Ищите пути объезда. Страны Европы закрывают порты и дороги для России

Страны ЕС запретили российским судам заходить в порты стран содружества, что наносит весомый удар по грузоперевозкам и ломает логистические цепочки. Российские судоходы будут активней использовать суда под "нейтральным флагом", однако и здесь есть подводные камни: например, Иран, который возит свою нефть под чужими флагами, все равно сталкивается с давлением США на эти государства. Между тем власти ЕС уже ввели запрет на проезд российских и белорусских грузовиков по своей территории, и российские производители боятся ответных мер.

Первыми государствами, которые заявили о том, что закрывают свои порты для российских судов, стали Италия, Румыния, Эстония, Литва, Бельгия и Болгария. О том, что российские суда больше не могут использовать порты ЕС для захода, сообщило правительство союза. При этом главная проблема - это даже не загрузка товаров из государств ЕС, а дозаправка и техническое обслуживание судов, которые осуществлялись в европейских портах.

При этом, как отмечают в Центральном научном институте морского флота, данные которого приводит радиостанция Business FM, большинство судов крупного тоннажа, который используют российские судовладельцы (62%), находятся под иностранной юрисдикцией, то есть плавают под флагами зарубежных государств.

"Режим удобного флага предоставляет существенные льготы. Он гарантирует судовладельцам очень быструю и упрощенную регистрацию иностранных судов как в самой стране "дешевого" флага, так и в ее зарубежных консульствах, а еще возможность беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны. Администрация морских регистров портов обеспечивает анонимность директоров судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности коммерческих операций. Именно поэтому многие российские суда ходят под "дешевыми" флагами", - отмечала в комментарии для журнала "Морские вести России" доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета при председателе Счетной палаты Елена Румянцева.

Российские танкеры используют флаги таких государств, как Кипр, Мальта, Либерия, Испания. Однако учитывая, что Испания, Мальта и Кипр - страны ЕС, вряд ли дальнейшее использование флагов этих государств будет возможно после санкций.

Что же касается других государств, то ЕС, возможно, будет пытаться давить на них, чтобы принудить перестать оказывать Москве подобные услуги. Так, например, в 2020 году США заставили более 15 иностранных танкеров прекратить использовать флаги карибского государства Сент-Кит и Невис после того, как было обнаружено, что они транспортируют иранскую нефть.

Иран, который долгие годы находится под американскими санкциями, активно использует флаги третьих стран для перевозки своих грузов, в основном нефти, в другие страны мира. Как писало ранее в своем расследовании агентство Reuters, наиболее часто Иран использует флаг Панамы. "Есть так много судоходных компаний, которые мы можем использовать. Несмотря на давление США, многие дружественные страны рады помочь нам и предложили помощь в этом вопросе", - рассказывал в интервью изданию высокопоставленный иранский чиновник.

Вынос судна

Российские компании будут по-прежнему использовать иностранные юрисдикции, однако сейчас возможностей для этого будет все меньше: запрет захода в порты ЕС будет распространяться на суда, сменившие флаг после 24 февраля. К тому же, как отмечают эксперты, такие государства, как вышедшая из ЕС Британия, проверяют не только флаг, но и структуру владения судном.

Кроме этого, как объясняют Finam.ru эксперты, действуют и другие ограничения: российские воды отнесены к зоне военных действий, что привело, например, к кратному увеличению страховых премий на Черном море. Кроме этого, факт отмены грузоперевозок для всех компаний, которые находятся под санкциями, означает отмену всех перевозок в Россию. "Чтобы не разбираться, кто есть кто", -объясняет Finam.ru один из игроков отрасли.

Однако, по мнению директора Института торговой политики НИУ ВШЭ Александра Данильцева, российские судоходы найдут альтернативу привычным маршрутам, хотя она будет менее удобной и более дорогой. "В современном мире сложно себе представить, чтобы таких возможностей нельзя было найти", -говорит эксперт. В качестве альтернативы эксперт назвал использование незамерзающих портов Мурманска и Дальнего Востока.

В свою очередь, аналитик Finam.ru Дмитрий Баранов полагает, что в связи с недоступностью портов ЕС для ремонта и пополнения топлива перевозки могут осуществляться караваном из нескольких судов, часть из которых, будут вести необходимые расходные материалы.

Еще один вариант - направление в точки маршрута судов снабжения, чтобы ими могли воспользоваться перевозчики. При этом Баранов отмечает, что "увеличатся объемы перевозки грузов другими видами транспорта в направлении портов юга, в первую очередь, автомобильным и железнодорожным транспортом". По мнению эксперта, увеличение стоимости транспортировки может составить порядка 10%.

Стоит отметить, что российские и белорусские грузовики на дорогах ЕС тоже не ждут. Власти союза уже приняли такое решение в связи с санкциями. Белоруссия также приняла зеркальные меры для грузовиков из ЕС. Решение вызвало паралич на границах Литвы и Калининградской области, а также Белоруссии и Польши.

Российские производители обратились с письмом в правительство не принимать ответных мер, так как это увеличит расходы на ввоз в страну необходимых ингредиентов. Реакции правительства на письмо пока нет, Данильцев из ВШЭ, не комментируя возможную реакцию правительства, напоминает, что санкции всегда "наносят ущерб обоим сторонам".

Истина известная, но вспоминают о ней редко и часто в последнюю очередь.
http://www.finam.ru/ (C)

Нашли ошибку: выделите и [Ctrl+Enter]
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией Условия использования
При копировании ссылка https://elitetrader.ru/index.php?newsid=604446 обязательна