Чип не спешит на помощь. Россия страдает без микроэлектроники » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чип не спешит на помощь. Россия страдает без микроэлектроники

29 сентября 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Компания "АВТОВАЗ" перестала ставить приборы Эра-ГЛОНАСС на машины из-за дефицита чипов. Проблемы с микроэлектроникой - глобальный тренд: пандемия нарушила цепочки поставок, отчего страдает и отечественная автопромышленность. Однако ситуация вновь заставляет задуматься о развитии отечественной компонентной базы, которая пока покрывает лишь 10% от потребностей российских компаний.

Как сообщили в автоконцерне, выпуск авто без Эра-ГЛОНАСС происходит из-за нехватки комплектующих. В этой связи, как сообщают "Известия" со ссылкой на портал "Лада. Онлайн", Евразийская экономическая комиссия рассмотрела вопрос о возможности производства автомобилей без SOS-устройств. Отечественная Эра-ГЛОНАСС представляет собой систему экстренного оповещения при аварии. Кроме этого, она информирует владельца машины о ситуации на дороге. Сборка машин без блока Эра-ГЛОНАСС означает, что система будет ставиться позже - после покупки автомобиля.

О том, что крупнейший российский автомобильный гигант ждут проблемы из-за производства чипов, президент "АвтоВАЗа" Николя Мор сообщил еще в августе. Тогда речь шла о проблемах производства компонентов на ООО "Роберт Бош Самара", подразделения немецкой компании Robert Bosch GmbH.

Дефицит чипов для микроэлектроники случился из-за пандемии коронавируса, которая нарушила глобальные цепочки поставок полупроводников, львиная доля которых производится в странах Юго-Восточной Азии.

"Нехватка электронных компонентов – это глобальная проблема. Оно вызвана быстрым ростом спроса со стороны ряда отраслей, включая саму автоиндустрию, производство смартфонов, майнинг криптовалют и т.п. Компоненты нужны всем, производители не могут удовлетворить спрос, задержки в поставках сейчас в некоторых случаях составляют более года. К этому добавились санкции в отношении крупных китайских компаний, которые поэтому запасались компонентами, усугубляя дефицит", - говорит аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

"Засуха" на рынке чипов

Деловое американское издание The Wall Street Journal сравнивает ситуацию с чипами с "засухой", которая будет длиться долго. По данным маркетингового агентства IHS Markit, из-за проблемы с чипами заводы по всему миру закрывают производственные линии на несколько недель и увольняют сотрудников. Так, в сентябре компания Toyota сократила производство на 40%. Французская компания Renault, партнер "АвтоВАЗа", также испытывает сложности, и Комитет французских автопроизводителей CCFA-PFA заявил, что французским компаниям трудно будет достичь продаж 1,8 миллиона автомобилей в этом году.

Глава компании Daimler Ола Каллениус рассказал ВВС, что ситуация может продлиться до 2023 года. В январе этого года, согласно оценкам Bloomberg, автомобильная промышленность страны может потерять $61 миллиард из-за падения продаж в связи с нехваткой полупроводников.

Проблема мировой нехватки чипов вновь привлекает внимание к развитию российской компонентной базы. И если для выпуска гражданской продукции еще можно использовать иностранные компоненты, то для военной промышленности это сделать непросто. Ситуация серьезно осложнилась из-за санкций: становится все тяжелее приобретать подобные изделия даже в третьих странах, так как производители опасаются давления Вашингтона.

Стоит отметить, что в сентябре 2020 года госкорпорация "Ростех", в которую входит и "АвтоВАЗ", направила в правительство "дорожную карту" с предложениями о разработке отечественной компонентной базы. В документе отмечалось, что для развития собственной компонентой базы стране будет необходимо 798 млрд руб. до 2024 года.

Леонид Делицын из ФГ "ФИНАМ" считает, что озвученных средств пока достаточно, чтобы "начать процесс". "Вопрос о частичном замещении зарубежной микроэлектроники сейчас будет лежать не столько в чисто экономической плоскости, сколько в возможности самостоятельного развития новых отраслей, например, новых видов транспорта. Опять-таки следует иметь в виду, что в глобальном разделении труда от нас этого не требуется, то есть такое производство не будет дешёвым в любом случае".

В настоящее время на долю России приходится лишь 1% производства на мировом рынке микроэлектроники. В лидерах - страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Сингапур и Тайланд. Как ранее отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, страна может покрыть лишь 10% собственных потребностей в этой сфере.

Власти понимают необходимость принятия определенных мер для поддержки отрасли. Летом 2020 года был принят закон, который подразумевает введение налогового маневра для IТ-отрасли: снижение ставки страховых выплат с 14% до 7,6% и ставки налога на прибыль - с 20% до 3%.

Льготами уже воспользовались российские компании - производители микроэлектроники. Так, Центр разработки и производства микроэлектроники GS Nanotech, расположенный в Калининградской области, вошел в реестр компаний, которые имеют право на льготы. Ее генеральный директор Олег Ким отметил в одном из интервью, что компания "стремится к максимально возможной локализации электронной компонентной базы".

Слова предпринимателя, правда, пока выглядят настоящим идеализмом. Несмотря на определенные изменения, российская экономика во многом остается сырьевой, что вполне устраивало российские власти: "Идеология последних десятилетий подразумевала отказ от самодостаточной экономики и участие в глобальном разделении труда", - напоминает Делицын из ФГ "ФИНАМ".

Возможно, каких-то прорывов стоит ждать от компаний, работающих в сфере ВПК. Побывав на недавней выставке "Армия-2021", автор статьи увидел не только танки и пушки, но и небольшие частные компании, которые активно работают с Минобороны. Многие из руководителей этих компаний - молодые люди, которые прекрасно знают слова популярной в соцсетях группы GSPD: "У России три пути: рейвы, водка и айти"

Третий путь, похоже, и есть самый перспективный.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter