17 марта 2022 investing.com Толмачев Павел
Несколько слов о текущей ситуации. Максимально конкретно, фактически и тезисно о том, что происходит в некоторых сегментах российской экономики на сегодняшний день. О том, какие перспективы, социальные экстерналии и вынужденные действия социально-экономической политики порождают текущие процессы.
Автомобильная отрасль и автосборочные производства
Все сборочные производства останавливаются — в Калужской области, Калининграде, Петербурге, Ленинградской области. Внешнее управление, а фактически квази-национализация — неизбежная колея логики действий, в противном случае возникает угроза массовой безработицы. Государство будет вынуждено субсидировать фактически неработающие предприятия и платить людям зарплату, так называемый “тариф”.
То же самое касается и непосредственно российских производств: Автоваза (MCX:AVAZ), Соллерса (MCX:SVAV), КАМАЗа (MCX:KMAZ). Автомобили производить не из чего, нет электроники и большого количества комплектующих. Государственные дотации и субсидии неминуемы, что означает выращивание зомби-предприятий.
Складские запасы автомобилей у самих производителей и у дилеров немедленно дорожают уже сейчас и, разумеется, будут дорожать еще больше. Очевидно, возникает существенная инфляция на вторичном рынке, во-первых, из-за нехватки самих автомобилей, во-вторых, из-за ограничений поставок запчастей.
Китайского скорого замещения ждать не стоит, мощности пока не расшиты до достаточных пределов, поскольку никаких договоренностей и контрактов нет. Помимо этого, цены на китайские автомобили также растут и будут расти дальше, поскольку, во-первых, Китай обязательно будет пользоваться положением корневого бенефициара и доминанта по отношению к России, а во-вторых, потому что спрос на китайские автомобили будет, очевидно, расти за неимением других альтернатив.
Промышленность - нефтепереработка
Сейчас сложно делать более или менее точные прогнозы, однако точно можно сказать, что ситуация на производствах будет ухудшаться. В России практически не существует производств без куска импортных компонентов.
Например, оборудование для нефтеперерабатывающих заводов практически все импортное и китайское. Это ставит вопрос о том, как будут существовать нефтеперерабатывающие заводы, которые требуют беспрерывного сервисного обслуживания ввиду высокой амортизации. Складские запасы амортизационных сервисных компонентов находятся на минимуме, поставки не просто стоЯт, они практически прекратились из-за логистической блокады и отказа самих поставщиков экспортировать комплектующие и запчасти в Россию.
Авиационная отрасль
Самолеты больше не поставляются, запчасти больше не поставляются, в сервисном обслуживании отказано, Китай отказал в замещении, предложив покупать китайские самолеты. Российские власти заявили о возможном продлении режима летной годности на год. Однако возникает момент, связанный с нормативным сервисом и амортизационным ремонтом, для которого нет запчастей.
Сервисный каннибализм с деконструкцией части парка неизбежен, так же, как и не самые приятные ощущения пассажиров таких непонятно как технически обслуженных самолетов.
Сами полеты теперь, в подавляющем большинстве — внутри страны, за границу лететь нельзя, самолеты в лизинге, и приземление на полосу другой страны влечет арест самолета.
В этой связи ситуация с занятостью в отрасли предполагает значительные изменения к худшему. Это касается как экипажей, так и сотрудников авиационных сервисных комплексов и аэропортов.
Строительство и инфраструктура
Инфляционное вспенивание и необходимость завинтить ставки до 20% означают рост ипотечных ставок и, соответственно, резкую просадку ипотечного рынка в пол: какой вменяемый человек станет брать ипотеку под 25% годовых? Соответственно, и девелоперы будут замораживать стройки и сворачивать проекты, которые еще не начались. Эксперты отрасли констатируют, что обычно этот процесс имеет эффект запаздывания, и по-настоящему кризис отрасли мы увидим через год–полтора.
В дополнение к этому можно ожидать усиления проблем в рабочей силе, поскольку, во-первых, инфляция будет активно съедать заработки гастарбайтеров, а во-вторых, переводить деньги на родину становится не вполне удобным, твердую валюту уже не купишь.
Что касается инфраструктуры — строительства мостов, дорог, прочих коммуникационных и передаточных путей, — то вероятность сжатия активности очевидна: на это больше не будет прежних бюджетов, а печатать ничем не обеспеченные рубли — это добавлять еще один градус в инфляционный накал.
Ретейл-торговля
В этом секторе одна из самых высоких занятостей в российской экономике, трудоемкость сектора очень высока. В больших городах большие моллы обеспечивают большой объем рабочих мест, в регионах масса мелкорозничных магазинов также обеспечивает высокую занятость. Соответственно, когда компании-продавцы за неимением товара или в силу падения доходов покупателей и выросших цен будут вынуждены расторгать арендные и трудовые договоры и освобождать помещения, это повлечет за собой как рост безработицы, так и падение доходов владельцев коммерческой недвижимости, по цепочке.
При этом о национализации и государственном субсидировании неработающих магазинов без товара, как это предполагается сделать на системных предприятиях в больших индустриях, речи не идет.
Несмотря на наличие некоторых запасов, которые, естественно, находятся в режиме практически ежедневного удорожания, в ближайшее время ситуация в розничной торговле будет более определенной, но уже сейчас можно сказать что тренд будет безусловно отрицательным.
Потребительский сектор
Под ударом все, в частности, фармацевтика, где резко сокращаются поставки, возникает потребительская паника и экстремальные инфляционные спайки, по некоторым видам медикаментов до 200%-250%.
Доля импортных лекарств составляет около 45% рынка, а в остальных 55% процентах собственного производства 80%-90% — это импортные вещества, необходимые для производства отечественных медикаментов.
Отдельные виды лекарств, например, редкие диабетические и астматические препараты, уже являются товарами черного рынка, и, возможно, товарная номенклатура здесь будет только увеличиваться. Этому способствует также тот факт, что оплата поставленной продукции интенсивно сбоит в силу проблем в банковских транзакциях.
Перебои с поставками во всех сегментах потребительского сектора — в большей части результат сбоев контейнерных перевозок, причем не только морских, но и автомобильных. Токсичная среда стимулирует крупнейших перевозчиков и контейнерные компании заблокировать российское направление. И это касается не только Европы или США, это касается в том числе и Азии. Товарный ассортимент во всех сегментах резко сужается — от одежды до электроники и гаджетов.
Инфляция
Основные инфляционные триггеры вполне просты и очевидны: сокращение импорта конечных товаров, сокращение импорта комплектующих, сырья, субстанций и прочих компонентов, логистическая блокада, удорожание и сжатие конечного выпуска, девальвация рубля и масштабное ограничение валютных операций, потребительская паника.
Для наступившей новой экономической реальности характерны два одновременных процесса — инфляция в товарах и услугах и падение доходов. Инфляция в товарах и услугах в такой ситуации обусловливается, очевидно, не ростом платежеспособного спроса, а дефицитом и производственно-логистическим затратами. Таким образом, это можно рассматривать, как классический случай острой стагфляции: инфляция растет, доходы и экономика падают.
Следующий этап — это рецессия и уход ВВП в отрицательные значения и далее по спирали — экономическая депрессия.
С учетом всех этих факторов и того, что в экономике эффекты, как круги на воде, расходятся постепенно, но верно, разумно ожидать инфляции по итогам существенно выше 20%. При этом наиболее верным решением было бы ориентироваться на действия ЦБ безотносительно оценки их потенциальной эффективности.
ЦБ — наиболее компетентный орган в России, и, помимо отслеживания и интерпретации его решений как наиболее верных сигналов о ближайшем будущем, правильно было бы смотреть на калькуляцию инфляции и ожиданий именно в версии ЦБ, а не Росстата, известного своими космическими фокусами в эконометрике.
Безработица
Безработица будет, она уже есть, и перспективы самые не радужные. На больших предприятиях, которые попадут под квази-национализацию — внешнее управление, залоговое удержание под субсидирование, прямую постановку на баланс, — безработица будет купирована переводом на тариф и фактически оплатой нерабочего времени.
Что касается малого и среднего бизнеса, а это очень большой пласт трудовой силы, то перспективы здесь совсем мрачные. Под национализацию или субсидирование этот сектор явно не попадет, коррупционное давление в нем значительно выше и более всеобъемлющее, чем в большом бизнесе. Все эти люди, которые окажутся без работы — потенциальный очаг социального недовольства, и властям как-то необходимо нивелировать его.
С учетом того, что проблематично занять эту трудовую в силу в инфраструктурных проектах, т.к. они сами будут урезаться, наиболее вероятным выглядит расширение госсектора, другими словами — принятие этой трудовой силы на баланс государства. Это может быть реализовано через увеличение числа госорганов и бюрократических образований или, например, через расширение вакансий на предприятиях ВПК, что весьма актуально в нынешнем политическом модусе.
К слову сказать, это один из факторов свертывания рыночной капиталистической экономики в условно капиталистическую и планово-распределительную, а значит, априори, неэффективную.
Социальная ситуация
Очевидно, что все негативные процессы в экономике, которые происходят уже сейчас и которые будут двигаться с ускорением по обратной спирали, в первую очередь затрагивают население больших городов. Первый импакт, который это население получает — это резкое снижение товарного и сервисного ассортимента, постепенные закрытия малого и среднего бизнеса, образующего городскую потребительскую инфраструктуру.
Для жителей малых городов и сельских образований снижение разнообразия в номенклатуре доступных товаров будет менее ощутимо, во-первых, потому что и товарный, и сервисный ассортимент там изначально уже, чем в больших городах, а во-вторых, исходя из этого, изначальные потребительские предпочтения менее разнообразные и широкие.
В этих образованиях наиболее значительным негативными последствиями будут высокая инфляция и безработица. (В малых городах и сельской зоне крайне узкий набор возможных ниш компетенций и низкая экономическая диверсификация; это значит, что другую работу и в другой сфере найти будет крайне сложно).
Вызывает беспокойство ситуация с безработицей в малом и среднем бизнесе. Здесь возможен эффект, обратный эффекту ловушки Баумоля: с уменьшением платежеспособного спроса людей, занятых в “большом бизнесе” — производственном, обрабатывающем, торгово-сетевом, логистическом и т.д., — и с урезанием их потребительских предпочтений малый и средний бизнес окажется в стагнации и будет вынужден выплеснуть значительный объем безработной силы.
И если ситуация с рабочей силой в большой промышленности как-то будет выравниваться государством за счет национализации, переводов сотрудников на тариф и прочими субсидиями и тому подобными мерами, то в малом бизнесе ничего подобного не произойдет. С точки зрения социальной стабильности, это группа риска, и государство так или иначе будет вынуждено эту проблему решать.
Наиболее вероятным представляется вариант, при котором так или иначе государству придется взять на баланс этих людей и перевести их из сектора, создающего добавленную стоимость, в секторы, которые добавленную стоимость потребляют. Реализовать это можно либо за счет расширения бюджетного сектора, либо за счет расширения бюрократического аппарата, либо за счет расширения “госстроек” — инфраструктурных проектов.
Последнее, правда, входит в противоречие с тем, что для инфраструктурного строительства ни бюджета, ни технологий, ни самой техники в прежних объемах больше не будет.
Таким образом, при стагнирующей экономике, сужающемся выпуске, инфляции, дефиците, падении платежеспособного спроса и потенциальной безработице чуть ли не единственным способом сохранения социальной стабильности является государственное субсидирование.
Однако это, безусловно, будет важным триггером инфляции и дефицита, поскольку, во-первых, субсидии будут просто новыми напечатанными деньгами, которые находятся в устойчивом девальвационном тренде, а во-вторых, потенциальная покупательская способность, которую эти деньги призваны поддерживать, не будет покрыта выпуском и товарным обеспечением.
Резюме
Обратная спираль, т.е. экономический реверс, представляется наиболее вероятным трендом в той или иной степени во всех секторах экономики. Цепочки триггеров, событий и последствий удлиняются, и взаимозависимость этих процессов во всех секторах и отраслях уплотняется.
Эффект колеи, когда экономические процессы происходят в безальтернативном направленном тренде, а решения в области экономической политики заранее обусловлены и ограничены этим трендом, становится все более явным. И эта колея — огосударствление всей национальной экономики.
А с учетом всем известной и непреложной аксиомы о том, что государство не умеет делать бизнес и создавать добавленную стоимость на регулярной долговременной основе, и как экономический бизнес-актор всегда неэффективно в конечном счете, можно представить себе экономические и социальные конфигурации в среднесрочной перспективе.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Автомобильная отрасль и автосборочные производства
Все сборочные производства останавливаются — в Калужской области, Калининграде, Петербурге, Ленинградской области. Внешнее управление, а фактически квази-национализация — неизбежная колея логики действий, в противном случае возникает угроза массовой безработицы. Государство будет вынуждено субсидировать фактически неработающие предприятия и платить людям зарплату, так называемый “тариф”.
То же самое касается и непосредственно российских производств: Автоваза (MCX:AVAZ), Соллерса (MCX:SVAV), КАМАЗа (MCX:KMAZ). Автомобили производить не из чего, нет электроники и большого количества комплектующих. Государственные дотации и субсидии неминуемы, что означает выращивание зомби-предприятий.
Складские запасы автомобилей у самих производителей и у дилеров немедленно дорожают уже сейчас и, разумеется, будут дорожать еще больше. Очевидно, возникает существенная инфляция на вторичном рынке, во-первых, из-за нехватки самих автомобилей, во-вторых, из-за ограничений поставок запчастей.
Китайского скорого замещения ждать не стоит, мощности пока не расшиты до достаточных пределов, поскольку никаких договоренностей и контрактов нет. Помимо этого, цены на китайские автомобили также растут и будут расти дальше, поскольку, во-первых, Китай обязательно будет пользоваться положением корневого бенефициара и доминанта по отношению к России, а во-вторых, потому что спрос на китайские автомобили будет, очевидно, расти за неимением других альтернатив.
Промышленность - нефтепереработка
Сейчас сложно делать более или менее точные прогнозы, однако точно можно сказать, что ситуация на производствах будет ухудшаться. В России практически не существует производств без куска импортных компонентов.
Например, оборудование для нефтеперерабатывающих заводов практически все импортное и китайское. Это ставит вопрос о том, как будут существовать нефтеперерабатывающие заводы, которые требуют беспрерывного сервисного обслуживания ввиду высокой амортизации. Складские запасы амортизационных сервисных компонентов находятся на минимуме, поставки не просто стоЯт, они практически прекратились из-за логистической блокады и отказа самих поставщиков экспортировать комплектующие и запчасти в Россию.
Авиационная отрасль
Самолеты больше не поставляются, запчасти больше не поставляются, в сервисном обслуживании отказано, Китай отказал в замещении, предложив покупать китайские самолеты. Российские власти заявили о возможном продлении режима летной годности на год. Однако возникает момент, связанный с нормативным сервисом и амортизационным ремонтом, для которого нет запчастей.
Сервисный каннибализм с деконструкцией части парка неизбежен, так же, как и не самые приятные ощущения пассажиров таких непонятно как технически обслуженных самолетов.
Сами полеты теперь, в подавляющем большинстве — внутри страны, за границу лететь нельзя, самолеты в лизинге, и приземление на полосу другой страны влечет арест самолета.
В этой связи ситуация с занятостью в отрасли предполагает значительные изменения к худшему. Это касается как экипажей, так и сотрудников авиационных сервисных комплексов и аэропортов.
Строительство и инфраструктура
Инфляционное вспенивание и необходимость завинтить ставки до 20% означают рост ипотечных ставок и, соответственно, резкую просадку ипотечного рынка в пол: какой вменяемый человек станет брать ипотеку под 25% годовых? Соответственно, и девелоперы будут замораживать стройки и сворачивать проекты, которые еще не начались. Эксперты отрасли констатируют, что обычно этот процесс имеет эффект запаздывания, и по-настоящему кризис отрасли мы увидим через год–полтора.
В дополнение к этому можно ожидать усиления проблем в рабочей силе, поскольку, во-первых, инфляция будет активно съедать заработки гастарбайтеров, а во-вторых, переводить деньги на родину становится не вполне удобным, твердую валюту уже не купишь.
Что касается инфраструктуры — строительства мостов, дорог, прочих коммуникационных и передаточных путей, — то вероятность сжатия активности очевидна: на это больше не будет прежних бюджетов, а печатать ничем не обеспеченные рубли — это добавлять еще один градус в инфляционный накал.
Ретейл-торговля
В этом секторе одна из самых высоких занятостей в российской экономике, трудоемкость сектора очень высока. В больших городах большие моллы обеспечивают большой объем рабочих мест, в регионах масса мелкорозничных магазинов также обеспечивает высокую занятость. Соответственно, когда компании-продавцы за неимением товара или в силу падения доходов покупателей и выросших цен будут вынуждены расторгать арендные и трудовые договоры и освобождать помещения, это повлечет за собой как рост безработицы, так и падение доходов владельцев коммерческой недвижимости, по цепочке.
При этом о национализации и государственном субсидировании неработающих магазинов без товара, как это предполагается сделать на системных предприятиях в больших индустриях, речи не идет.
Несмотря на наличие некоторых запасов, которые, естественно, находятся в режиме практически ежедневного удорожания, в ближайшее время ситуация в розничной торговле будет более определенной, но уже сейчас можно сказать что тренд будет безусловно отрицательным.
Потребительский сектор
Под ударом все, в частности, фармацевтика, где резко сокращаются поставки, возникает потребительская паника и экстремальные инфляционные спайки, по некоторым видам медикаментов до 200%-250%.
Доля импортных лекарств составляет около 45% рынка, а в остальных 55% процентах собственного производства 80%-90% — это импортные вещества, необходимые для производства отечественных медикаментов.
Отдельные виды лекарств, например, редкие диабетические и астматические препараты, уже являются товарами черного рынка, и, возможно, товарная номенклатура здесь будет только увеличиваться. Этому способствует также тот факт, что оплата поставленной продукции интенсивно сбоит в силу проблем в банковских транзакциях.
Перебои с поставками во всех сегментах потребительского сектора — в большей части результат сбоев контейнерных перевозок, причем не только морских, но и автомобильных. Токсичная среда стимулирует крупнейших перевозчиков и контейнерные компании заблокировать российское направление. И это касается не только Европы или США, это касается в том числе и Азии. Товарный ассортимент во всех сегментах резко сужается — от одежды до электроники и гаджетов.
Инфляция
Основные инфляционные триггеры вполне просты и очевидны: сокращение импорта конечных товаров, сокращение импорта комплектующих, сырья, субстанций и прочих компонентов, логистическая блокада, удорожание и сжатие конечного выпуска, девальвация рубля и масштабное ограничение валютных операций, потребительская паника.
Для наступившей новой экономической реальности характерны два одновременных процесса — инфляция в товарах и услугах и падение доходов. Инфляция в товарах и услугах в такой ситуации обусловливается, очевидно, не ростом платежеспособного спроса, а дефицитом и производственно-логистическим затратами. Таким образом, это можно рассматривать, как классический случай острой стагфляции: инфляция растет, доходы и экономика падают.
Следующий этап — это рецессия и уход ВВП в отрицательные значения и далее по спирали — экономическая депрессия.
С учетом всех этих факторов и того, что в экономике эффекты, как круги на воде, расходятся постепенно, но верно, разумно ожидать инфляции по итогам существенно выше 20%. При этом наиболее верным решением было бы ориентироваться на действия ЦБ безотносительно оценки их потенциальной эффективности.
ЦБ — наиболее компетентный орган в России, и, помимо отслеживания и интерпретации его решений как наиболее верных сигналов о ближайшем будущем, правильно было бы смотреть на калькуляцию инфляции и ожиданий именно в версии ЦБ, а не Росстата, известного своими космическими фокусами в эконометрике.
Безработица
Безработица будет, она уже есть, и перспективы самые не радужные. На больших предприятиях, которые попадут под квази-национализацию — внешнее управление, залоговое удержание под субсидирование, прямую постановку на баланс, — безработица будет купирована переводом на тариф и фактически оплатой нерабочего времени.
Что касается малого и среднего бизнеса, а это очень большой пласт трудовой силы, то перспективы здесь совсем мрачные. Под национализацию или субсидирование этот сектор явно не попадет, коррупционное давление в нем значительно выше и более всеобъемлющее, чем в большом бизнесе. Все эти люди, которые окажутся без работы — потенциальный очаг социального недовольства, и властям как-то необходимо нивелировать его.
С учетом того, что проблематично занять эту трудовую в силу в инфраструктурных проектах, т.к. они сами будут урезаться, наиболее вероятным выглядит расширение госсектора, другими словами — принятие этой трудовой силы на баланс государства. Это может быть реализовано через увеличение числа госорганов и бюрократических образований или, например, через расширение вакансий на предприятиях ВПК, что весьма актуально в нынешнем политическом модусе.
К слову сказать, это один из факторов свертывания рыночной капиталистической экономики в условно капиталистическую и планово-распределительную, а значит, априори, неэффективную.
Социальная ситуация
Очевидно, что все негативные процессы в экономике, которые происходят уже сейчас и которые будут двигаться с ускорением по обратной спирали, в первую очередь затрагивают население больших городов. Первый импакт, который это население получает — это резкое снижение товарного и сервисного ассортимента, постепенные закрытия малого и среднего бизнеса, образующего городскую потребительскую инфраструктуру.
Для жителей малых городов и сельских образований снижение разнообразия в номенклатуре доступных товаров будет менее ощутимо, во-первых, потому что и товарный, и сервисный ассортимент там изначально уже, чем в больших городах, а во-вторых, исходя из этого, изначальные потребительские предпочтения менее разнообразные и широкие.
В этих образованиях наиболее значительным негативными последствиями будут высокая инфляция и безработица. (В малых городах и сельской зоне крайне узкий набор возможных ниш компетенций и низкая экономическая диверсификация; это значит, что другую работу и в другой сфере найти будет крайне сложно).
Вызывает беспокойство ситуация с безработицей в малом и среднем бизнесе. Здесь возможен эффект, обратный эффекту ловушки Баумоля: с уменьшением платежеспособного спроса людей, занятых в “большом бизнесе” — производственном, обрабатывающем, торгово-сетевом, логистическом и т.д., — и с урезанием их потребительских предпочтений малый и средний бизнес окажется в стагнации и будет вынужден выплеснуть значительный объем безработной силы.
И если ситуация с рабочей силой в большой промышленности как-то будет выравниваться государством за счет национализации, переводов сотрудников на тариф и прочими субсидиями и тому подобными мерами, то в малом бизнесе ничего подобного не произойдет. С точки зрения социальной стабильности, это группа риска, и государство так или иначе будет вынуждено эту проблему решать.
Наиболее вероятным представляется вариант, при котором так или иначе государству придется взять на баланс этих людей и перевести их из сектора, создающего добавленную стоимость, в секторы, которые добавленную стоимость потребляют. Реализовать это можно либо за счет расширения бюджетного сектора, либо за счет расширения бюрократического аппарата, либо за счет расширения “госстроек” — инфраструктурных проектов.
Последнее, правда, входит в противоречие с тем, что для инфраструктурного строительства ни бюджета, ни технологий, ни самой техники в прежних объемах больше не будет.
Таким образом, при стагнирующей экономике, сужающемся выпуске, инфляции, дефиците, падении платежеспособного спроса и потенциальной безработице чуть ли не единственным способом сохранения социальной стабильности является государственное субсидирование.
Однако это, безусловно, будет важным триггером инфляции и дефицита, поскольку, во-первых, субсидии будут просто новыми напечатанными деньгами, которые находятся в устойчивом девальвационном тренде, а во-вторых, потенциальная покупательская способность, которую эти деньги призваны поддерживать, не будет покрыта выпуском и товарным обеспечением.
Резюме
Обратная спираль, т.е. экономический реверс, представляется наиболее вероятным трендом в той или иной степени во всех секторах экономики. Цепочки триггеров, событий и последствий удлиняются, и взаимозависимость этих процессов во всех секторах и отраслях уплотняется.
Эффект колеи, когда экономические процессы происходят в безальтернативном направленном тренде, а решения в области экономической политики заранее обусловлены и ограничены этим трендом, становится все более явным. И эта колея — огосударствление всей национальной экономики.
А с учетом всем известной и непреложной аксиомы о том, что государство не умеет делать бизнес и создавать добавленную стоимость на регулярной долговременной основе, и как экономический бизнес-актор всегда неэффективно в конечном счете, можно представить себе экономические и социальные конфигурации в среднесрочной перспективе.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу