25 июля 2009 Архив
Джастин Лин главный экономист Всемирного банка утверждает, что странам с низкими доходами нужно создать небольшие местные банки, которые станут оплотом для их финансовых систем
Укрепить финансовый сектор легче, если ясна цель. Самое главное - создать финансовый сектор, который сможет обслуживать конкурентоспособные отрасли экономики. Для многих бедных стран это означает необходимость сделать упор на те виды деятельности, которые связаны с мелкосерийным производством, фермерством и сферой услуг. Объемы и сложная структура финансовых институтов и рынков развитого мира не подходят для низкодоходных рынков. Небольшие местные банки - самый эффективный инструмент финансового обслуживания наиболее конкурентоспособных предприятий и домохозяйств в плане сравнительного преимущества - будь-то перуанские фермеры, выращивающие спаржу, кенийские цветочные компании или бангладешские швейные фабрики.
Поучителен опыт таких стран, как Япония, Южная Корея и Китай. Этим странам удалось избежать финансовых кризисов в течение продолжительных периодов их развития: переход от низких к средним и высоким доходам. Этому в значительной мере способствовало наличие простых банковских систем (а не быстрое развитие фондовых рынков и интеграция в международные финансовые сети), а также либерализация счетов движения капитала только при условии определенного развития. Также нагляден и опыт США. Гигантские национальные банки и рынки акций приобретают большое значение только после достижения определенной ступени развития страны и при условии доминирования в экономике крупных компаний с большими капиталами. Нью-йоркская фондовая биржа появилась только после создания крупных промышленных компаний в конце 19 века. На ранней, трудоемкой стадии экономического развития США доминировали местные банки.
Правительствам и международным финансовым институтам, которые им помогают, следует избегать "современных" фондовых рынков на раннем этапе развития страны. Например, усилия по созданию африканских фондовых рынков пока не увенчались успехом. На фондовых рынках стран, расположенных к югу от Сахары, зарегистрировано относительно небольшое количество акций. За исключением ЮАР, годовая стоимость торгуемых в Африке акций по отношению к ВВП не превышает 5% (см. график). В Латинской Америке и странах Карибского бассейна этот показатель составляет менее 10%; в бывших коммунистических странах Европы и Центральной Азии - менее 15%. Для сравнения в 2007 году этот показатель составлял 79% в Дании, 207% в Испании и 378% в Британии.
Маловероятно, что фондовые рынки повлияют на развитие бедных стран в ближайшем будущем. Более важная роль в финансировании малообеспеченных домохозяйств будет отведена микрофинансовым компаниям и прочим небанковским финансовым институтам. А фондовые рынки - не лучшее средство финансового обеспечения малого и среднего бизнеса, существующего на ранних этапах экономического развития стран. Напротив, когда дело доходит до финансирования компаний решающее значение приобретают банки. Однако гигантские банки - неверный путь. В Африке и других частях развивающего мира важную роль в течение длительного времени играют достаточно крупные иностранные банки, основанные в колониальную эпоху. Но эти институты в основном обслуживают только состоятельных клиентов. Небольшие внутренние банки больше подходят для финансирования малых предприятий, доминирующих в обрабатывающей промышленности, фермерском хозяйстве и в секторе услуг развивающихся стран. Есть основания полагать, что развитие происходит быстрее в тех странах, где такие банки владеют большой долей рынка, в частности благодаря увеличению финансирования именно таких предприятий.
Действительно, крупные банки могут работать с такими экономиками, объем и масштаб которых способствует их диверсификации, тем самым, повышая системную стабильность. Однако стабильность местных банков проявляется иначе. 7630 американских местных банков пока что испытали только незначительное влияние финансового кризиса, поскольку продолжают работать с теми же небольшими местными клиентами, которых они обслуживают в течение многих лет. Правительства стран с низкими доходами должны признать стратегическое значение небольших частных банков, расположенных на местном уровне. Им также следует произвести коренные реформы. На стороне спроса - предприниматели развивающих стран, которым нужно научиться демонстрировать свою кредитоспособность. Постоянные усилия по повышению уровня информированности о кредитах и обеспечении предполагают увеличение дохода. Кредитная информация позволяет начинающим предпринимателям составлять личные кредитные истории и предоставлять их кредиторам. Информация об обеспечении позволяет кредиторам проверить, не закладывал ли заемщик ранее активы, например, недвижимость и транспортные средства в качестве обеспечения предыдущих займов. Прозрачное и эффективное судопроизводство позволяет кредиторам получить обеспечение в случае невыплаты долга.
Ступенчатые изменения
На стороне предложения - небольшие и крупные убыточные банки, которые нужно устранять посредством слияния или ликвидации. Во многих развивающихся странах наблюдательные органы не могут быстро вмешаться и избавиться от активов проблемных банков. В некоторых странах сотрудники этих органов сталкиваются с законными требованиями владельцев таких банков много лет спустя после того, как они оставили эту работу. Все это препятствует эффективному переходу и образованию институтов, способствующих оздоровлению местного банковского сектора. Терпящие крах местные банки должны отходить к более сильным конкурентам на внутреннем рынке, или ликвидироваться в случае отсутствия такового. После ликвидаций в данный сектор должны войти новые банки с устойчивым финансовым положением. Создание новых местных банков и усовершенствование методов интервенции для работы с банками, испытывающими трудности, будет способствовать росту конкуренции и увеличению стимулов. Это поможет банкам обеспечить развитие, во главе которого будет стоять частный сектор, необходимое для восстановления после текущего финансового кризиса. Пусть развитые рынки беспокоятся по поводу реформирования своих высокоразвитых финансовых систем. Чтобы справиться с крайней бедностью после завершения кризиса страны с низкими доходами нужно создать небольшие и простые финансовые институты.
По материалам The Economist
Укрепить финансовый сектор легче, если ясна цель. Самое главное - создать финансовый сектор, который сможет обслуживать конкурентоспособные отрасли экономики. Для многих бедных стран это означает необходимость сделать упор на те виды деятельности, которые связаны с мелкосерийным производством, фермерством и сферой услуг. Объемы и сложная структура финансовых институтов и рынков развитого мира не подходят для низкодоходных рынков. Небольшие местные банки - самый эффективный инструмент финансового обслуживания наиболее конкурентоспособных предприятий и домохозяйств в плане сравнительного преимущества - будь-то перуанские фермеры, выращивающие спаржу, кенийские цветочные компании или бангладешские швейные фабрики.
Поучителен опыт таких стран, как Япония, Южная Корея и Китай. Этим странам удалось избежать финансовых кризисов в течение продолжительных периодов их развития: переход от низких к средним и высоким доходам. Этому в значительной мере способствовало наличие простых банковских систем (а не быстрое развитие фондовых рынков и интеграция в международные финансовые сети), а также либерализация счетов движения капитала только при условии определенного развития. Также нагляден и опыт США. Гигантские национальные банки и рынки акций приобретают большое значение только после достижения определенной ступени развития страны и при условии доминирования в экономике крупных компаний с большими капиталами. Нью-йоркская фондовая биржа появилась только после создания крупных промышленных компаний в конце 19 века. На ранней, трудоемкой стадии экономического развития США доминировали местные банки.
Правительствам и международным финансовым институтам, которые им помогают, следует избегать "современных" фондовых рынков на раннем этапе развития страны. Например, усилия по созданию африканских фондовых рынков пока не увенчались успехом. На фондовых рынках стран, расположенных к югу от Сахары, зарегистрировано относительно небольшое количество акций. За исключением ЮАР, годовая стоимость торгуемых в Африке акций по отношению к ВВП не превышает 5% (см. график). В Латинской Америке и странах Карибского бассейна этот показатель составляет менее 10%; в бывших коммунистических странах Европы и Центральной Азии - менее 15%. Для сравнения в 2007 году этот показатель составлял 79% в Дании, 207% в Испании и 378% в Британии.
Маловероятно, что фондовые рынки повлияют на развитие бедных стран в ближайшем будущем. Более важная роль в финансировании малообеспеченных домохозяйств будет отведена микрофинансовым компаниям и прочим небанковским финансовым институтам. А фондовые рынки - не лучшее средство финансового обеспечения малого и среднего бизнеса, существующего на ранних этапах экономического развития стран. Напротив, когда дело доходит до финансирования компаний решающее значение приобретают банки. Однако гигантские банки - неверный путь. В Африке и других частях развивающего мира важную роль в течение длительного времени играют достаточно крупные иностранные банки, основанные в колониальную эпоху. Но эти институты в основном обслуживают только состоятельных клиентов. Небольшие внутренние банки больше подходят для финансирования малых предприятий, доминирующих в обрабатывающей промышленности, фермерском хозяйстве и в секторе услуг развивающихся стран. Есть основания полагать, что развитие происходит быстрее в тех странах, где такие банки владеют большой долей рынка, в частности благодаря увеличению финансирования именно таких предприятий.
Действительно, крупные банки могут работать с такими экономиками, объем и масштаб которых способствует их диверсификации, тем самым, повышая системную стабильность. Однако стабильность местных банков проявляется иначе. 7630 американских местных банков пока что испытали только незначительное влияние финансового кризиса, поскольку продолжают работать с теми же небольшими местными клиентами, которых они обслуживают в течение многих лет. Правительства стран с низкими доходами должны признать стратегическое значение небольших частных банков, расположенных на местном уровне. Им также следует произвести коренные реформы. На стороне спроса - предприниматели развивающих стран, которым нужно научиться демонстрировать свою кредитоспособность. Постоянные усилия по повышению уровня информированности о кредитах и обеспечении предполагают увеличение дохода. Кредитная информация позволяет начинающим предпринимателям составлять личные кредитные истории и предоставлять их кредиторам. Информация об обеспечении позволяет кредиторам проверить, не закладывал ли заемщик ранее активы, например, недвижимость и транспортные средства в качестве обеспечения предыдущих займов. Прозрачное и эффективное судопроизводство позволяет кредиторам получить обеспечение в случае невыплаты долга.
Ступенчатые изменения
На стороне предложения - небольшие и крупные убыточные банки, которые нужно устранять посредством слияния или ликвидации. Во многих развивающихся странах наблюдательные органы не могут быстро вмешаться и избавиться от активов проблемных банков. В некоторых странах сотрудники этих органов сталкиваются с законными требованиями владельцев таких банков много лет спустя после того, как они оставили эту работу. Все это препятствует эффективному переходу и образованию институтов, способствующих оздоровлению местного банковского сектора. Терпящие крах местные банки должны отходить к более сильным конкурентам на внутреннем рынке, или ликвидироваться в случае отсутствия такового. После ликвидаций в данный сектор должны войти новые банки с устойчивым финансовым положением. Создание новых местных банков и усовершенствование методов интервенции для работы с банками, испытывающими трудности, будет способствовать росту конкуренции и увеличению стимулов. Это поможет банкам обеспечить развитие, во главе которого будет стоять частный сектор, необходимое для восстановления после текущего финансового кризиса. Пусть развитые рынки беспокоятся по поводу реформирования своих высокоразвитых финансовых систем. Чтобы справиться с крайней бедностью после завершения кризиса страны с низкими доходами нужно создать небольшие и простые финансовые институты.
По материалам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба