25 августа 2021 OilPrice.com
Проект «Восток Ойл», за которым стоит государственный нефтяной гигант «Роснефть», является краеугольным камнем арктических амбиций Кремля. Он включает разведку и разработку нескольких огромных месторождений нефти и газа. В настоящее время «Роснефть» ведет переговоры с различными группами инвесторов по поводу их участия в проекте, и по тому, какие группы сумеют заинтересовать Москву, можно будет судить о геополитическом балансе в нефтегазовой отрасли в обозримом будущем.
Проект объединит крупнейшие месторождения на севере Красноярского края, в том числе сверхгигантские нефтегазоносные поля Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское), а также Паяхское нефтяное месторождение и Западно-Иркинский участок. По некоторым данным, общие запасы нефти в этом районе составляют 6,2 миллиарда тонн (53 миллиарда баррелей).
После выхода на полную мощность, «Восток Ойл», согласно расчетам, будет давать чуть более 2 миллионов баррелей в сутки. Учитывая нынешние мощности России, это приведет к тому, что через несколько лет среднесуточная добыча в стране составит от 13 до 14 миллионов баррелей. Это будет соответствовать текущим максимальным прогнозам для США и значительно превышать добычу Саудовской Аравии.
Усилия России по освоению арктических ресурсов поддерживаются компанией «Газпром нефть», третьей по величине нефтяной компанией страны, которая является нефтяным подразделением государственного газового гиганта «Газпром». В июле 2020 года «Газпром нефть» отправила свой первый танкер с нефтью, добытой в Арктике, в Китай по Северному морскому пути.
По данным компании, потребовалось всего 47 дней, чтобы доставить полный груз, 144 тысячи тонн сладкой и легкой нефти «Новый порт», которая добывается на Ямале, из Мурманска в китайский порт Яньтай на Бохайском море. Месяц спустя «Газпром нефть» объявила о создании нового совместного предприятия с англо-голландской корпорацией Royal Dutch Shell, целью которого будет разработка нефтегазовых ресурсов в районе полуострова Гыдан.
Китайская сторона этих арктических проектов вполне соответствует 30-летнему контракту на 400 миллиардов долларов, подписанному в 2014 году. Предполагается, что за весь срок контракта в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» поступит более 1 триллиона кубометров российского природного газа. В то время как эта сделка является относительно целесообразной для России в экономическом отношении, политическая выгода колоссальна, поскольку Москва получила второй крупный рынок для сбыта своего газа на случай введения дальнейших санкций со стороны США в отношении своих значительных газовых контрактов с Европой. Кроме того, она открыла путь для крупных китайских инвестиций в энергетическую и транспортную инфраструктуру России, а также для значительного расширения сотрудничества между двумя странами, в том числе и в военном отношении.
Таким образом, весьма вероятно, что китайские инвестиции в Арктике будет направлены не только в газовые российские проекты, но и в нефтяные. Интересно также отметить, что, несмотря на остатки санкций, введенных США против России в 2014 году, многие транснациональные нефтяные компании активно участвуют в российских нефтегазовых проектах в Арктике.
Согласно первоначальным июньским сообщениям «Роснефти», потенциальными инвесторами в проекте «Восток Ойл» (помимо очевидных китайских кандидатов) являются нефтетрейдеры, транснациональные нефтегазовые компании, а также национальные нефтяные компании, в том числе из Индии. В 2020 году 10-процентная доля проекта уже приобретена международным трейдером Trafigura, а консорциум во главе к компанией Vitol подписал соглашение о приобретении 5-процентной доли в этом проекте.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
