Ранее мы говорили о том, из каких сегментов состоит бизнес QIWI и подробно рассмотрели сегмент денежных переводов. Сегодня рассмотрим электронную коммерцию и телекоммуникации в платёжном бизнесе QIWI.
В декабре 2020 г. ЦБ РФ ввёл ограничения на некоторые операции «КИВИ Банка». Эти ограничения в большей степени коснулись направления электронной коммерции, в частности платежей в пользу иностранных торговых компаний и переводов на предоплаченные карты. Но уже в марте 2021 г. в QIWI заявили о том, что Центробанк снял часть ограничений по переводам за рубеж.
Рис. 1. Чистая выручка бизнес-направления «Электронная коммерция», млрд руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Электронная коммерция
Если по итогам 9 месяцев 2020 г. бизнес-направление «Электронная коммерция» превышал по объёму чистой выручки платёжное направление, то по результатам 9 месяцев 2021 г. чистая выручка от электронной коммерции переместилась на второе место по объёму, сократившись на 25,4% год к году.
В направление «Электронная коммерция» входят:
деятельность по предоставлению услуг эквайринга (приём безналичной оплаты юридическими лицами);
приём ставок и вывод выигрышей;
финансовые решения для онлайн-индустрии игр.
Ранее в этот сегмент входил также ЦУПИС (Центр учёта переводов интерактивных ставок, компания-посредник между игроком и букмекером), оператором которого являлась компания QIWI. Но после того как Единым центром учёта переводов ставок была утверждена НКО «Мобильная карта», QIWI перестала осуществлять деятельность в этом направлении.
Доход компании от букмекерской деятельности складывался из двух составляющих.
Комиссия за расчёты между букмекерами и игроками.
Комиссия за предоставление услуг эквайринга при пополнении и выводе денежных средств.
Поскольку QIWI не является Единым центром учёта переводов ставок, то компания не получает комиссию за расчёты между букмекерами и игроками, однако комиссия за предоставление услуг эквайринга осталась.
Финансовые услуги
Следующим направлением платёжного сегмента QIWI являются финансовые услуги, среди которых переводы денежных средств микрофинансовым и кредитным организациям в счёт погашения задолженности. Чистая выручка в этом направлении сократилась на 50,4% год к году и за 9 месяцев 2021 г. составила 462 млн руб. против 931 млн руб. годом ранее.
Рис. 2. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Финансовые услуги», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Телеком
Направление «Телеком» представляет собой обработку платежей за предоставление услуг телефонной связи и интернета. Временем начала этой деятельности считается 1999 г., и раньше она была связана с выпуском скретч-карт для пополнения баланса мобильного телефона. Лишь позже на смену картам пришёл терминал. Именно в то время в ответ на потребность в предоставлении финансовых услуг в России зародилась финтех-отрасль (создание ПО, шлюзов). QIWI построила не только финтех-компанию, но и эффективную бизнес-модель, которая позволила бизнесу быстро расти. Компания не владела терминалами, а сдавала их в аренду своим агентам, которые на местах управляли выстроенной сетью. QIWI смогла стать лидером российского рынка платёжных терминалов, что обеспечило мобильным операторам и провайдерам удобство в приёме платежей. Уже тогда было понятно, что за интернетом и мобильной связью будущее, и была потребность в предоставлении финансовых услуг по приёму платежей, в ответ на это QIWI предложила техническое решение. На чём можно безопасно заработать во время золотой лихорадки? Ответ знаком многим инвесторам — на инфраструктуре.
Сейчас операции по приёму платежей не приносят того дохода, который был когда-то, и по итогам 9 месяцев 2021 г. чистая выручка от приёма платежей в направлении «Телеком» составила 392 млн руб., снизившись на 31,6% по сравнению с показателями 2020 г.
Рис. 3. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Телеком», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
При этом рынок опережает законодательную базу. Сначала появляются отношения, а потом возникает потребность в их регулировании. Так произошло и с QIWI — сначала появилась деятельность по приёму платежей, а потом появился закон, регулирующий её (Федеральный закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009 г.).
Сейчас сегмент платежей за предоставление услуг связи перешёл в более зрелую стадию, на которой достаточно компаний, предоставляющих финансовые услуги. Появились смартфоны с возможностью установки приложений операторов связи, онлайн-банки, позволяющие настроить автоплатёж. В таких условиях доля терминалов закономерно будет снижаться.
Согласно данным, опубликованным в пресс-релизе компании по итогам 9 месяцев 2021 г., доля активных терминалов и киосков (то есть таких, в которых в течение дня был обработан хотя бы один платёж), снизилась на 17,7% и составила 96 369 штук.
Другая выручка платёжного сегмента QIWI
Среди другой выручки, которая приходится на платёжный сегмент группы QIWI, учитывается оплата коммунальных услуг, переводы в адрес благотворительных организаций, а также плата в адрес государственных учреждений. По итогам 9 месяцев 2021 г. это бизнес-направление показало снижение на 56,4% и составило 90 млн руб.
Рис. 4. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Прочее», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Из чего состоит бизнес QIWI?
Бизнес QIWI строится на получении комиссионных от оказания финансовых услуг, но в тех сферах, в которых нет удобного финтех-решения. Например, в 2000-х это был рынок по приёму платежей за сотовую связь через терминалы. Именно в тот момент QIWI стала финтех-компанией, а государство осознало необходимость регулирования рынка платёжных услуг.
Если посмотреть на изменение общей чистой выручки QIWI, то по итогам 9 месяцев 2021 г. она сократилась на 4,5% и составила 13,9 млн руб. Основным драйвером роста выручки для группы стало направление «Денежные переводы», включающее в себя B2B2C-решения, на которых компания планировала сделать особый акцент.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В декабре 2020 г. ЦБ РФ ввёл ограничения на некоторые операции «КИВИ Банка». Эти ограничения в большей степени коснулись направления электронной коммерции, в частности платежей в пользу иностранных торговых компаний и переводов на предоплаченные карты. Но уже в марте 2021 г. в QIWI заявили о том, что Центробанк снял часть ограничений по переводам за рубеж.
Рис. 1. Чистая выручка бизнес-направления «Электронная коммерция», млрд руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Электронная коммерция
Если по итогам 9 месяцев 2020 г. бизнес-направление «Электронная коммерция» превышал по объёму чистой выручки платёжное направление, то по результатам 9 месяцев 2021 г. чистая выручка от электронной коммерции переместилась на второе место по объёму, сократившись на 25,4% год к году.
В направление «Электронная коммерция» входят:
деятельность по предоставлению услуг эквайринга (приём безналичной оплаты юридическими лицами);
приём ставок и вывод выигрышей;
финансовые решения для онлайн-индустрии игр.
Ранее в этот сегмент входил также ЦУПИС (Центр учёта переводов интерактивных ставок, компания-посредник между игроком и букмекером), оператором которого являлась компания QIWI. Но после того как Единым центром учёта переводов ставок была утверждена НКО «Мобильная карта», QIWI перестала осуществлять деятельность в этом направлении.
Доход компании от букмекерской деятельности складывался из двух составляющих.
Комиссия за расчёты между букмекерами и игроками.
Комиссия за предоставление услуг эквайринга при пополнении и выводе денежных средств.
Поскольку QIWI не является Единым центром учёта переводов ставок, то компания не получает комиссию за расчёты между букмекерами и игроками, однако комиссия за предоставление услуг эквайринга осталась.
Финансовые услуги
Следующим направлением платёжного сегмента QIWI являются финансовые услуги, среди которых переводы денежных средств микрофинансовым и кредитным организациям в счёт погашения задолженности. Чистая выручка в этом направлении сократилась на 50,4% год к году и за 9 месяцев 2021 г. составила 462 млн руб. против 931 млн руб. годом ранее.
Рис. 2. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Финансовые услуги», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Телеком
Направление «Телеком» представляет собой обработку платежей за предоставление услуг телефонной связи и интернета. Временем начала этой деятельности считается 1999 г., и раньше она была связана с выпуском скретч-карт для пополнения баланса мобильного телефона. Лишь позже на смену картам пришёл терминал. Именно в то время в ответ на потребность в предоставлении финансовых услуг в России зародилась финтех-отрасль (создание ПО, шлюзов). QIWI построила не только финтех-компанию, но и эффективную бизнес-модель, которая позволила бизнесу быстро расти. Компания не владела терминалами, а сдавала их в аренду своим агентам, которые на местах управляли выстроенной сетью. QIWI смогла стать лидером российского рынка платёжных терминалов, что обеспечило мобильным операторам и провайдерам удобство в приёме платежей. Уже тогда было понятно, что за интернетом и мобильной связью будущее, и была потребность в предоставлении финансовых услуг по приёму платежей, в ответ на это QIWI предложила техническое решение. На чём можно безопасно заработать во время золотой лихорадки? Ответ знаком многим инвесторам — на инфраструктуре.
Сейчас операции по приёму платежей не приносят того дохода, который был когда-то, и по итогам 9 месяцев 2021 г. чистая выручка от приёма платежей в направлении «Телеком» составила 392 млн руб., снизившись на 31,6% по сравнению с показателями 2020 г.
Рис. 3. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Телеком», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
При этом рынок опережает законодательную базу. Сначала появляются отношения, а потом возникает потребность в их регулировании. Так произошло и с QIWI — сначала появилась деятельность по приёму платежей, а потом появился закон, регулирующий её (Федеральный закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009 г.).
Сейчас сегмент платежей за предоставление услуг связи перешёл в более зрелую стадию, на которой достаточно компаний, предоставляющих финансовые услуги. Появились смартфоны с возможностью установки приложений операторов связи, онлайн-банки, позволяющие настроить автоплатёж. В таких условиях доля терминалов закономерно будет снижаться.
Согласно данным, опубликованным в пресс-релизе компании по итогам 9 месяцев 2021 г., доля активных терминалов и киосков (то есть таких, в которых в течение дня был обработан хотя бы один платёж), снизилась на 17,7% и составила 96 369 штук.
Другая выручка платёжного сегмента QIWI
Среди другой выручки, которая приходится на платёжный сегмент группы QIWI, учитывается оплата коммунальных услуг, переводы в адрес благотворительных организаций, а также плата в адрес государственных учреждений. По итогам 9 месяцев 2021 г. это бизнес-направление показало снижение на 56,4% и составило 90 млн руб.
Рис. 4. Чистая выручка бизнес-направления QIWI «Прочее», млн руб. Источник: диаграмма построена автором на основании финансовых результатов компании за III квартал 2021 г.
Из чего состоит бизнес QIWI?
Бизнес QIWI строится на получении комиссионных от оказания финансовых услуг, но в тех сферах, в которых нет удобного финтех-решения. Например, в 2000-х это был рынок по приёму платежей за сотовую связь через терминалы. Именно в тот момент QIWI стала финтех-компанией, а государство осознало необходимость регулирования рынка платёжных услуг.
Если посмотреть на изменение общей чистой выручки QIWI, то по итогам 9 месяцев 2021 г. она сократилась на 4,5% и составила 13,9 млн руб. Основным драйвером роста выручки для группы стало направление «Денежные переводы», включающее в себя B2B2C-решения, на которых компания планировала сделать особый акцент.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу