Инвестиции с зеленым акцентом: новый фонд на Мосбирже » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Инвестиции с зеленым акцентом: новый фонд на Мосбирже

12 июля 2021 banki.ru Смирнова Елена
На Мосбирже начались торги паями фонда «Индекс экологически чистых технологий» от Тинькофф Банка. Стоимость пая привязана к акциям мировых компаний сферы «зеленой» экономики. Подробности Банки.ру рассказали генеральный директор УК «Тинькофф Капитал» Руслан Мучипов и руководитель отдела консультирования Кирилл Комаров.

К. К. — Кирилл КОМАРОВ, руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиций»

Р. М. — Руслан МУЧИПОВ, генеральный директор УК «Тинькофф Капитал»

А. Н. — Антон НЕХАЕНКО, руководитель направления финтех-контента Банки.ру

Е. С. — Елена СМИРНОВА, руководитель направления инвестиционного контента Банки.ру

Индекс для фонда
Е. С.: В основе фонда лежит индекс TGRNUS. Расскажите про него подробнее.

Р. М.: Банк выступает в роли калькулирующего агента индекса с помощью уже существующей платформы. Есть специальная команда, которая занимается расчетами индексов, за которыми могут следовать биржевые фонды. Мы пока публикуем его на собственных ресурсах, но думаем над тем, чтобы начать выгружать индексы Тинькофф Банка во внешние информационные системы типа Bloomberg.

Е. С.: В информации о запуске немного сбивает с толку фраза об исчислении с 2002 года. Когда вы его запустили?

Р. М.: Запустили с 1 апреля 2021 года, но для демонстрации доходности стратегии он посчитан ретроспективно. Мы взяли критерии отбора, которыми пользуемся, и рассчитали наполнение компаниями, которые бы соответствовали этим критериям, с 1 января 2002 года с учетом ежеквартальных ребалансировок, как и указано в условиях индекса. Мы просто повторили практику крупнейших мировых индексов, которые всегда запускались с неким набором ретроспективных данных. Например, когда в 1950-е годы запустили S&P 500, к нему приложили расчет с 1927 года.

Е. С.: Есть ли какие-то зарубежные индексы ESG, на которые вы ориентировались при составлении стратегии?

Р. М.: Из трех компонентов понятия ESG (environmental, social, governance) мы сделали упор на первый компонент и ориентировались на компании, чей основной бизнес сфокусирован на разработке и развитии зеленых технологий. Поэтому мы не смотрели на отраслевые индексы и фонды ESG, а сами разобрались, какие из интересующих нас компаний достаточно финансово устойчивы.

К. К.: На рынке есть либо узкоспециализированные фонды (например, только «солнечные» технологии), либо фонды, где взвешивание пропорционально размеру компании. В таких фондах, например, Tesla может занимать огромную долю, что делает их довольно бессмысленными. Мы посмотрели на солнечную и ветряную энергетику, водород, электромобили, энергоэффективные здания и т. д. и постарались составить «сборную солянку» из всех тем зеленой энергетики. Кроме того, мы постарались избежать присвоения слишком большой доли компаниям, которые уже давно на рынке, чтобы дать инвесторам доступ к «молодым» активам, которые еще не «взлетели». На бенчмарки мы ориентировались только в определении сфер, которые должны были быть учтены в нашем портфеле.

Выбор для «солянки»
А. Н.: Очень большая доля выбросов парниковых газов приходится на нужды отопления и охлаждения помещений. Эта тема попала под пристальное внимание правительств по всему миру, которые уже выпустили или готовят нормативы «озеленения» этой сферы. Как этот сектор учтен в вашем индексе?

К. К.: Именно по этой причине мы включили в фонд американские и европейские компании, которые занимаются управлением недвижимостью. Производители специализированного оборудования типа теплонасосов, как правило, входят в состав крупных промышленных конгломератов, чьи акции бы сильно размыли фокус фонда.

А. Н.: А как же находящиеся в составе индекса компании — производители нефтехимии и катализаторов для нефтепереработки?

К. К.: Они добавлены из-за экспертизы в газовой сфере, потому что если водородная революция произойдет, то они будут ее неотъемлемыми участниками. Они все-таки на острие этих технологий, даже если сейчас они не слишком «зеленые». Также напомню, что помимо катализаторов нефтепереработки они производят и перерабатывают также катализаторы для нейтрализации выхлопных газов и таким образом помогают снижению выбросов.

Р. М.: У них есть сегменты бизнеса с не очень «зелеными» историями, но по методологии Morning Star Sustainalytics, с которыми мы в партнерских отношениях, у таких компаний достаточно высокий ESG-рейтинг. Та же Air Products & Chemicals может похвастаться впечатляющей отметкой 10,5 и занимает в своей отрасли первые места.

А. Н.: По водороду сейчас есть два полярных мнения. Одни говорят, что он возьмет на себя все функции, такие как отопление, транспорт и промышленные процессы. Другие — что это голый пиар нефтяных компаний, которые просто хотят оттянуть свой неизбежный конец. Какой из двух взглядов вам ближе, как это учтено в вашей стратегии?

Р. М.: Мы не пытаемся это предсказывать в нашей стратегии, а пытаемся

инвесторам доступ к пулу конкурирующих технологий, которые обозначают возможные точки роста. Не хотелось бы предсказывать развитие событий, но пока ничто не говорит о том, что конкретная технология провалится. У водорода есть проблемы, но их постепенно решают и ищут новые применения.

Инвестиции с зеленым акцентом: новый фонд на Мосбирже


Е. С.: Состав индекса пересматривается ежеквартально. Вы делаете это вручную или это делает за вас алгоритм?

Р. М.: Тотальной роботизации нет. Мы отбираем пул компаний, а дальше специалисты вручную проверяют каждую на пригодность для нашего индекса. Например, нужно обязательно оценить ликвидность, чего не сможет нормально сделать ни один робот. Калькулирующий агент должен ясно представлять, насколько такой портфель вообще исполним для УК, предоставит ли кто-то из брокеров доступ к конкретным инструментам. Без человеческого участия тут не обойтись. Мы задали немного расширенные рамки, чтобы, если на рынке появится больше подходящих компаний, портфель был более репрезентативным.

Такой «зеленый» БПИФ
Е. С.: Ваш новый БПИФ будет долларовым или рублевым?

Р. М.: СЧА БПИФа в долларах, а торговаться он будет в двух валютных режимах. Основной режим за доллары и дополнительный за рубли. Маркетмейкером выступает «Атон».

Е. С.: Кто проводит аудит?

Р. М.: Никто не проводит, в данном случае нет такого требования. БПИФ создан по российскому законодательству. Это биржевой фонд, бумаги из которого обращаются на одной из бирж списка; состав понятен, и аудитор тут не обязателен, все контролируется со стороны депозитария. Компании из нашего списка отсутствуют на Московской бирже и практически не представлены на Санкт-Петербургской. В основном они торгуются в Европе на Xetra и лондонской LSE, а также на американских NASDAQ и NYSE. В состав включены компании с разным уровнем капитализации, от сотен миллиардов в случае с Tesla до GetLink, у которой капитализация около миллиарда.

Е. С.: Какой объем активов на старте и какие планы по росту фонда?

Р. М.: Мы начинаем со 100 миллионов рублей и рассчитываем приблизиться к миллиарду в течение лета. Когда мы запускаем БПИФы, то, как правило, рассчитываем на плюс-минус 2 миллиарда рублей в течение полугодия, в зависимости от рыночной конъюнктуры и рекламных кампаний.

А. Н.: Как вы собираетесь позиционировать новый продукт? Какие основные мотивы будут двигать инвесторами, по вашему мнению?

Р. М.: Идея фонда и состав будут близки типичным клиентам экосистемы «Тинькофф», многих из которых интересует тема заботы об окружающей среде. Кроме того, фонд дает доступ к бумагам, которые в принципе недоступны неквалифицированным инвесторам в России. Но самое главное — наш индекс отражает глобальный тренд, доля которого в мировой экономике будет только расти; все эти бизнесы в будущем станут ее основой.

К. К.: Инвесторы понимают, что тренд не остановить и в нем нужно быть. При этом не все разбираются в этих технологиях достаточно, чтобы инвестировать в индивидуальные компании. А с нами они получают все: солнце, ветер, водород, литий и т. д. Кроме того, в рамках этого фонда можно поучаствовать в молодых компаниях, которые только в начале пути, — это очень большой плюс для инвесторов, которые хотят зайти в тренд пораньше.

Если посмотреть фонды-аналоги на Западе, то победа Байдена на выборах привлекла туда в январе — феврале огромное количество денег, которые перегрели сектор. С тех пор тренд немного остыл, акции подешевели.

Р. М.: 87% нашей аудитории — это buy & hold, поэтому от них можно ожидать долгосрочного поведения. А тут не только доход, но и доброе дело.

А. Н.: Насчет вложений в добрые дела: одну из компаний индекса, производителя поликремния DAQO, обвинили в использовании подневольного труда, она попала в черный список администрации Байдена и до сих пор там находится. Почему эта компания до сих пор находится в вашем «добром» индексе и что в дальнейшем может произойти, если обвинения подтвердятся или вскроются новые подробности?

Р. М.: Мы следим за развитием ситуации, но, с нашей точки зрения, выдвинутые обвинения и внесение в черный список не повлияли на роль DAQO в переходе к «зеленому» будущему и ее перспективы. В любом случае, состав нашего индекса пересматривается раз в квартал. В ESG-фондах, где учитывают и социальную составляющую бизнеса, и рейтинг Sustainalytics, DAQO, возможно, не попала бы в индекс.

Торговля зелеными
Е. С.: Расскажите, пожалуйста, о стоимости пая.

Р. М.: Начальная цена пая будет составлять 7 рублей, или около 10 центов. Минимальный порог входа за валюту будет составлять 100 паев, или около 10 долларов. За рубли можно будет купить от одного пая, то есть всего 7 рублей. Как и по другим фондам на основе индексов Тинькофф Банка, тут действуют стандартные условия. Совокупная комиссия — 0,99% годовых, в том числе 0,9% — вознаграждение УК, а остальное — комиссии брокерам, депозитарию и т. д. На нашей собственной платформе «Тинькофф Инвестиции», напомню, брокерские и депозитарные комиссии отсутствуют.

Банки.ру приводит сравнительную таблицу существующих в России инвестиционных предложений по направлению ESG и зеленых технологий.



Е. С.: Какова допустимая ошибка слежения?

Р. М.: Величина именно ошибки слежения — более сложный показатель, который и в мировой, и в российской практике допускается до 0,5%. На весь российский рынок в этом смысле влияет молодость фондов. Например, мы сейчас запускаем фонд размером 100 миллионов рублей. В первый-второй день будет всплеск спроса, и маркетмейкеру понадобятся новые паи. Рост СЧА за сутки на 50% неизбежно приведет к отклонениям на следующие сутки. Когда фонды перевалят за 1 миллиард, а новые пополнения зафиксируются на уровне 10—20 миллионов рублей в сутки, ошибки исчезнут. BlackRock и Vanguard имели те же проблемы в прошлом году при запуске новых фондов.

Е. С.: Если все пойдет в минус, может ли УК попытаться спасти ситуацию, докупив какие-то отличающиеся от индекса активы? Допустимо ли добавление каких-то других инструментов, кроме акций?

Р. М.: Нет, в рамках данного БПИФа можно только точно следовать индексу. Другие инструменты не предусмотрены.

Greentech+?
Е. С.: На какой срок рекомендуете брать активы и с чем осторожные инвесторы могут совместить данный БПИФ?

Р. М.: Поскольку это акции, я рекомендую три года и более. Можно сбалансировать акциями и облигациями стабильных крупных компаний. Возможно, такой фонд неплохо бы сочетался с компаниями — лидерами по обратному выкупу акций, с «дивидендными аристократами» или вообще с нашим «вечным» портфелем.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter