16 марта 2022 Тинькофф Банк Якорева Анастасия
Сейчас все больше новостей о возможном дефолте. Расскажите, пожалуйста, что это значит? Сколько и кому мы должны? Почему не можем заплатить? Все будет как в 1998 году: деньги обесценятся и мы все потеряем?
Если дефолт и произойдет, сам по себе он не будет означать то же самое, что было в 1998 году. Разберемся, что вообще происходит и может произойти.
Что такое дефолт
Один из способов государства планировать бюджет и реализовывать планы — это выпуск гособлигаций, то есть долговых расписок. Инвесторы из России и мира покупают эти облигации и таким образом дают России в долг. Россия взамен раз в определенный период выплачивает держателям облигаций проценты по долгу, а в конце срока действия облигаций возвращает сумму долга.
Если по каким-то причинам заемщик не может выплатить проценты или вернуть основной долг в те сроки, которые установлены договором, наступает дефолт — отказ заемщика выполнять свои долговые обязательства так, как это предусмотрено документами. При этом выплаты по облигациям должны совершаться в той валюте, которая указана в договоре. Если по договору выплаты должны быть в долларах, то выплата в другой валюте тоже будет означать дефолт, хотя деньги по факту и выплачены.
Россия уже переживала дефолт в 1998 году. К нему привело то, что с 1993 года государство затыкало дыры в бюджете при помощи государственных краткосрочных облигаций — ГКО. Оно платило по ним высокие проценты, и к 1998 году это уже больше напоминало пирамиду: проценты гасились за счет привлечения новых денег.
Кризис в Азии 1997 года сломал эту модель. Инвесторы начали выводить деньги с развивающихся рынков, и Россия больше не могла поддерживать эту пирамиду. 17 августа 1998 года правительство объявило технический дефолт. Рубль упал с 6 Р за доллар в августе до 20 Р к концу года. Обанкротилось несколько частных банков, которые были держателями ГКО. Цены выросли почти в два раза — инфляция составила 85%.
Почему мы опять заговорили о дефолте
Государство в одностороннем порядке изменило условия выплат по своим внешним долгам — допустило расчеты в рублях по тем облигациям, расчеты по которым предусмотрены в долларах. После этого агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг России с «мусорного» уровня B3 до преддефолтного Ca. Вслед за ним рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг России в иностранной валюте до преддефолтного уровня С — «суверенный дефолт неизбежен».
Еще один показатель вероятности дефолта — цена на кредитные дефолтные свопы, то есть финансовые инструменты, которые страхуют держателей ценных бумаг от дефолта заемщика. Исходя из их цены, вероятность дефолта — 71% в течение года.
Сколько у России долгов
По данным ЦБ, весь внешний долг Российской Федерации перед нерезидентами на 1 января 2022 года составляет 478,2 млрд долларов. Из них долг по еврооблигациям, то есть долговым бумагам в иностранной валюте, — около 20 млрд долларов. Еще около 40 млрд долларов — долги по рублевым облигациям, с которыми проблем быть не должно.
Еще в структуре российского внешнего долга есть долг перед прямыми инвесторами — около 130 млрд долларов — и кредиты и депозиты на 122 млрд долларов. А также долги бывшего СССР на 301 млн долларов.
Сейчас все следят за выплатами по еврооблигациям — именно от них зависит, будет ли суверенный дефолт.
Почему мы не можем расплатиться
Ночью 27 февраля 2022 года ЕС, США и Канада заявили о заморозке золотовалютных резервов Центрального банка. Всего они составляют 640 млрд долларов, из них под заморозку попали 300 млрд, но в перспективе эта сумма может увеличиться. США хотят ограничить сделки с российским золотом — это 130 млрд долларов из российских резервов — и доступ России к резервам в юанях.
В этих условиях у России осталось не так много источников валюты, а она нужна, чтобы оплачивать хотя бы жизненно важный импорт — продовольствие и медикаменты. Еще нужно платить по тем самым еврооблигациям.
Основные источники валюты сейчас — это выручка экспортеров, в первую очередь нефти и газа, и накопления граждан на валютных счетах. С 28 февраля Министерство финансов обязало экспортеров продавать 80% валютной выручки, а ЦБ с 9 марта запретил гражданам снимать больше 10 000 $ со своих валютных счетов, а наличную валюту теперь не купить. Вывозить из страны больше 10 000 $ запрещено указом президента от 1 марта.
По разным оценкам, экспорт должен принести России от 595 до 650 млрд долларов, то есть 80% от этой суммы — это 470—520 млрд долларов в год.
Получается, деньги для погашения еврооблигаций в валюте у России есть, что подтверждает и сам Минфин. Но в таких условиях тратить эту валюту на погашение внешнего долга, да еще и перед недружественными странами, государство сочло нецелесообразным и утвердило особый порядок выплат.
Как мы будем расплачиваться
Новый порядок выплат 14 марта утвердило Министерство финансов. Грубо говоря, в день выплат Минфин сначала даст банку-агенту поручение перечислить валюту по своим обязательствам за счет замороженных золотовалютных резервов и посмотрит, что будет. Если резервы не будут разморожены и оплата не пройдет, то выплаты кредиторам будут производиться в рублях по курсу ЦБ.
Утверждая новый порядок, Минфин опирался на более подробный указ президента от 5 марта «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Этот указ позволяет России, ее регионам, муниципалитетам и компаниям расплачиваться по обязательствам свыше 10 млн рублей в месяц перед недружественными странами в рублях через специальные счета в российских банках.
Перечень недружественных государств утвержден правительством — это те страны, которые совершают в отношении России недружественные действия, то есть вводят санкции. Это США, Евросоюз, Великобритания и Канада, а также Австралия, Албания, Андорра, Исландия, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония.
Исключением могут быть те компании-кредиторы, которые хотя и зарегистрированы в недружественных странах, но контролируются Россией или российскими юридическими лицами, и российским налоговым органам об этом известно. Для всех остальных тоже возможны исключения — их при необходимости могут сделать ЦБ и Минфин, но пока они этой возможностью официально не пользовались. Пока по умолчанию с резидентами и инвесторами, не попавшими в список недружественных, тоже расплатятся в рублях.
Когда возможен дефолт
Ближайшая выплата для России — среда, 16 марта. В этот день России нужно выплатить купоны по еврооблигациям со сроком погашения в 2023 и 2043 годах на сумму 117 млн долларов. Причем именно выплаты, предстоящие 16 марта, не предусматривают расчетов в рублях. То есть такие расчеты будут означать технический дефолт, если Россия так и не выплатит купоны в валюте в течение 30 дней — до 15 апреля.
Следующая выплата — 31 марта. В этот день Минфин должен будет заплатить 359 млн долларов по евробондам с погашением в 2030 году. 4 апреля предстоят выплаты 2 млрд долларов основного долга по евробондам.
Несколько дней назад по своим облигациям рассчитывались крупнейшие российские компании — «Газпром» и «Роснефть». Хотя в соответствии с указом президента у них уже была возможность платить в рублях, они ею не воспользовались. «Роснефть» 10 марта объявила о выплатах купонов и погашении основного долга на 2 млрд долларов, «Газпром» 7 марта погасил евробонды на 1,3 млрд долларов.
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин в разговоре с Тинькофф Журналом предположил, что если бы эти компании допустили технический дефолт, то кредиторы обратились бы в суд — и на их бизнес могли бы наложить обеспечительные меры.
Чем сейчас грозит дефолт
В теории у суверенного дефолта, то есть дефолта страны, много негативных последствий: инфляция, отток иностранных инвестиций, высокие ставки по новым заимствованиям. Страну больше не считают надежным партнером. В 1998 году так и было — дефолт стал отправной точкой для этих процессов.
Но сейчас эти явления можно наблюдать и без всякого дефолта. Аналитики ожидают годовой инфляции на уровне 20%, но и это не предел. Настоящий уровень инфляции станет понятен, когда можно будет оценить дефицит импорта из-за санкций, наложенных на Россию. Курс рубля в последние три недели упал более чем на 50% — с 75 Р за доллар в начале года до 110 Р за доллар.
Российский рынок акций в предпоследний день работы Мосбиржи, 24 февраля, обвалился на 33%. 25 февраля он частично восстановился, и с тех пор уже почти три недели торги не ведутся. Но отношение инвесторов к российским активам и невозможности совершать сделки на Мосбирже отражают торги на других площадках. Например, на Лондонской бирже депозитарные расписки на акции «Новатэка» и «Газпрома» падали ниже 1 $, а в начале марта торги ими были приостановлены. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, российское правительство собирается временно запретить иностранным инвесторам продавать российские активы.
Привлечение новых заимствований на внешнем рынке тоже под вопросом. Неясно, смогут ли иностранные банки обеспечивать выпуск российских еврооблигаций, а российские компании — платить по своим обязательствам. Но российский бюджет уже не так зависит от внешнего долга, как в 1998 году.
Так что для обычного гражданина дефолт ничего особенного к текущей ситуации не добавит. В теории последствия могут быть для работающих на внешних рынках компаний с госучастием, если кредиторы, не получившие своих денег, пойдут в суд. Так считает экономист Евгений Надоршин.
В то же время у дефолта 1998 года были и положительные последствия: в стране началось импортозамещение, развивалось производство, российские компании выходили на внешние рынки — и вот они как раз под вопросом. Сейчас у дефолта будет дополнительное условие: на Россию наложены технологические санкции — Евросоюз и США ввели запрет на высокотехнологичный экспорт в Россию.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу