включая сокращение персонала и/или отправку части работников в вынужденный отпуск, отказ от закупки новой авиатехники, продажа непрофильных активов. Весной прогнозировалось, что авиационная отрасль по миру может потерять большое количество рабочих мест, а впоследствии ряд перевозчиков сообщили, что намерены сократить персонал. Так British Airways объявил о сокращении 12 тысяч человек; Brussels Airlines -1 тысячи человек; EasyJet – 4500 человек; Icelandair – 2000 человек; SAS – 5000 человек и так далее. Определённую уверенность компаниям даёт и имеющаяся у них "денежная подушка", которая помогает пережить трудные времена. Недавно, к примеру, генеральный директор компании Air France Анн Ригэль сообщила, что крупнейший авиаперевозчик Франции теряет в день 10 млрд евро. Отсутствие у компании финансовых резервов вряд ли бы позволило продолжать деятельность при таких убытках. Суммируя, можно утверждать, что гражданская авиация является устойчивой индустрией и может восстановить прежние объёмы перевозки.

В самой отрасли считают, что докризисный уровень может быть достигнут только к 2024 году, такого же мнения придерживается и IATA, однако не исключено, что его удастся достичь к концу 2022 года – весне 2023 года. Это будет зависеть, в первую очередь, от смягчения введенных санитарных ограничений и массового вакцинирования граждан.

Говоря о постковидных перспективах авиационной индустрии нужно подчеркнуть, что желание летать у населения планеты никуда не уйдёт. Да, развитие различных средств связи, удалённая работа и живое общение с родственниками через экран компьютера, несомненно, останутся в нашей жизни, однако живого общения друг с другом не заменит ничто, так что различный транспорт будет востребован, в том числе и воздушный. Нельзя забывать и о том, что во многие места нашей планеты, как поётся в старой песне: "Только самолётом можно долететь", значит, авиационные перевозки продолжат существовать. Можно допустить, что не все авиакомпании сохранятся после кризиса, но ведущие компании, скорее всего, останутся на рынке. Для сохранения конкуренции на рынке и чтобы авиакомпании смогли перевезти растущий поток пассажиров, необходимо сохранить разные виды помощи перевозчикам, как на национальном, так и на международном уровне. Не обязательно это должны быть именно прямые финансовые вливания, это может быть предоставление компаниями различных льгот и преференций, гарантий и тому подобное, главное, чтобы при этом не было искажений рынка, необоснованного преимущества одних компаний перед другими.

Перспективы на фондовом рынке

Наличие перспектив у авиационной индустрии даёт неплохие шансы на то, что капитализация перевозчиков будет расти, причём не в отдалённой перспективе, а в ближайшие месяцы. Например, 1 января текущего года акция Air France – KLM SA (AF.PA) стоила 9,39 евро, а 25 ноября – 5,05 евро (-46,22%). Акция Lufthansa (LHA.DE) 1 января стоила 15,36 евро, а 25 ноября – 10,39 евро (-32,36%). А акция Delta Air Lines (DAL) 1 января стоила 57,61 доллара, а 25 ноября – 41,29 доллара (-28,33%). Вряд ли стоимость бумаг этих и других авиакомпаний быстро вернётся к докризисным уровням, однако у них есть потенциал роста в 13-19% в ближайшие месяцы по мере постепенного улучшения ситуации, увеличения объёма перевозок, что даёт инвесторам возможность заработать на бумагах этих и других авиаперевозчиков.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter