Драйверы российской экономики на 2022 » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Драйверы российской экономики на 2022

13 декабря 2021 БКС Экспресс Зельцер Михаил
Оцениваем факторы, способные в следующем году оказать значительное влияние на российскую экономику.

Год назад мы давали прогноз на 2021 г., и наши оценки в общем оправдались: мировая экономика, а вместе с ней и российская, показали уверенный подъем после кризиса. Фактический рост ВВП России выше 4% подтвердил наши ожидания годичной давности в 3,3%+. Курс USD/RUB достигал расчетных 70 за доллар.

Сырьевые рынки, оказывающие доминирующее влияние на российскую экономику, не просто вернулись на допандемические максимумы, а взлетели на небывалые высоты. На фоне ралли сырьевых цен обострились глобальные инфляционные риски. Государства столкнулись с энергокризисом.

Главные факторы, которые будут влиять в 2022 г. на российскую экономику:

– мировая и внутрироссийская эпидемиологическая картина,

– конъюнктура товарных площадок,

– монетарный курс центробанков,

– тенденции движения рискового капитала,

– геополитический фон.

Пандемия. Волна за волной
Судя по динамике волн коронавируса, греческого алфавита может не хватить. Опасения у мирового сообщества, в первую очередь, вызывает эффективность существующих вакцин к вновь появляющимся мутациям. Пока фармкомпании и уполномоченные лица ВОЗ заявляют о контролируемой угрозе очередной разновидности вируса, но на будущее гарантий никто дать не может.

В России, первой стране, разработавшей высокоэффективную вакцину, по-прежнему крайне низкий процент полностью привитых. На 8 декабря — около 41%, ревакцинацию прошли менее 10%. Это ниже среднемировых метрик и на 30% медленнее, чем в крупных экономиках.

Пандемия непосредственно влияет на экономику: возникают проблемы на рынке труда, государство вынуждено сохранять социальные программы, а расходы на экстренную помощь растут. При этом вводимые ограничения сдерживают восстановление сектора услуг.

Относительно низкая защищенность населения приводит к тому, что сохраняются барьеры для привлечения рабочей силы из-за границы. Как результат — нехватка работников, сдвиг сроков сдачи объектов, рост расходов и ускорение инфляции.

Товарные площадки. Энергокризис для всех
Ошеломляющий подъем котировок нефти, газа, металлов, удобрений, продовольствия в 2021 г. может показаться благом для российской экономики, ориентированной на экспорт. Но здесь палка о двух концах.

У России высокая зависимость и от импорта. А стоимость иностранных товаров также растет — ведь дорожают энергоресурсы для самого производства товаров и услуг. В итоге мы опять получаем импортируемую инфляцию. А положительными последствиями энергетического ралли являются рост товарного трафика, рекордный профицит торгового баланса России, сильный скачок финансовых показателей корпораций.

Наш прогноз на IV квартал предполагал финальный заброс контрактов нефти и газа вверх с последующим стремительным охлаждением commodities. Видим — от октябрьских пиков стоимости газ на европейских хабах сложился пополам, а американские фьючерсы на природный газ потеряли 40%. Brent после скачка до 3-летних вершин рухнул за месяц на 25%. Несмотря на сильный отскок декабря, уверенности в устойчивости подъема нефтяных фьючерсов нет. Похожая картина и по углю.

Взгляд на commodities в 2022 г. сдержанный. Восполнение запасов и резервов, усиление добычи, торможение мировых экономик и соответствующее замедление потребительского спроса, а также риски очередных противоковидных ограничений — все это может способствовать снижению цен сырьевых контрактов.

В рамках следующего года согласимся с прогнозом макромодели от Trading Economics. Однако цена не будет спускаться линейно, как на графике: историческая волатильность нефтяных контрактов крайне высока, а амплитуда колебаний может составлять десятки процентов.

Драйверы российской экономики на 2022


Для бюджета страны среднегодовые цены выше $60 более чем достаточны. Профицитный бюджет страны в 5,6% от расходов и 1% к ВВП на будущий год сверстан по $44,2 за баррель. А все, что выше планки, в рамках бюджетного правила пойдет в ФНБ. По прогнозам правительства, его размер может достигнуть 65% от доходов бюджета, или 16,5 трлн руб.

Таким образом, даже если средние цены на нефть в 2022 г. будут ниже, чем в текущем ($71 за баррель), Россия сохранит высокую макроэкономическую устойчивость. Бюджеты нефтегазовых корпораций также останутся профицитными.

Центробанки. Курс — вверх
Денежно-кредитная политика ужесточается во многих странах. Регуляторы приступают к постепенному закручиванию гаек, чтобы избежать риска высокой продолжительной инфляции и не допустить стагфляции на этапе закономерного торможения экономик.

Курс центробанков непосредственно влияет на стоимость денег в экономиках. Кредитные условия несколько ухудшаются, но вместе с тем замедляются траты корпораций и населения, происходит трансформация инвестиций в сбережения — в конечном счете это и приводит к затуханию инфляции.

Инфляция начала декабря в России поднимается к 8,4%. Судя по доходностям долгового рынка, 17 декабря Центробанк снова повысит ключевую ставку и, скорее всего, выше 8%. Но в 2022 г. ожидается затухание проинфляционных факторов и понижение ставки фондирования в направлении 6%.

Вместе с тем, временное монетарное ужесточение способствует повышению курса рубля, что также может несколько сгладить негативный эффект импортируемой инфляции.

Волатильность курса будет завязана на множестве факторов — от сырьевой конъюнктуры и изменчивости фондовых рынков до геополитического фона. На горизонте года допустимы скачки от 70 и даже выше 76 руб. за доллар. Столь сильной уверенности в устойчивости рубля, как это было в 2021 г., уже нет.



Тенденции фондового рынка. Сентимент инвесторов
Тенденции движения рискового капитала оказывают влияние как на курс нацвалюты, через операции керри-трейд, так и на рынки долгового и долевого финансирования.

Российская экономика по-прежнему недоинвестирована, а зарубежный спекулятивный капитал быстро выходит, когда чувствует угрозу.

Если ориентироваться на факторы внутренней среды: политическая стабильность, значительные золотовалютные резервы, жесткий курс ЦБ, минимальное по мировым меркам соотношение госдолга к ВВП, — то потенциал экономики значительный, а значит, и перспективы финансовых инструментов сильные.

Дивидендная доходность отечественных компаний — все еще одна из самых высоких в мире, а срок окупаемости инвестиций — самый низкий.

Но на ценообразование российских активов значительно влияет геополитический фактор. То обстановка на внешней орбите успокаивается, то вновь наблюдаем вспышки. Конечно, инвесторы привыкли к проявлениям агрессии, и со временем снижают риск-премию. Однако некоторый геополитический дисконт в стоимости инструментов по-прежнему присутствует.

Перспективы 2022
• Развивающийся характер российской экономики еще будет испытан на прочность. Конъюнктура товарных площадок, глобальное монетарное ужесточение, межгосударственные трения повышают нервозность участников рынка, а вместе с ней и волатильность акций, облигаций, валют.

• По совокупности факторов внешней среды и внутрироссийской повестки видится постепенное снижение темпов роста ВВП страны к 3%.

• Есть ожидания купирования инфляции и смягчения риторики ЦБ. Вероятное ослабление ценового давления в экономике окажет поддержку долгосрочным облигациям, а валюта будет подпитываться сильным торговым балансом страны.

• Изменчивость рынка акций может повыситься, а трендовость в индексах 2022 г. ослабнет. Однако бумаги потребительского сектора, телекоммуникаций и электроэнергетики, возможно, смогут вздохнуть при затухании инфляции и сигналах снижения внутрироссийских кредитных ставок.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter