Своим недавним выступлением Марк Цукерберг ознаменовал переход в новую эпоху интернета, эпоху метавселенных. Она представляет собой огромное количество виртуальных миров, в которых люди могут не только общаться и весело проводить время, но и зарабатывать деньги. Однако, стоит понимать, что для реализации такого масштабного проекта необходима серьезная технологическая инфраструктура. В этой статье мы разберем что за технологии понадобятся в первую очередь и какие компании на этом заработают.
Три условия
Для создания метавселенной необходимо сосредоточиться сразу на трех вещах:
Техническая инфраструктура. Для бесперебойной и качественной работы метавселенных нужны мощные сервера, они являются своего рода фундаментом, основой виртуального мира. Если их производительности и памяти будет недостаточно, то новый интернет просто не будет работать.
Доступность. Стоимость VR-шлемов и прочих приспособлений должна быть по карману обычному человеку, иначе платформа никогда не наберет нужное для окупаемости количество пользователей.
Программное обеспечение (Soft). Чем лучше опыт погружения в виртуальный мир, тем больше пользователи проводят в нем времени и тем легче расстаются с деньгами. В этом плане компаниям придется поработать над визуальной составляющей и удобством, иначе пользователи будут уходить.
Так как технологии необходимые для создания мощных серверов уже существуют, то предлагаю начать с их разбора.
Сервер
Ниже можно увидеть основные компоненты из которых состоят сервера, к главным я бы отнес следующие три:
CPU (центральный процессор). Их производят две известные нам компании: Intel и AMD.
Memory card (карта памяти, DRAM). Здесь рынок делят три производителя: Micron, Samsung и SK Hynix.
Hard disk (жесткий диск, NAND). Сюда входят те же производители памяти DRAM плюс Kioxia (частная), Western Digital и Intel.
На мой взгляд, от развития мета вселенных в первую очередь выиграют производители жестких дисков и SSD (NAND). Объясняется это тем, что в одном сервере их может быть от 8 до 24 штук, в то время как процессор всего один. Лично я бы в этом плане делал ставку на SSD, так как их производительность выше.
На графике ниже можно увидеть как устроен рынок карт памяти на 2020 год. В DRAM и NAND абсолютным лидером является Samsung, но так как большую долю его выручки занимает техника, я бы советовал присмотреться к компаниям поменьше. Например, про Micron я уже делал разбор. Также интересными кажутся Western Digital (WDC) и SK Hynix.
Из производителей карт памяти самым дешевым сейчас является SK Hynix с P/E 10, по маржинальности он отстаёт от Micron менее чем на процент, 20,87% против 21,16%. Western Digital тоже выглядит дешево, но эффективность бизнеса хромает по сравнению с остальными. Если выбирать между производителями карт памяти, я бы советовал присмотреться в первую очередь к SK Hynix. У них приличная доля рынка сразу в двух сегментах NAND и DRAM, хорошая маржинальность и относительная низкая стоимость. Потом уже разобрать Micron и Western Digital.
Что касается производителей CPU, то Intel мне не нравится из-за технологического отставания от конкурентов, я об этом писал еще в статье про TSMC. Поэтому не ведитесь на низкие мультипликаторы относительно AMD, они обоснованы неспособностью компании успевать за конкурентами, а это чревато потерей доли рынка.
Мини-итог по первому блоку
Давайте подведем небольшой итог по первому блоку. Для построения метавселенной фундаментально необходимы мощные сервера, от роста спроса на них в первую очередь выиграют производители памяти. Мой топ по ним выглядит следующим образом:
SK Hynix и Micron
Wester Digital.
Samsung и Intel.
Из производителей CPU я бы советовал в первую очередь рассмотреть AMD, потом уже Intel.
Гаджеты
Теперь перейдем к второму важному условию — доступные гаджеты, в данном контексте имеются ввиду шлемы VR, без них в интернет будущего не зайти. По последним данным, что мне удалось найти, на рынке доминируют Oculus quest 2, их выпуск в октябре 2020 года позволил компании занять 74% рынка, буквально увеличив долю в 2,5 раза.
Ключевым фактором успеха здесь является цена. Oculus quest 2 стоят всего 300$, у ближайшего конкурента, Sony, цены начинаются от 900$. Очевидно, что в данном случае Oculus, а точнее Meta, работают себе в убыток, но я бы скорее назвал это инвестициями в привлечении аудитории на свою платформу. Поэтому, если вы заинтересованы в производителях VR-гаджетов, в первую очередь стоит рассматривать Meta, а потом уже Sony и HTC, так как остальные не публичны.
Но не стоит забывать, что во время инвестиционного периода прибыль Meta может упасть и вместе с ней котировки, а сколько этот период будет длиться мы узнаем только в следующем отчете, Цукерберг обещал начать раскрывать всю информацию по Oculus с 4 квартала.
Дополнительно предлагаю отвлечься от производителей и изучить получше компоненты VR-шлемов. В данном случае как пример используется Oculus Rift. К основным компонентам можно отнести следующие:
Линзы. Для Oculus quest 2 их производит частная компания VirtuClear, поэтому здесь заработать не получится, но всегда можно рассмотреть производителей поликарбоната из которого они делаются. В этой статье их разбирать мы не будем, но имейте в виду.
Датчики движения. Здесь информацию о производителях мне найти не удалось, но предположительно это могут быть Analog Devices или Texas Instruments.
LCD screen. Их делают Samsung.
CPU (процессор). Meta использует процессоры Qualcomm (источник), поэтому советую присмотреться к компании.
DRAM и NAND. В спецификации товара производителей найти не удалось, поэтому пришлось искать в интернете фотографии материнской платы (ссылка). Как можно увидеть ниже в Oculus quest 2 используются технологии компании SK Hynix и SanDisk, который принадлежит Wester Digital (выделено красным).
Из блока про гаджеты мы получили семь потенциальных компаний для инвестиций, из которых с тремя мы уже ознакомились, это SK Hynix, Western Digital и Samsung. Тем не менее, я решил добавить их в таблицу ниже, чтобы было видно насколько производители карт памяти дешевле остальных. Тот же SK Hynix по P/E стоит почтив два раза дешевле Sony, 10,5 против 18.26.
Что касается производителей VR-шлемов, то тут несомненным лидером является Meta. Их доля рынка в разы выше, чем у Sony и HTC, но при этом по мультипликаторам стоит они не так дорого и имеют высокую маржинальность.
Интересным также выглядит Qualcomm, так как их процессоры используются в Oculus quest 2, это делает их крупнейшим поставщиком CPU для VR-шлемов. По мультипликаторам компания не кажется дорогой, у нее высокая маржинальность (27%), и ROE (90%).
Мини-итог по гаджетам
Если хотите инвестировать в производителей VR-гаджетов, то в первую очередь рассматривайте Meta, потом Sony. HTC пока не интересен по многим причинам.
Что касается комплектующих к шлемам, то тут лучше всего выглядит SK Hynix, так как его продукция востребована и в серверах, и в гаджетах. Также интересными кажутся Western Digital и Qualcomm.
Soft
Это, пожалуй, самый неоднозначный блок. После анонса Цукерберга, о создании метавселенной заговорили буквально все крупнейших техи: Nvidia, Microsoft, Google, Apple, Tencent. Однако, давайте будем честны и признаем, что хоть сырой, но готовый продукт есть только у Meta. Да, графика там оставляет желать лучшего, но технически взаимодействие персонажей проработано хорошо. С увеличением количества пользователей и выпуском Oculus quest 3, думаю мы сможем увидеть нечто более впечатляющие. Поэтому на данный момент я отдаю предпочтение компании Meta.
Основные выводы
Существование метавселенной невозможно без мощных серверов. Основными производителями их компонентов являются:
Micron, SK Hynix, Western Digital, Samsung (производители карт памяти)
Intel и AMD (производители процессоров)
Для того, чтобы пользователи начали задумываться о переходе в виртуальный мир, VR-шлемы не должны стоить слишком дорого. Здесь компания Meta полностью полностью доминирует. Им удалось достичь этого за счет продажи девайсов себе в убыток. В краткосрочной перспективе это может начать давить на котировки, но долгосрочно позволяет монополизировать интернет, за счет накопления пользователей на своей платформе. Учитывая, что работающая метавселенная есть пока только у Цукерберга, то я бы советовал повнимательней присмотреться к Meta.
Что касается компонентов VR-шлемов, то интересной находкой является Qualcomm. После абсолютной победы Oculus quest 2 они стали №1 производителем процессоров для VR-шлемов, советую к ним присмотреться.
https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Три условия
Для создания метавселенной необходимо сосредоточиться сразу на трех вещах:
Техническая инфраструктура. Для бесперебойной и качественной работы метавселенных нужны мощные сервера, они являются своего рода фундаментом, основой виртуального мира. Если их производительности и памяти будет недостаточно, то новый интернет просто не будет работать.
Доступность. Стоимость VR-шлемов и прочих приспособлений должна быть по карману обычному человеку, иначе платформа никогда не наберет нужное для окупаемости количество пользователей.
Программное обеспечение (Soft). Чем лучше опыт погружения в виртуальный мир, тем больше пользователи проводят в нем времени и тем легче расстаются с деньгами. В этом плане компаниям придется поработать над визуальной составляющей и удобством, иначе пользователи будут уходить.
Так как технологии необходимые для создания мощных серверов уже существуют, то предлагаю начать с их разбора.
Сервер
Ниже можно увидеть основные компоненты из которых состоят сервера, к главным я бы отнес следующие три:
CPU (центральный процессор). Их производят две известные нам компании: Intel и AMD.
Memory card (карта памяти, DRAM). Здесь рынок делят три производителя: Micron, Samsung и SK Hynix.
Hard disk (жесткий диск, NAND). Сюда входят те же производители памяти DRAM плюс Kioxia (частная), Western Digital и Intel.
На мой взгляд, от развития мета вселенных в первую очередь выиграют производители жестких дисков и SSD (NAND). Объясняется это тем, что в одном сервере их может быть от 8 до 24 штук, в то время как процессор всего один. Лично я бы в этом плане делал ставку на SSD, так как их производительность выше.
На графике ниже можно увидеть как устроен рынок карт памяти на 2020 год. В DRAM и NAND абсолютным лидером является Samsung, но так как большую долю его выручки занимает техника, я бы советовал присмотреться к компаниям поменьше. Например, про Micron я уже делал разбор. Также интересными кажутся Western Digital (WDC) и SK Hynix.
Из производителей карт памяти самым дешевым сейчас является SK Hynix с P/E 10, по маржинальности он отстаёт от Micron менее чем на процент, 20,87% против 21,16%. Western Digital тоже выглядит дешево, но эффективность бизнеса хромает по сравнению с остальными. Если выбирать между производителями карт памяти, я бы советовал присмотреться в первую очередь к SK Hynix. У них приличная доля рынка сразу в двух сегментах NAND и DRAM, хорошая маржинальность и относительная низкая стоимость. Потом уже разобрать Micron и Western Digital.
Что касается производителей CPU, то Intel мне не нравится из-за технологического отставания от конкурентов, я об этом писал еще в статье про TSMC. Поэтому не ведитесь на низкие мультипликаторы относительно AMD, они обоснованы неспособностью компании успевать за конкурентами, а это чревато потерей доли рынка.
Мини-итог по первому блоку
Давайте подведем небольшой итог по первому блоку. Для построения метавселенной фундаментально необходимы мощные сервера, от роста спроса на них в первую очередь выиграют производители памяти. Мой топ по ним выглядит следующим образом:
SK Hynix и Micron
Wester Digital.
Samsung и Intel.
Из производителей CPU я бы советовал в первую очередь рассмотреть AMD, потом уже Intel.
Гаджеты
Теперь перейдем к второму важному условию — доступные гаджеты, в данном контексте имеются ввиду шлемы VR, без них в интернет будущего не зайти. По последним данным, что мне удалось найти, на рынке доминируют Oculus quest 2, их выпуск в октябре 2020 года позволил компании занять 74% рынка, буквально увеличив долю в 2,5 раза.
Ключевым фактором успеха здесь является цена. Oculus quest 2 стоят всего 300$, у ближайшего конкурента, Sony, цены начинаются от 900$. Очевидно, что в данном случае Oculus, а точнее Meta, работают себе в убыток, но я бы скорее назвал это инвестициями в привлечении аудитории на свою платформу. Поэтому, если вы заинтересованы в производителях VR-гаджетов, в первую очередь стоит рассматривать Meta, а потом уже Sony и HTC, так как остальные не публичны.
Но не стоит забывать, что во время инвестиционного периода прибыль Meta может упасть и вместе с ней котировки, а сколько этот период будет длиться мы узнаем только в следующем отчете, Цукерберг обещал начать раскрывать всю информацию по Oculus с 4 квартала.
Дополнительно предлагаю отвлечься от производителей и изучить получше компоненты VR-шлемов. В данном случае как пример используется Oculus Rift. К основным компонентам можно отнести следующие:
Линзы. Для Oculus quest 2 их производит частная компания VirtuClear, поэтому здесь заработать не получится, но всегда можно рассмотреть производителей поликарбоната из которого они делаются. В этой статье их разбирать мы не будем, но имейте в виду.
Датчики движения. Здесь информацию о производителях мне найти не удалось, но предположительно это могут быть Analog Devices или Texas Instruments.
LCD screen. Их делают Samsung.
CPU (процессор). Meta использует процессоры Qualcomm (источник), поэтому советую присмотреться к компании.
DRAM и NAND. В спецификации товара производителей найти не удалось, поэтому пришлось искать в интернете фотографии материнской платы (ссылка). Как можно увидеть ниже в Oculus quest 2 используются технологии компании SK Hynix и SanDisk, который принадлежит Wester Digital (выделено красным).
Из блока про гаджеты мы получили семь потенциальных компаний для инвестиций, из которых с тремя мы уже ознакомились, это SK Hynix, Western Digital и Samsung. Тем не менее, я решил добавить их в таблицу ниже, чтобы было видно насколько производители карт памяти дешевле остальных. Тот же SK Hynix по P/E стоит почтив два раза дешевле Sony, 10,5 против 18.26.
Что касается производителей VR-шлемов, то тут несомненным лидером является Meta. Их доля рынка в разы выше, чем у Sony и HTC, но при этом по мультипликаторам стоит они не так дорого и имеют высокую маржинальность.
Интересным также выглядит Qualcomm, так как их процессоры используются в Oculus quest 2, это делает их крупнейшим поставщиком CPU для VR-шлемов. По мультипликаторам компания не кажется дорогой, у нее высокая маржинальность (27%), и ROE (90%).
Мини-итог по гаджетам
Если хотите инвестировать в производителей VR-гаджетов, то в первую очередь рассматривайте Meta, потом Sony. HTC пока не интересен по многим причинам.
Что касается комплектующих к шлемам, то тут лучше всего выглядит SK Hynix, так как его продукция востребована и в серверах, и в гаджетах. Также интересными кажутся Western Digital и Qualcomm.
Soft
Это, пожалуй, самый неоднозначный блок. После анонса Цукерберга, о создании метавселенной заговорили буквально все крупнейших техи: Nvidia, Microsoft, Google, Apple, Tencent. Однако, давайте будем честны и признаем, что хоть сырой, но готовый продукт есть только у Meta. Да, графика там оставляет желать лучшего, но технически взаимодействие персонажей проработано хорошо. С увеличением количества пользователей и выпуском Oculus quest 3, думаю мы сможем увидеть нечто более впечатляющие. Поэтому на данный момент я отдаю предпочтение компании Meta.
Основные выводы
Существование метавселенной невозможно без мощных серверов. Основными производителями их компонентов являются:
Micron, SK Hynix, Western Digital, Samsung (производители карт памяти)
Intel и AMD (производители процессоров)
Для того, чтобы пользователи начали задумываться о переходе в виртуальный мир, VR-шлемы не должны стоить слишком дорого. Здесь компания Meta полностью полностью доминирует. Им удалось достичь этого за счет продажи девайсов себе в убыток. В краткосрочной перспективе это может начать давить на котировки, но долгосрочно позволяет монополизировать интернет, за счет накопления пользователей на своей платформе. Учитывая, что работающая метавселенная есть пока только у Цукерберга, то я бы советовал повнимательней присмотреться к Meta.
Что касается компонентов VR-шлемов, то интересной находкой является Qualcomm. После абсолютной победы Oculus quest 2 они стали №1 производителем процессоров для VR-шлемов, советую к ним присмотреться.
https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу