Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем лучше, тем хуже: дорожающий керосин мешает авиакомпаниям РФ выздоравливать » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем лучше, тем хуже: дорожающий керосин мешает авиакомпаниям РФ выздоравливать

29 марта 2021 Thomson Reuters
Восстановление внутренних авиаперевозок, которое должно помочь российским авиакомпаниям выбраться из глубокого коронавирусного кризиса, обернулось ростом затрат из-за подорожания авиакеросина, что снова ставит их перед необходимостью просить поддержки у государства.

Цены на керосин в России в первой половине прошлого года упали почти до уровней 2016 года, а с мая начали постепенно расти, но авиакомпании, которые из-за карантина приземлили почти весь свой флот, этих изменений почти не заметили.

Однако с осени перевозки начали постепенно восстанавливаться, в первую очередь за счет внутренних маршрутов, и если в разгар кризиса самолеты почти не тратили керосин, то теперь его потребление растет.

A Pobeda plane with Russian Kremlin critic Alexei Navalny takes off at Berlin Brandenburg Airport in Berlin, Germany, January 17, 2021. REUTERS/Axel SchmidtС восстановлением перевозок подорожание топлива становится все более ощутимой проблемой. У Аэрофлота расходы на керосин в прошлом году выросли в четвертом квартале по сравнению со вторым втрое - до 15 миллиардов рублей, следует из его отчета.

По состоянию на прошлую неделю, средняя цена керосина в московских аэропортах выросла до 41.800 рублей за тонну, следует из данных в терминале Refinitiv Eikon. Это пока ниже максимальных уровней 2018-2019 годов, когда цена превышала 45.000 рублей за тонну, но уже почти на 70% выше, чем минимум в мае прошлого года.

По сравнению с июнем 2020 года можно говорить о росте цен на керосин более чем на 40%, сказал представитель Аэрофлота.

Уже с начала марта цены на авиакеросин в большинстве российских аэропортов выросли на 6-7%, сказала представитель частной авиакомпании Уральские авиалинии.

"Помимо текущего повышения ожидаем традиционный рост цен на авиатопливо в мае-июне 2021 года", - сказала она.

Уровень цен на керосин уже начинает приближаться к докризисному уровню, а перевозки пассажиров, как на внутренних, так и на международных авиалиниях, далеки от докризисных показателей, сказал представитель Аэрофлота. Это плохо влияет на авиакомпании, учитывая, что цены на билеты не поменялись, а спрос - снижен, добавил он.

Из-за подорожания топлива его доля в общих расходах выросла в 2018-2019 годах до рекордных 26-31%, но снизилась до 19% в 2020 году, однако с восстановлением рынка авиаперевозок наметился и рост стоимости топлива, сказал представитель Red Wings.

"Это, безусловно, будет ухудшать экономику авиакомпаний, так как перекладывать этот рост в цену билетов невозможно - конкуренция остра, а платежеспособный спрос - низкий", - сказал он.

"Любое увеличение этой статьи затрат имеет значимый эффект на рентабельность авиакомпаний. При росте стоимости ГСМ на 20% низкомаржинальная деятельность авиакомпаний становится убыточной, а в текущей ситуации, скорее всего, крайне убыточной", - сказал старший эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев.

Убытки и господдержка

Авиакомпании из-за карантина и закрытия международных маршрутов в прошлом году вдвое сократили перевозки и выручку: их пассажиропоток за прошлый год снизился на 46% до 69,17 миллиона человек, что поставило их на грань выживания.

Российские власти выделили им почти 21 миллиард рублей субсидий в 2020 году, а также предоставили кредиты под госгарантии и выкупили на деньги Фонда национального благосостояния акции Аэрофлота на сумму 50 миллиардов рублей.

Но этого может оказаться недостаточно для выживания авиакомпаний, накопивших гигантские убытки и испытывающих давление на расходы со стороны слабого рубля и дорожающего керосина.

По информации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), опубликованной в конце прошлого года, убыток большинства российских авиакомпаний может достичь 200 миллиардов рублей в 2020 году.

По данным Росавиации, операционный убыток российских авиакомпаний за 9 месяцев 2020 года на фоне пандемии составил 102,1 миллиарда рублей против убытка в 38,8 миллиарда рублей за весь 2019 год.

У АЭВТ, которая объединяет большинство крупнейших перевозчиков за исключением Аэрофлота, есть два десятка предложений о господдержке авиакомпаний, включая субсидии, налоговые льготы, продление льгот на платежи за аэронавигацию, недопущение роста аэропортовых сборов, сказал Рейтер источник на авиарынке.

По его словам, расходы на керосин авиакомпании предлагают сократить двумя возможными способами - увеличением размера возвращаемого им акциза на топливо, а также снижением порогового значения демпфера, при превышении которого авиакомпании получают право на компенсацию из бюджета, поскольку при сегодняшних ценах демпфер не работает.

"Аэрофлот ранее выступал с подобными предложениями понижения планки, - сказал представитель авиакомпании. - Это было бы в интересах всей отрасли".

В 2020 году АЭВТ официально предлагала ввести эти меры поддержки авиакомпаний в письмах к правительству, но ответов не получила.

В ноябре Центробанк РФ предупредил, что российским авиаперевозчикам, испытывающим проблемы с обслуживанием долга из-за коронавирусного кризиса и ослабления рубля, может понадобиться дополнительная господдержка.

Финансовая ситуация у отдельных российских авиакомпаний ухудшилась, но признаков банкротства сейчас не наблюдается, сообщила Росавиация. Минтранс РФ отказался от комментариев о подорожании керосина и господдержке.

Дорожающий керосин вместе с ростом перевозок приводит к росту расходов, поскольку переложить этот рост на потребителя практически невозможно, говорит старший аналитик Атона Михаил Ганелин:

"Это добавит убытков авиакомпаниям, которые и без того находятся в очень тяжелом финансовом положении из-за коронавирусных ограничений, и рано или поздно приведет к необходимости системной господдержки отрасли".

"В долгосрочной перспективе рост цен на топливо может привести к сокращению емкостей на рынке (вывод менее эффективных типов воздушных судов, банкротство менее эффективных авиакомпаний) и восстановлению рентабельности оставшихся игроков до положительных значений", - говорит Зайцев.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу