«РБК» подписывает на тарифы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«РБК» подписывает на тарифы

23 ноября 2021 Открытие | Открытый журнал | РБК Воронов Сергей
Согласно данным Московской биржи, количество зарегистрированных клиентов в системе торгов по состоянию на конец октября 2021 г. составило 25 365 751. Из них бо́льшую долю занимают физические лица. Количество зарегистрированных клиентов — физических лиц равно 24 938 628 человек. При этом если по состоянию на 31 декабря 2015 г. количество уникальных клиентов — физических лиц было равно 1 006 751, то по состоянию на 31 октября 2021 г. — 15 258 509 человек.

Количество уникальных клиентов — физических лиц в системе торгов на Мосбирже

«РБК» подписывает на тарифы

Рис. 1. Источник: диаграмма построена автором на основании данных, опубликованных на сайте Московской биржи

Согласно стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг., финансово грамотный человек должен:

следить за состоянием личных финансов;

формировать долгосрочные сбережения и финансовую подушку безопасности для непредвиденных обстоятельств;

знать о рисках на рынке финансовых услуг;

вести финансовую подготовку к жизни на пенсии и так далее.

Кроме того, Министерство финансов РФ и Банк России представили на общественные обсуждения стратегию развития финансового рынка до 2030 г., в рамках которой особое внимание уделяется развитию рынка капитала и ценных бумаг, а также инвестированию и образованию.

Я общался со многими частными инвесторами и в ходе этого общения понял, что работа Правительства и ЦБ по повышению финансовой грамотности и распространению инвестирования складывается успешно. Знакомые мне инвесторы хотят сформировать, сохранить, уберечь от инфляции и увеличить свои накопления с помощью инструментов фондового рынка. При этом их профессиональная деятельность связана со многими отраслями — медициной, нефтяной отраслью, строительством. Я встречал среди частных инвесторов и инженеров, программистов, юристов. И все они подходят к инвестициям осознано и с учётом различных факторов.

С ростом числа физических лиц на финансовом рынке появляется потребность в качественной информации. Для удовлетворения этой потребности можно чаще читать издания, в том числе «Открытый журнал», которые специализируются на предоставлении финансовой и деловой информации. Одно из таких изданий — «РБК» (RBCM).

В этой статье предлагаем порассуждать, сможет ли одно из ведущих деловых информационных пространств заработать на росте финансовой грамотности и образованности населения.

Сегменты деятельности и финансовые показатели «РБК»

Бизнес «РБК» представлен несколькими сегментами:

«Медиа / информация и сервисы» — включает два направления: рекламные и платные медиасервисы;

«Digital-инфраструктура для бизнеса» — предоставление услуг хостинга и услуг по регистрации доменов;

прочее — развлекательные услуги, сайт знакомств LovePlanet.ru;

корпоративный центр — расходы головного офиса.

Все сегменты, кроме корпоративного центра, генерируют выручку, которая с 2014 по 2020 г. выросла всего на 18%. Но показатели I полугодия 2021 г. выше на 25% по сравнению с I полугодием 2020 г. и составляют 3,1 млрд руб.

Выручка ПАО «РБК», млн руб.


Рис. 2. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Выручка ПАО «РБК» по сегментам, млн руб.


Рис. 3. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

На фоне снижения выручки от сегмента «Медиа / информация и сервисы» компания показывает рост в сегменте «Digital-инфраструктура для бизнеса».

Небольшие изменения произошли по итогам I полугодия 2021 г.: тогда «Медиа / информационные сервисы» показали лучшую динамику по сравнению с «Digital-инфраструктурой для бизнеса».

Если по итогам I полугодия 2021 г. digital-направление «РБК» выросло на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то направление «Медиа / информация и сервисы» прибавило 36,7% с выручкой в 1,5 млрд руб., по сравнению с 1,1 млрд руб. выручки в I полугодии 2020 г.

С EBITDA не всё так однозначно, и если про выручку мы можем говорить, что она примерно одинакова, то EBITDA значительно отличается. Если сравнивать EBITDA по итогам 2020 г. с EBITDA 2014 г., можно увидеть падение этого показателя на 20,8%.

EBITDA ПАО «РБК» по сегментам, млн руб.


Рис. 4. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Прощай, digital!

На первый взгляд, ведущий бизнес-сегмент «РБК» — digital-инфраструктура для бизнеса, и компании нужно развиваться в этом направлении.

Однако, согласно годовому отчёту, сама компания «РБК» приоритетными считает следующие направления:

укрепление лидерских позиций и развитие ключевых преимуществ своего медиабизнеса как делового и новостного ресурса, обеспечение роста трафика и аудиторных показателей для успешной реализации рекламной модели доходов;
диверсификация источников доходов, развитие деловых медиасервисов по платной модели и выстраивание новых рекламных технологий.

В 2021 г. ПАО «РБК» планирует продолжить инвестировать в проекты «РБК Pro» и «НКР» — кредитное рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги», созданное в 2019 г. (относится к сегменту «Медиа / информация и сервисы»), а также в другие медиапродукты.

Кроме того, в МСФО за I полугодие 2021 г. содержится информация о том, что «РБК» приняла план о продаже сегмента «Digital-инфраструктура для бизнеса» и инициировала активную программу поиска покупателей, в результате чего было подписано предварительное соглашение о продаже.

27 сентября на сайте «РБК» была опубликована информация о том, что компания продаёт 100% ООО «РУ-ЦЕНТР ГРУПП». По итогам сделки компания получила денежные средства и 25% в компании ООО «РУ-ВЕБ. ИНВЕСТИЦИИ». В этот же день на сайте Центра раскрытия корпоративной информации были опубликованы сведения о прекращении у «РБК» прав в отношении ряда компаний.

14 октября на сайте «РБК» появилась новость о том, что ООО «РУ-ВЕБ.ИНВЕСТИЦИИ» приобрело 100% в ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ».

В результате «РБК» владеет 25% в ООО «РУ-ВЕБ. ИНВЕСТИЦИИ», которое, в свою очередь, является владельцем бывшего digital-сегмента компании и REG.RU. Кроме «РБК», крупные доли в ООО «РУ-ВЕБ. ИНВЕСТИЦИИ» принадлежат Proxima Capital Group.

Сумма денежных средств, которую получило ПАО «РБК», не раскрывается. Выручка digital-сегмента по итогам 2020 г. составила 2,6 млрд руб., а выручка REG.RU составила 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 292,2 млн руб.

Всё дело в долге?

В чём причина продажи digital-направления компании, который генерирует основную EBITDA? «РБК» могла сконцентрироваться на развитии сегмента «Медиа / информация и сервисы» и при этом получать EBITDA от другого сегмента, но решила не заниматься операционной деятельностью в непрофильном сегменте? Связано ли это с долгом компании?

Чистый долг «РБК» с 2014 г. почти не изменился и по состоянию на I полугодие 2021 г. составляет 13,6 млрд руб.

Чистый долг ПАО «РБК», млн руб.


Рис. 5. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

Долговая нагрузка на «РБК» довольно большая, даже с учётом растущей EBITDA, и по итогам I полугодия 2021 г. соотношение чистого долга и EBITDA LTM составляет 7,9. При этом оценка компании по EV/EBITDA LTM равна 8,7, что является высоким показателем.

«Чистый долг / EBITDA» ПАО «РБК»


Рис. 6. Источник: диаграмма построена автором на основании отчётности компании по МСФО

В 2022 г. компания должна погасить краткосрочную часть обязательств на сумму 1,2 млрд руб. Обязательства в долларах США, процентная ставка по кредиту — 8% годовых. А за digital-сегмент, который сгенерировал по итогам 2020 г. EBITDA в размере 1,44 млрд руб., «РБК» может попросить хорошую цену, достаточную для погашения текущей части задолженности и части долгосрочных обязательств. При этом они хорошо реструктуризированы, и ставка равна ключевой ставке + 0,5%, а срок погашения в 2025 и 2027 гг.

Трудно назвать даже приблизительную оценку стоимости сегмента, ведь нужно учесть и 25% участия в ООО «РУ-ВЕБ. ИНВЕСТИЦИИ», на которую и генеральный директор ПАО «РБК» Николай Молибог, и управляющий партнёр Proxima Capital Group Владимир Татарчук возлагают большие надежды и видят существенный потенциал роста.

Трудно быть медиа, а сервисом — легче

Основной вектор развития «РБК» на данный момент — медиабизнес, а также медиасервисы по платной подписке. При этом ключевыми проектами компания видит «РБК Pro» и «НКР».

Традиционный доход многих медиа складывается за счёт рекламы. В «РБК» сегмент «Медиа / информация и сервисы» включает два направления по получению дохода: рекламные и платные медиасервисы. Так почему бы «РБК» не развить дополнительный платный сервис для руководителей, предпринимателей и специалистов по платной подписке, по примеру таких изданий, как Bloomberg, The Wall Street Journal и Financial Times? Возможно, поэтому мы увидели рост выручки за I полугодие 2021 г. к I полугодию 2020 г. на 25%, а также на рост EBITDA.

Кроме того, у «РБК» есть свои сильные стороны: согласно рейтингу «Медиалогии», сайт rbc.ru занимает первое место по индексу цитируемости в СМИ среди интернет-ресурсов и четвёртое место по гиперссылкам в социальных медиа.

Вопросов больше, чем ответов

Во всей этой истории с «РБК» есть вопросы, на которые сложно дать ответы. Совершенно не ясно, по какой цене был продан digital-сегмент компании и как это повлияет на снижение чистого долга. Какие перспективы открываются перед ООО «РУ-ВЕБ. ИНВЕСТИЦИИ» и зачем «РБК» 25% доля в компании? На сколько будут расти выручка, EBITDA и прибыль с учётом стратегии развития медиа и информационных сервисов? Удастся ли компании монетизировать растущий тренд на финансовую грамотность?

Однако уже по итогам 2021 г. финансовые результаты «РБК» могут приятно удивить как в плане снижения долга, так и в плане роста финансовых показателей, которые приходятся теперь уже на основной сегмент деятельности компании — «Медиа / информация и сервисы».

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter