Женский вопрос - предпринимательницам придется выживать самим » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Женский вопрос - предпринимательницам придется выживать самим

9 марта 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
В своем поздравлении по случаю Международного женского дня президент России Владимир Путин, в отличие от лидеров других стран, ни словом не упомянул женщин-предпринимательниц. Говоря об "экономических вызовах и проблемах", президент коснулся двух категорий: жен и матерей военных, а также врачах и медсестрах. Однако если о работниках бюджетной сферы позаботится государство, женщинам-предпринимательницам придется выживать самим.

Между тем российские женщины играют весомую роль в малом и среднем бизнесе страны. По данным Общественной палаты России, которые приводит издание Forbes, женщинам принадлежит около 30% предприятий МСП.

Однако согласно опросу "Тинькофф Бизнеса", проведенному в 2021 году, женщины открывают бизнес в два раза реже, чем мужчины. Средний возраст предпринимательниц 38-40 лет, у мужчин этот возраст составляет 37-38 лет.

Большая часть женского бизнеса сосредоточена в торговле, меньшая часть в производственной сфере. В последнее время все больше женщин пробует себя в набирающем популярность бизнесе, торговле на маркетплейсах, таких как Ozon и Wildberries. Номенклатура товаров разная: от товаров масс-маркета до авторских украшений и сумочек собственного дизайна.

Среди дам, занимающихся этим видом бизнеса, есть настоящие истории успеха. Так, основательница ростовского бренда одежды Luca'Denim Анастасия Лукина, начав торговать на российских маркетплейсах, смогла выйти на международный рынок, используя торговую площадку Amazon. "Чтобы заработать один миллион чистой прибыли на контрактном производстве, нам нужно отшить тысячу джинсов. Чтобы заработать один миллион на маркетплейсе, достаточно отшить 400 штук джинсов и продать их под собственным брендом", - рассказывала предпринимательница в интервью ростовскому деловому порталу "Город N".

Однако в связи с кризисом после начала специальной военной операции России на Украине, таким, как Лукина, придется трудно: российское происхождение бренда может отталкивать зарубежных покупателей, которые негативно настроены к политике России.

Столичный юрист Татьяна, которая собиралась запустить свой бизнес на маркетплейсах по продаже изделий hand made, теперь собирается подождать более благоприятных времен. Индикатор происходящего: созданный ей ранее паблик в одной из соцсетей, где большая часть продавцов из Украины. Сегодня они почти перестали публиковать предложения о продаже своих изделий: "Я понимаю, из-за происходящего им уже не до этого, они заняты собственным выживанием", - говорит Finam.ru Татьяна.

Головная боль для Татьяны вопрос платежной системы - ее проект был рассчитан на международные продажи. В связи с санкциями платежи из-за границы будут затруднены или практически невозможны, и продавать изделия придется лишь внутри страны.

Cложности в связи с кризисной ситуацией возникли и у основательницы самого известного российского маркетплейсах Wildberries Татьяны Бакальчук. Как пишет журнал Forbes, всего за месяц стоимость бизнеса самой богатой женщины России снизилась с $7,6 млрд до $4,2 млрд.

Сейчас компания Wildberries, как и многие другие работающие в этом бизнесе, делает все, чтобы находить возможности в сложных условиях: она объявила массированную распродажу товаров, дает ссылки продавцам на пользование услугами логистики.

В условиях кризиса предпринимательство для женщин - часто возможность выжить, когда работа по найму не столь надежна. Cитуация отчасти напоминает 1990-е, когда после остановки предприятий и научных институтов мужчины оказались в растерянности, а женщины активно занялись "челночной" торговлей, привозя на продажу одежду из Польши и Турции.

Роль тогдашних "маркетплейсов" исполняли для них знаменитые вещевые рынки - "Лужники" и "Черкизовский". "У женщин лучше с адаптацией и выживаемостью", - говорит Finam.ru психолог Карина Милитонян.

Хозяйка небольшого бьюти-салона в Москве Виктория говорит Finam.ru, что пока "старается не паниковать и не поднимать цены". "Если адекватно держать цены, можно еще заработать", - рассказывает предпринимательница, которая отмечает, что несколько ее коллег считают по-другому и закупили продукцию впрок.

Впрочем, она признается, что в связи с санкциями с зарубежной продукцией все будет сложно: "В нашей индустрии все зарубежное, и здесь мы однозначно не можем ничего заменить. Что же касается китайских производителей, я пока с ними не работаю, отношение к ним неоднозначное", - говорит Виктория. На бизнес накладываются и личные обстоятельства - собеседница переживает за своего отца-украинца.

Владелица небольшой транспортной компании, которая столкнулась с кризисом напрямую из-за сокращения перевозок, говорит Finam, что пока не собирается сокращать сотрудников. Она надеется на подушку безопасности, которая позволит продержаться какое-то время.

Для совладельцев транспортной компании в Иркутске Александра и Елены в праздник 8 марта не до шампанского и цветов: кризисная ситуация на Украине ударила по их транспортному бизнесу. Супруги работают с грузовыми автомобилями западных фирм, а цены на запчасти увеличились в два раза: "Сейчас будем ездить на старье, китайцы и турки могут наладить производство через пять-шесть месяцев. Они качеством хуже, но на безрыбье ничего больше не остается", - говорит Finam.ru Александр. Правда, Елена надеется, что в тяжелые времена поможет ее диплом массажиста, который она получила совсем недавно: "В таких условиях людям нужно оздоровляется, снимать стресс".

Для иркутского адвоката Елены ситуация выглядит более предсказуемой - надеется, что кризисная ситуация обеспечит ей больший поток клиентов: "Кризис на меня не повлиял. Я живу одним днем", - говорит адвокат.

Еще до ситуации на Украине потрясший мир кризис пандемии изменил природу женского предпринимательства. По данным исследования Global Entrepreneurship Monitor, проведенного в 2021 году, несмотря на то, что женщины в среднем вкладывали в бизнес лишь половину суммы, что вкладывают мужчины, во время пандемии эти вложения увеличились. "В отличие от предыдущих лет женщины продемонстрировали более высокий медианный объем инвестиций по сравнению с мужчинами в странах с высоким уровнем дохода", - говорилось в исследовании.

Как отмечается в исследовании, пандемия оказала большее влияния на женщин, чем на мужчин, намеревавшихся открыть собственное дело. Таковых, говорится в докладе, было на 10% больше, чем мужчин. В среднем по миру так ситуация сложилась для 29,5% для женщин и 27,5% - для мужчин. Что касается старта собственного бизнеса, то во всех государствах мира женщины чаще, чем мужчины, заявляли, что начать бизнес во время пандемии было сложнее (65,5% против 60,8%). Этот гендерный разрыв, отмечают авторы доклада, был наиболее заметен в Европе и Северной Америке (60,0% против 51,5%) и среди женщин из стран с высоким доходом (62,9% против 56,8%).

"Многое нужно сделать на земле, делай это скорее", - писала в свое время политический деятель Германии, одна из основательниц праздника 8 марта Клара Цеткин. Вполне актуальный девиз для женщин-предпринимательниц, которым сегодня приходится жить в довольно сложных условиях меняющейся на глазах реальности. Она все больше становится похожей на времена, в которых жила сама Цеткин.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter