Продажа (https://telegra.ph/file/91f0d94090998c3e74e8a.jpg) Аляски » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Продажа (https://telegra.ph/file/91f0d94090998c3e74e8a.jpg) Аляски

30 декабря 2020 Абрамов Александр

В очередной раз наткнулся на историю с продажей Аляски и решил изучить подробнее.

Историю окружает много мифов, например, что Аляска была продана Екатериной Великой, что была сдана на 99 лет и что золото от продажи затонуло во время шторма.

Однако все гораздо прозаичнее. После поражения в Крымской войне у Российской империи не было ресурсов содержать Аляску, и главное — охранять ее от британских войск, базировавшихся в Канаде.

В отличие от Британии, с США отношения в то время были дружескими и было решено продать Аляску им. В марте 1867 года в Вашингтоне по приказу Александра II был подписан договор о продаже.

$7,2 млн золотом заплатили США за 1 млн 519 тыс. кв. км, то есть 1 кв. км обошелся в 4.74 доллара. (100 соток чуть меньше, чем за 5 центов. 1 кв. км. = 10 000 соток).

Копейки какие-то, да?

Давайте разберемся.

В 2017 году экономисты "Ренессанс Капитал" перевели эту сумму на современные деньги. $15 млрд — эквивалент суммы продажи Аляски, если считать ее как долю от экономики США (0,1% ВВП в 1867 году).

Если взять сегодняшний курс в 75 рублей за $1, то Америка купила у России землю, стоимостью примерно 74 рубля за сотку. (15 млрд. * 75 руб. / 1 519. 000 кв. км. * 10 000 соток = ).

75 рублей за сотку - очень низко. Участок под дачку в 10 соток можно урвать всего за 750 рублей, класс же!

Далее, чтобы понять адекватность цены, я поискал объявления о продаже земель в России и наткнулся сразу на несколько по примерно схожей цене, что купила у нас Америка:

68 рублей за сотку, 175 гектар, Новосибирская область.

86 рублей за сотку, 617 гектар, Пермский край.

Ну что, покупаем? 🙂

Какой вывод у меня?

Судя по всему, для России это была отличная сделка.

В добавок, берем в расчет, что продали огромное количество земли по розничной, судя по объявлениям, цене. Так же, земля эта была не освоена, находилось лишь несколько поселков во всей Аляске. Да и защитить бы эту землю не смогли в случае чего.

На месте Александра 2 я бы принял такое же решение - продавать.

В Государственном Историческом архиве РФ хранится документ, датированный второй половиной 1868 года. Текст этого документа звучит так:

Продажа (https://telegra.ph/file/91f0d94090998c3e74e8a.jpg) Аляски

На фото — Рейтерн Михаил Христофорович

«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.]. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами»

Получается, что большая часть этой гигантской суммы царским правительством было использовано вполне на благо государства.

Так ли это на самом деле?

В середине шестидесятых годов позапрошлого века Россия переживала не лучшие времена. Всё ещё давали о себе знать последствия тяжёлого поражения в Крымской войне. А одной из его причин стал недостаток в стране железных дорог: это мешало быстро перебрасывать к театру боевых действий войска и вооружение. И если не предпринимать мер, такая ситуация могла повториться в дальнейшем, ведь размеры империи очень велики.

В то время строительством большой части железных дорог занималась коммерческая структура – компания «Главное общество российских железных дорог».

При этом стоимость строительства одной версты на проектах общества была значительно выше, нежели на сданной в эксплуатацию в 1851 году дороге Санкт-Петербург – Москва, которую строило государство.

Это к чему я?

Идейным вдохновителем и руководителем процесса передачи строительства железных дорог от государства частными компаниями был министр финансов Михаил Рейтерн.

Ну и продажей Аляски занимался так же он и его коллеги — он уговорил императора одобрить сделку и лично участвовал в итоговом совещании, на котором приняли решение о продаже.

В итоге деньги от продажи Аляски были переведены в специально созданный коммерческий железнодорожный фонд, из которого дальше расходовались на строительство.

Дороги были в итоге построены, что отлично — Курско-Киевскую – за четыре года, Рязанско-Козловскую – за два года. Но вопрос, как всегда, в стоимости.

«В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего».

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter