На смену современной "нефтяной цивилизации" приходит эра голода, когда ведущим фактором мировой политики и экономики становится уровень производства и потребления продуктов питания
(Фото: Antonio Calanni/AP)
Соглашение о замораживании цен на социально значимые товары, подписанное на днях Министерством сельского хозяйства России и представителями ассоциаций и союзов, объединяющих крупных производителей продуктов питания, вызвало вал критики. Некоторые маститые экономисты высказались в том смысле, что чиновники Минсельхоза намерены бороться с глобальными вызовами местечковыми методами. Но если оценить ситуацию на мировых рынках, то выяснится, что даже страны с наиболее развитой экономикой рассматривают возможности введения регулируемых цен на жизненно важные продукты питания. Еда в мире кончается, и тут уж не до чистоты рыночной теории.
Почем баррель пшеницы?
На протяжении многих лет любимой страшилкой политических и экономических аналитиков являлся энергетический голод. Но более реальной угрозой может стать голод самый настоящий, вызванный банальной нехваткой продуктов питания. Некоторые эксперты утверждают, что в истории человечества постепенно заканчивается так называемая нефтяная эпоха, вслед за которой наступает эра голода, когда ведущим фактором мировой политики и экономики может стать уровень производства и потребления продуктов питания.
То, что мировой рынок продовольствия входит в полосу потрясений, - это очевидно. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в 2007 году мировые запасы зерновых, особенно пшеницы, упали до самых низких отметок за последние 25 лет. По оценкам американских аналитиков, дефицит зерна в мире в сезоне 2007-2008 года составлял примерно 15 миллионов тонн. Как результат мировые цены на пшеницу в сентябре прошлого года поставили абсолютный рекорд: 400 долларов за тонну. Индекс цен на продовольствие журнала Economist в этом году достиг максимума за все время своего существования начиная с 1845 года. С 2005 года зерновые подорожали на 75 процентов, и это еще не конец. Инвестиционный банк Goldman Sachs в декабре скорректировал прогноз мировых цен на конец 2008 года в сторону повышения: на пшеницу - в 1,25, на сою - в 1,6, на кукурузу - в 1,2 раза.
Рост цен зерновых неизбежно вызовет дальнейшее подорожание почти всех групп продовольствия: мяса, молока, спиртных напитков. Доля зерна достигает сегодня 70-80 процентов в стоимости комбикормов. Столько же составляют затраты на корм в себестоимости мяса. Точно такое же влияние имеет зерно на определение цен для молочных продуктов и яиц.
Продовольственный интернационал
Стремительный рост цен буквально на все виды питания вызвал ответную реакцию. Сегодня не только Россия пытается зафиксировать цены на жизненно важные продовольственные товары. Вот лишь короткий перечень стран, которые уже установили контроль за ценами на продукты.
В январе правительство КНР заявило, что производителям свинины, яиц и некоторых других видов сельхозпродукции придется получать специальное разрешение местных властей на повышение цен. Но, как считают аналитики, на деле получить такую санкцию невозможно. Кроме того, в условиях дефицита китайцы сознательно ограничили экспорт. Власти КНР отказались от практики возврата налога на экспорт сельхозпродукции и ввели экспортные пошлины и квоты на пшеницу, кукурузу, рис и муку. Соседний Вьетнам ввел фиксированные цены на рис. Таиланд ограничивает цены на лапшу и растительное масло, Мексика - на тортильи (традиционные кукурузные лепешки), Малайзия создает Национальный совет по ценам, который займется мониторингом себестоимости производства продовольствия и созданием продуктовых запасов. При совете действует круглосуточная телефонная линия, по которой потребители могут сообщать о случаях резкого роста цен на продукты. Правительство Венесуэлы во главе с Уго Чавесом, установив предельные цены на ряд продовольственных товаров, включая сахар и молоко, заявило о готовности экспроприировать любую компанию-производителя в интересах "продовольственной безопасности и суверенитета". Замороженные венесуэльские цены вызвали настоящий ажиотаж в соседней Колумбии. Десятки тысяч колумбийцев ринулись через границу за более дешевыми продуктами питания в приграничные районы Венесуэлы. Правительству Чавеса пришлось вводить еще одно ограничение, теперь уже на вывоз продовольствия из страны.
Кукуруза оправдывает свое звание царицы полей - посевные площади растут. Правда, этот ценный питательный продукт ныне все больше идет на производство биотоплива, что привело к резкому подорожанию продукции животноводства из-за дефицита кормов
(Фото: Frederic J. BROWN /AFP)
Понятно, что заморозить цены стремятся в первую очередь те государства, которые испытывают или испытывали в прошлом недостаток продтоваров. Но как ни парадоксально, вопрос о фиксированных ценах на определенный ассортимент продуктов становится актуальным и для индустриально развитых стран, где с колбасой и прочим никогда проблем не было.
На европейской диете
В свое время английская пресса, сообщая о первой заморозке цен в России, не исключала, что ее примеру вынуждены будут последовать и некоторые страны ЕС. И вот первая ласточка: в Италии введены предельные цены на макаронные изделия (основной продукт питания жителей Апеннин). В Испании общество защиты прав потребителей требует немедленного введения фиксируемых цен на продукты питания. Цены на свинину и говядину здесь увеличились в среднем на четверть. На 20-25 процентов повысились цены на хлеб, молоко, яйца, сыры, колбасные изделия, овощи и фрукты. Абсолютно идентичная ситуация в Португалии.
О том, что проблема нехватки продовольствия стала восприниматься как глобальный фактор, говорит и то, что впервые эта тема стала предметом обсуждения на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе. "Важнейшие риски, с которыми мир сталкивается сейчас, - отмечается в докладе Global Risks 2008, - это системный финансовый кризис, подорожание продовольствия и энергоносителей". Вероятность серьезной нехватки продуктов для бедных стран в 2008 году эксперты ВЭФ оценивают в 3 балла по пятибалльной шкале. В прошлом году, отметим, вопрос о ценах на продовольствие не задавался вообще. Более того, кризис еды может стать одной из главных опасностей XXI века. Эксперты форума называют основные причины роста цен - увеличение населения планеты, повышение его уровня жизни, рост производства биотоплива и изменение климата.
Президент научного World watch Institute Лестер Браун в книге "Кто накормит Китай" не скрывает своего беспокойства по поводу демографического и экономического бума в КНР и Индии: китайцы и индийцы отходят от своей традиционной диеты и все больше отдают предпочтение "американской" еде, более богатой мясными и молочными продуктами.
Вот красноречивые цифры. В 1985 году среднестатистический китаец съедал 20 килограммов мяса в год, сейчас - до 50 килограммов. А увеличившийся вдвое китайский импорт молока спровоцировал мировой рост цен на эту продукцию. При этом аппетиты китайцев растут. В прямом смысле слова. Десятки миллионов граждан Поднебесной уже страдают от избыточного веса. При этом падение сельхозпроизводства в Китае идет не менее быстрыми темпами, чем рост потребления продуктов.
Царица полей
Обычно столь внушительные взлеты цен на продовольствие случаются из-за неурожаев, которые резко сокращают предложение на рынке. Парадокс в том, что нынешний взлет цен происходит в "тучные" годы. Международный совет по зерну подсчитал: мировой урожай зерновых в этом году достигнет 1,659 миллиарда тонн, что станет абсолютным рекордом за всю историю наблюдений. Рост цен при постоянно растущих поставках говорит о том, что серьезные тектонические процессы происходят на стороне спроса. И действительно, по данным Международного совета по зерну, уже третий год подряд население Земли съедает больше зерновых, чем выращивает.
Впрочем, термин "съедает" в данном случае не совсем корректен. Минувшие три года стали периодом активного внедрения альтернативного "зеленого топлива" в развитых индустриальных странах. В результате в 2007 году около трети американского урожая кукурузы пошло на биодизель. Лестер Браун отмечает в этой связи, что "сегодня мы являемся свидетелями эпохального соревнования за зерно между 800 миллионами автомобилистов планеты и двумя миллиардами бедняков".
В третьем мире эра голода уже наступила. На Гаити продовольственный кризис достиг такой остроты, что население выпекает хлеб из всего, что попадется под руку, иногда даже из глины вперемешку с мукой
Пытаясь преодолеть энергетическую зависимость от нефтедобывающих государств, промышленно развитые страны стремятся перепрофилировать сельхозугодья под выращивание "энергоносителей". В Америке это прежде всего кукуруза. Житница Штатов Айова представляет собой сплошное кукурузное поле. И это только начало воплощения в жизнь амбициозного плана администрации Буша производить через десять лет четверть всех объемов топлива из неуглеводородного сырья.
Свой вклад в переоценку сельхозценностей вносит и Европа, стимулирующая производство биодизеля из стремительно дорожающего рапса. У европейцев не менее амбициозный проект - довести к 2020 году уровень использования биодизеля до 10 процентов от общего количества горючего. Как результат уже сегодня в Германии из 12 миллионов гектаров земельных угодий 2 миллиона отданы под рапс.
Но как считают оптимисты, у человечества есть резервы! Необходимо лишь снять бюрократические препоны. Мало кто знает, что самый высокопроизводительный в мире европейский фермер со всех сторон обложен "красными флажками" в виде всевозможных квот и ограничений. Например, производить молоко или мясо свыше положенной нормы ему невыгодно, так как за перевыполнение плана придется платить штраф. Квоты на продовольствие ЕС ввел еще в 1985 году, когда Западную Европу захлестнул кризис перепроизводства. Как не вспомнить в этой связи любимые советским ТВ кадры, когда "несчастные" европейские фермеры выливали на дорогу никому не нужное молоко, давили асфальтовыми катками виноград, уничтожали овощи, сжигали избытки зерновых. Сегодня ситуация выглядит с точностью до наоборот. Казалось бы, взять и отменить эти устаревшие ограничения.
Но не тут-то было! Как всякий бюрократический механизм, квоты зажили своей самостоятельной жизнью. Во многих странах ЕС сложился рынок квот, и они стали самостоятельным финансовым инструментом. Их можно продавать, обменивать и даже сдавать в аренду. Кроме того, квоты на производство еды гарантируют безбедную старость фермеру при выходе на пенсию. Соответственно они выступают в качестве гарантий при получении банковского кредита. Если бы сегодня произошла одномоментная отмена квот, это могло бы больно ударить по фермерам предпенсионного возраста, которые собирались продать свои "активы". В итоге при остром дефиците молочной продукции квоты на нее в странах ЕС отменят в лучшем случае только к 2015 году!
Проблема резкого перехода европейских фермеров на "энергетические культуры" тоже в немалой степени упирается в хитросплетения еэсовской сельхозполитики. С 2003 года ЕС платит дотации многим фермерам за то, что они... ничего не производят, а лишь поддерживают свои сельхозугодья в надлежащем порядке. В этой ситуации для многих фермеров субсидируемое выращивание "несъедобного" рапса и есть единственно прибыльное сельхозпроизводство.
В ЕС, впрочем, уже начинают понимать, что в погоне за поставленной целью - увеличением выпуска "зеленого топлива" до 10 процентов к 2020 году - европейские бюрократы перегнули палку. "Мы видим, что социальные проблемы, возникшие на пути к переходу на биотопливо, оказались намного серьезнее, чем это ожидалось", - говорит комиссар ЕС по вопросам окружающей среды Димас Ставрос. И это еще мягко сказано. "Социальные проблемы", возникшие в результате попытки добиться энергонезависимости от производителей нефти и газа, на деле означают голод в слаборазвитых странах и резкое подорожание продовольствия во всех остальных.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу