Генетик Сечин. В России создадут базу геномов россиян » Элитный трейдер

Генетик Сечин. В России создадут базу геномов россиян

17 ноября 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что в России будет создана база геномов 100 тысяч россиян. Первыми добровольными участниками исследований станут сотрудники компании. Россия не хочет отстать от других стран, которые вкладывают многомиллиардные средства в эту сферу. Кроме этого в стране создадут центр генетической информации, который займется координацией генетических исследований в сельском хозяйстве.

О планах создания базы геномов Сечин рассказал на совещании по вопросам развития генетических технологий, которое прошло под руководством президента Владимира Путина 17 ноября. Как отметил Сечин, инвестиции в создание центра геномного секвенирования на первом этапе оцениваются в 22,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что в апреле 2020 года телекомпания BBC сообщила, что нефтяная компания "Роснефть" участвует в создании некого генетического центра в России. Цель исследований, как утверждалось в материалах, "выявить и отредактировать типичные для российского этноса генетические отклонения".

"Роснефть" в то время на своем сайте назвала эти утверждения ложными и заявила, что обратится в суд. При этом статья BBC, по-прежнему присутствует на сайте телерадиокомпании.

Исследования генома человека активно проводятся во всем мире, включая Россию. "В медицинской генетике эти данные позволяют выявить причины наследственных заболеваний. Их известно более 7 тыс., и каждое такое заболевание вызывается несколькими различными повреждениями ДНК. Например, умственная отсталость бывает генетическая и негенетическая. Генетическая связана с мутациями примерно в 1,5 тыс. генов, и у каждого человека какая-то уникальная мутация", - объяснял ранее в интервью "Коммерсант" Александр Лавров, заведующий лабораторией мутагенеза федерального Медико-генетического научного центра.

Как отмечал ученый, достигнуть "полной расшифровки генома" в России можно будет в ближайшие 2-3 года, но кроме цены и платежеспособности населения нужны большие вложения в инфраструктуру хранения и обработки генетических данных: "Анализировать геном качественно во много раз сложнее. И здесь не нужно уже что-то уникальное, нужны просто мощные компьютеры".

В настоящее время на российском рынке работает лишь несколько компаний, которые занимаются анализом ДНК человека. Большинство из них предлагают пациентам исследования для выявления наследственных заболеваний. Одна из них - Genotek, основанная выпускниками МГУ. Как отмечало издание "Секрет Фирмы", компания предлагает пользователям полную расшифровку ДНК, однако тест не дешев и обойдется пользователю почти в полмиллиона рублей. "Правда, корректно интерпретировать его результаты сложно - о многих зависимостях и комбинациях генов наука пока ничего не знает", - говорится в статье.

Изучают геном на суставах россиян

В 2019 году в России была утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий до 2027 года. Ее цель использование технологий генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Контроль за исполнением программы возложен на Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

Интерес к тематике генной инженерии понятен, так как исследования сулят немалые дивиденды: согласно прогнозам, сделанным Fortune business Insights, объем мирового рынка генетических исследований, достигнет $94,66 млрд к 2028 году.

За рубежом генетические исследования активно финансируются правительством. Так зимой 2020 года в Индии был запущен проект "Genome India" (GIP). Его целью стал сбор 10000 генетических образцов от граждан по всей Индии для создания эталонного генома. Ученые ставили задачу выяснить причину генетических мутаций и нарушений, от которых страдает часть населения страны.

Ранее в 2019 году в США был основан проект по секвенированию (определению последовательности) полногенома стоимостью в $227 миллионов и при участии 500 тысяч добровольцев из США и Великобритании. Цель проекта: улучшение профилактики и диагностики заболеваний, таких как рак болезни сердца и диабет.

Правда в России видят в исследованиях американских партнеров не только желание помочь диабетикам и онкологическим больным. В 2017 году немало шуму наделало заявление пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который заявил, что спецслужбы России обладают информацией о том, что иностранные неправительственные организации собирают биологический материал россиян.

В 2019 год это заявление вновь подтвердил глава "Курчатовского института" Михаил Кавальчук. Он отметил, что США собирали в России образцы синовиальной (суставной) жидкости россиян. "А она очень важна для обеспечения выносливости. Наш солдат считается более выносливым, чем у них", - сказал Ковальчук.

Во время совещания Путин хоть и не упоминал про солдат и суставы, постарался акцентировать внимание на этической стороне генетики. "В первую очередь нужны законодательные механизмы, которые обеспечат права граждан, регламентируют вопросы получения, использования, защиты генетических данных человека и его семьи, в том числе будущих поколений", - отметил президент.

Пшеницы боятся, ГМО тоже

Конкретным итогом совещания стало заявление Путина о создании центра генетической информации, его планируется открыть на базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.

В задачу центра будет входит работа в сфере селекции, ветеринарии, селекции растений. Генетические исследования сегодня одно из главных направлений работы в мировом сельском хозяйстве, и Россия здесь не хочет быть в числе отстающих.

Генетические исследования активно используются для улучшения сортов пшеницы. В 2018 году международный консорциум ученых из 20 стран впервые представил исследования генома пшеницы.

В исследованиях, которые были опубликованы в журнале Science, содержатся данные 107,8 тысячи генов растения. Ученые считают, что генетическая пшеница будет обладать большей устойчивостью к засухе. Однако в мире пока с осторожностью относятся к возможности использования подобных сортов в сельском хозяйстве В октябре 2020 года Аргентина стала первой страной в мире, разрешившей выращивание такой культуры.

В свою очередь, в мае этого года сразу несколько губернаторов обратились в Министерство сельского хозяйства с требованием отменить постановление, упрощающее ввоз в страну соевых культур, содержащих ГМО, но власти их не поддержали. Впрочем, подобную либеральную позицию в этих вопросах они проявляли достаточно редко. Как напоминает РБК, в 2016 году Путин запретил ввоз и выращивание в стране семян, которые были изменены с помощью генной инженерии.

Отношение к генетически модифицированным продуктам (ГМО) остается достаточно сложным. В России слово "ГМО", в основном, имеет негативную коннотацию и согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в июне этого года, 66% россиян считает подобные продукты опасными для здоровья.

Возможно, улучшить мнения россиян на этот счет помогут ученые института, названного в честь великого Николая Вавилова, ученого генетика, попавшего под каток сталинских репрессий. Тогда ученых-генетиков в прессе называли "шпионами и вредителями". Хорошо, что сегодня времена немного другие, у людей науки больше возможностей улучшать сорта пшеницы и самим бороться с вредителями полей и огородов.

http://www.finam.ru/ (C)