Основатель Yahoo! Джерри Янг встал у руля компании, чтобы спасти ее от недружественного поглощения
Аспирант Стэнфордского университета Джерри Янг обожал часами блуждать по закоулкам Всемирной паутины. Это увлечение помешало ему закончить докторскую диссертацию, зато помогло стать миллиардером. В 2007 году Джерри Янг - Главный Яху, один из создателей известнейшей интернет-корпорации Yahoo!, занимал 432-е место в списке главных богачей мира, его состояние оценивалось в 2,2 миллиарда долларов.
Не так давно отец-основатель занялся непосредственным управлением прежде столь успешной, а теперь теряющей позиции на рынке компанией. До этого в подчинении у Янга был один-единственный сотрудник - личная секретарша. Главный Яху отвечал за технологический креатив и общую стратегию, оставляя конкретные управленческие функции профессиональным менеджерам. Однако ситуация потребовала от него выхода на передний край. Джерри Янг стал исполнительным директором второго в мире интернет-поисковика. При новом директоре уже принято два важнейших решения - сократить численность служащих на тысячу человек и отвергнуть предложение Microsoft о покупке Yahoo! за 44,6 миллиарда долларов. Некоторые эксперты видят прямое противоречие между первым и вторым и предсказывают много интересного в дальнейшей судьбе компании и лично 39-летнего Янга.
Бизнес от скуки
Компания Yahoo! возникла четырнадцать лет назад как "дитя академической скуки". Ее основали два аспиранта электроинженерного факультета Стэнфордского университета в Калифорнии - Дэвид Фило из Висконсина и Джерри Янг, уроженец Тайваня, в 10-летнем возрасте привезенный в Америку. В тот момент Янг, по собственному признанию, знал по-английски одно-единственное слово "ботинки", хотя его мама была преподавательницей английского.
В Стэнфорде Янг подружился с Дэвидом Фило. Парочка была готова заниматься чем угодно, только не работой над диссертациями. Зато оба любили бродить по быстро разраставшейся, но плохо систематизированной Всемирной паутине.
"Каждый день мы натыкались на новые интересные сайты и базы данных, - вспоминал впоследствии Янг, - но скоро поняли, что запомнить их, чтобы вернуться в случае надобности, нет никакой возможности". Тогда друзья начали вести списки, делить ресурсы на категории, потом на подкатегории... Так в январе 1994 года появился "Путеводитель Джерри по Всемирной сети", которым охотно пользовались сами создатели, их друзья и знакомые, а также друзья друзей и знакомые знакомых. Первые два сервера Джерри Янг, большой любитель японской национальной борьбы сумо, назвал по имени знаменитых атлетов с Гавайских островов - "Акебоно" и "Конишики".
Когда же число посетителей их сайта-поисковика превысило 100 тысяч человек, друзья поняли, что в хобби есть потенциал для создания бизнеса. К тому же администрация Стэнфорда стала выражать недовольство тем, что не слишком мощная университетская компьютерная сеть постоянно выходит из строя из-за перегрузок, вызванных высокой посещаемостью. Вдобавок приятель Фило и Янга Тим Брейди, учившийся в Гарварде, попробовал в своей курсовой работе оформить идею в виде бизнес-плана и выдал на-гора вполне реалистичные маркетинговые идеи. В общем, одно к одному...
В апреле того же 1994 года новая компания обрела свое окончательное имя - Yahoo (сокращение от придуманного Янгом названия Yet Another Hierarchical Officious Oracle - "Еще один иерархический неофициальный оракул"). Второй смысл yahoo (это слово есть у Джонатана Свифта в "Путешествиях Гулливера") - "грубый, простой, неотесанный" - тоже пришелся друзьям по вкусу. Именно таким на первых порах они видели свое детище. Поскольку под маркой Yahoo к тому времени уже продавались соус для стейков и охотничьи ножи, то в название пришлось добавить восклицательный знак. Тогда же молодые соавторы придумали себе забавный корпоративный титул Главные Яху. К апрелю 1995 года новое предприятие собрало два миллиона долларов инвестиций и под руководством ветерана Motorola Тима Кугла шагнуло в новую эпоху. Год спустя в его штате было 49 служащих.
Сегодня глобальным сервисом Yahoo! пользуются более 130 миллионов человек в месяц, что делает его одним из самых посещаемых интернет-ресурсов мира. В компании работает около 14 тысяч человек. Штаб-квартира Yahoo! находится в Саннивейле (Калифорния). Доход за прошлый год составил около 7 миллиардов долларов.
Скромный титан
Джерри Янг остается душой и сердцем компании, ее главным мозговым и креативным центром. При этом он всячески сторонится публичности, очень редко дает интервью, да и то лишь специализированным техническим изданиям. Если поискать информацию о Джерри с помощью придуманного им сервиса, то результаты будут весьма скромными. Гораздо больше можно узнать о тезке Янга, неоднократном чемпионе мира по игре в покер.
Как и многие другие пионеры Силиконовой долины, основатель Yahoo! принадлежит к племени трудоголиков, он появляется на рабочем месте раньше других сотрудников и уходит позже. Друзья удивляются, как при такой занятости он успел жениться. Японка Акико Ямазаки выросла в Коста-Рике. Она тоже выпускница Стэнфорда. У Джерри и Акико есть дочь.
Несмотря на занятость, Джерри активно занимается спортом. Особенно любит гольф и показывает довольно приличные результаты, хотя и жалуется, что игра требует слишком много времени. С коллегами и сотрудниками компании открыт и приветлив. Одевается неформально: кроссовки, светлые брюки-хаки и рубашки без галстука. Зимой любит носить легкие свитера из кашемира. Этакий непритязательный титан большого бизнеса!
В последние годы Янг много занимается благотворительностью, в частности поддерживает балетную труппу Сан-Франциско. Самый щедрый дар супруги преподнесли родному университету, выделив на строительство его нового учебного корпуса 75 миллионов долларов. Джерри Янг обладает хорошим чувством юмора и искренне радуется удачным шуткам других. В командировки летает экономическим классом. Зарплату получает символическую - доллар в год. Это такая мода в хай-тек-индустрии.
Основатели Yahoo! Дэвид Фило и Джерри Янг (1997 год).
Политикой особо не интересуется, но и нельзя сказать, что вовсе ее чурается. Регулярно делает пожертвования на избирательные кампании, главным образом демократов. Среди получателей - спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелози, лидер демократического большинства в Сенате Гарри Рид, члены Конгресса Джон Кониерс и Зое Лофгрен. Однако в 2003 году Янг внес максимально возможные две тысячи долларов в избирательный фонд президента-республиканца Джорджа Буша. Интересный момент: получатели пожертвований Главного Яху за редким исключением - три случая за десять лет - побеждали на выборах.
В 2005 году компания Yahoo! оказалась в центре громкого политического скандала. Тогда стало известно, что корпорация раскрыла властям Китая информацию об одном из своих почтовых клиентов - 37-летнем китайском репортере Ши Тао, получившем впоследствии десять лет тюрьмы. Yahoo! и сам Джерри Янг подверглись жесткой критике в США. На специальных слушаниях в Конгрессе ныне покойный конгрессмен Том Лантос бросил в лицо Янгу, объяснявшему свое решение необходимостью соблюдения законов страны, в которой компания работает: "В технологическом и финансовом плане вы гиганты, в моральном же - пигмеи". Позднее Yahoo! попыталась замолить грехи, предложив финансовую помощь семье Ши Тао и еще нескольким китайским диссидентам.
Слияние путем поглощения
Джерри Янг - сторонник разумного авантюризма и в жизни, и в бизнесе. Но как большой поклонник сумо, он твердо усвоил главное правило этой борьбы - стоять на ногах и все время оставаться внутри круга. И сегодня это правило весьма актуально.
Yahoo! переживает не лучшие времена. Безудержная экспансия лишила компанию гибкости. Не все приобретенные активы пошли на пользу. Показатели прибыли идут вниз. За последний квартал прошлого года она составила 206 миллионов долларов, на 63 миллиона меньше, чем за такой же период годом раньше. Падают и акции компании - экономисты на Уолл-стрит констатируют, что за несколько последних месяцев из-за ошибок в управлении Yahoo! потеряла не менее 40 процентов своей рыночной стоимости, в то время как ценные бумаги главного конкурента на рынке поисковиков - Google - за короткий срок подорожали шестикратно. Yahoo! все больше проигрывает Google на рынке онлайновой рекламы. На поисковую платформу Google сейчас приходится не менее 62 процентов общемировых запросов, в то время как доля Yahoo! составляет всего 12,8 процента.
Еще меньше на этом рынке доля компьютерного Голиафа Microsoft. И он стал источником новой головной боли для Yahoo!. Руководство компании Билла Гейтса серьезно озабочено экспансией Google, и поэтому в Microsoft решили, что лучший способ борьбы с Google - поглощение Yahoo!. 1 февраля нынешний глава Microsoft Стив Балмер сделал решительный ход - предложил купить корпорацию Янга почти за сорок пять миллиардов долларов.
С одной стороны, цена впечатляет - по 31 доллару за акцию, на 62 цента больше рыночной стоимости на тот момент. С другой стороны, предложение Балмера - беспримерная наглость: мол, у Yahoo! иного выбора просто нет, пора сдаваться.
Совет директоров Yahoo! на прошлой неделе отверг оферту Балмера. В своем заявлении директора отметили, что предложенная сумма мала, что бренд, огромная аудитория во всем мире, недавние инвестиции в рекламные платформы, перспективы роста бизнеса и будущих потенциальных доходов сильно недооценены. Microsoft получает от ворот поворот уже во второй раз, в 2006 году корпорация уже предлагала Yahoo! аналогичную сделку. Однако в отличие от прошлого раза Microsoft отказывается признать свое поражение и публично объявил, что оставляет за собой право всеми возможными методами показать уже напрямую акционерам Yahoo! все выгоды предложения, отвергнутого топ-менеджментом компании. В бизнесе это означает объявление войны - вступление на тропу недружественного поглощения.
Вопрос в том, как покажет себя в этих непростых условиях новый руководитель Yahoo!. Янг раньше публично признавался, что менеджмент - не самое сильное его место. В деловых кругах у него репутация человека, для которого принять решение - это мука мученическая и он способен бесконечно откладывать этот момент.
"Он, безусловно, выдающаяся фигура, когда требуется найти идею и запустить новую компанию, но он пока не продемонстрировал способности быть эффективным исполнительным директором корпорации размера и размаха Yahoo! - заявляет Роб Эндерль, консультант по технологиям из Сан-Хосе. - Он уже более семи месяцев непосредственно руководит компанией, оказавшейся в трудном положении, и единственное серьезное решение, которое он принял до сих пор, - это увольнения. Никакого творческого подхода в решении стоящих перед компанией проблем он не показал. Более того, создается впечатление, что он все еще пытается понять, что же это за проблемы".
Многие считают, что Yahoo! в нынешнем ее виде - не жилец, что независимо от итогов нынешнего раунда торгов с Microsoft табличка "Продается" остается висеть на ее двери и что вопрос лишь в цене. Как попытка увеличить эту сумму рассматривается информация о том, что Yahoo! возобновляет переговоры о приобретении онлайнового "полутрупа" AOL, ныне составной части конгломерата Time-Warner. Не лишены основания подозрения, что негативное отношение к предложению Балмера у Янга продиктовано не столько деловыми и рыночными соображениями, сколько его личной неприязнью к Microsoft. Эта корпорация, говорил Янг еще в 1995 году, "слишком велика, чтобы заботиться о благе других людей, о своем благе - да, о благе других - нет".
Правда, есть и другие мнения. Некоторые работавшие с Янгом менеджеры призывают не преуменьшать его опыт и организаторские способности. "Человек, который за три года выучил английский в совершенстве и который обладает редкой способностью убеждать людей в своей правоте, способен многое сделать и в других сферах, в том числе в руководстве компанией, которую он, как никто другой, знает вдоль и поперек и которую, как никто другой, любит", - отмечает один из тех, кто близко знает Джерри Янга. А другой бывший сотрудник Yahoo! Али Диаб замечает, что его бывший босс на самом деле уже и так немало сделал: "Он вернул компании дух раскрепощенности и чуть авантюрной предприимчивости ранних дней. И это здорово!"
Сам "виновник торжества" заявляет, что в его привычках смотреть только вперед. Джерри Янг убежден, что и через десять лет Yahoo! останется одной из ведущих компаний во Всемирной паутине. Вопрос лишь в том, сумеет ли детище недоучившихся гениальных аспирантов сохранить свою независимость.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу