28 декабря 2021 Finanz.ru
Российские власти продолжают закручивать гайки налогового контроля, усиливая давление на стремительно вымирающий малый и средний бизнес в стране.
В понедельник, 27 декабря, правительство внесло в Госдуму законопроект, существенно расширяющий полномочия Федеральной налоговой службы по аресту активов предпринимателей.
Согласно документу, ФНС сможет накладывать обеспечительные меры на имущество юрлиц и ИП, не доказывая факт уклонения от уплаты налогов. Основанием для ареста может стать составление акта камеральной проверки или вынесение решения о выездной проверке. Превентивная блокировка может затрагивать недвижимость, ценные бумаги, транспорт, а также предметы дизайна служебных помещений.
Наложить обеспечение ФНС сможет на имущество, эквивалентное разнице между фактически уплаченными налогами за проверяемый период и суммой гипотетического налога, рассчитанного исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли.
Законопроект ударит прежде всего по малому бизнесу. Компании, заплатившие более 2 млрд рублей налогов за три года, будут освобождены от его норм, равно как и крупнейшие корпорации, подключенные к системе налогового мониторинга. Организации или ИП с долгом ниже 3 млн рублей или меньше 10% от общей суммы уплаченных налогов также не подпадут под действие норм законопроекта.
«Российская Федерация, в отличие от иных кредиторов, в случае уклонения плательщика от уплаты налогов, сборов и страховых взносов не может заблаговременно обеспечить исполнение соответствующих требований. Обязательства по уплате налогов, сборов и страховых взносов возникают в силу закона, однако механизм обеспечения исполнения таких обязательств в силу закона по незадекларированным обязательствам должника отсутствует. При этом процесс установления оснований для проведения налоговых проверок и юридического закрепления их результатов требует значительного времени, что может привести к сокрытию или обременению имущества правами третьих лиц», - говорится в пояснительной записке к проекту.
По оценкам ФНС, за минувшие два года налогоплательщики, по которым проводились проверки, скрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд рублей.
Превентивный арест имущества поможет исключить такую практику. Но в итоге налоговые органы могут получить инструмент давления на предпринимателей, беспокоится президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: «Бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными» (цитата по «Ведомостям»).
По данным Росстата, на 1 июня 2021 года у российских компаний было накоплено 2,023 трлн рублей задолженности по налогам и сборам.
Из этой суммы 1,241 трлн приходится на долги перед федеральным бюджетом, который собирает НДС, акцизы, таможенные пошлины и часть налога на прибыль.
Предварительные обеспечительные меры в налоговом администрировании - это «беспрецедентная основа для коррупции», предупреждает партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович: «Безнадзорное и бездоказательное ограничение права собственности на период налоговой проверки - это гарантированная гибель бизнеса. Налоговый чиновник получит мощнейший инструмент давления на предпринимателя».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В понедельник, 27 декабря, правительство внесло в Госдуму законопроект, существенно расширяющий полномочия Федеральной налоговой службы по аресту активов предпринимателей.
Согласно документу, ФНС сможет накладывать обеспечительные меры на имущество юрлиц и ИП, не доказывая факт уклонения от уплаты налогов. Основанием для ареста может стать составление акта камеральной проверки или вынесение решения о выездной проверке. Превентивная блокировка может затрагивать недвижимость, ценные бумаги, транспорт, а также предметы дизайна служебных помещений.
Наложить обеспечение ФНС сможет на имущество, эквивалентное разнице между фактически уплаченными налогами за проверяемый период и суммой гипотетического налога, рассчитанного исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли.
Законопроект ударит прежде всего по малому бизнесу. Компании, заплатившие более 2 млрд рублей налогов за три года, будут освобождены от его норм, равно как и крупнейшие корпорации, подключенные к системе налогового мониторинга. Организации или ИП с долгом ниже 3 млн рублей или меньше 10% от общей суммы уплаченных налогов также не подпадут под действие норм законопроекта.
«Российская Федерация, в отличие от иных кредиторов, в случае уклонения плательщика от уплаты налогов, сборов и страховых взносов не может заблаговременно обеспечить исполнение соответствующих требований. Обязательства по уплате налогов, сборов и страховых взносов возникают в силу закона, однако механизм обеспечения исполнения таких обязательств в силу закона по незадекларированным обязательствам должника отсутствует. При этом процесс установления оснований для проведения налоговых проверок и юридического закрепления их результатов требует значительного времени, что может привести к сокрытию или обременению имущества правами третьих лиц», - говорится в пояснительной записке к проекту.
По оценкам ФНС, за минувшие два года налогоплательщики, по которым проводились проверки, скрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд рублей.
Превентивный арест имущества поможет исключить такую практику. Но в итоге налоговые органы могут получить инструмент давления на предпринимателей, беспокоится президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: «Бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными» (цитата по «Ведомостям»).
По данным Росстата, на 1 июня 2021 года у российских компаний было накоплено 2,023 трлн рублей задолженности по налогам и сборам.
Из этой суммы 1,241 трлн приходится на долги перед федеральным бюджетом, который собирает НДС, акцизы, таможенные пошлины и часть налога на прибыль.
Предварительные обеспечительные меры в налоговом администрировании - это «беспрецедентная основа для коррупции», предупреждает партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович: «Безнадзорное и бездоказательное ограничение права собственности на период налоговой проверки - это гарантированная гибель бизнеса. Налоговый чиновник получит мощнейший инструмент давления на предпринимателя».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу