Импортозамещение ширпотреба. Гражданам снова придется "доставать импорт" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Импортозамещение ширпотреба. Гражданам снова придется "доставать импорт"

20 мая 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Cенатор Андрей Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения. "Программа импортозамещения провалена полностью. Ничего нет, кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств", - заявил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и строительству в своем Telegram-канале. В Кремле сенатору возразили - трудности есть, но унывать не стоит. Между тем, ситуация действительно тяжелая. Большинство российских производителей все равно использует импортное сырье, и найти новых поставщиков будет сложно. Вся надежда на параллельный импорт и ширпотреб из пока еще "дружественных стран".

Подобные откровения сенатора-миллионера, автора наиболее резонансных, а порой и одиозных законов, укрепляющих власть Кремля, дорогого стоят. В самом Кремле, впрочем, с высказыванием Клишаса не согласились. "То, что есть невыполненные планы - да, наверняка. Мы с вами не живем и не работаем в идеальных условиях, условия, наоборот, агрессивные. Но, несмотря на это, все равно ведется напряженная работа, и не признавать это нельзя", - сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, слова которого приводят РИА Новости.

Понятие "импортозамещения" уже многие годы стало мантрой отечественных чиновников и было связано с необходимостью использовать отечественные комплектующие в производстве товаров после введения санкций против России в 2014 году. Учитывая, что Россия после начала спецоперации на Украине практически полностью разорвала торговые отношения с Западом, она встала перед нелегким выбором производства товаров в собственной стране.

Речь не только о станках и оборудовании, которые российские предприниматели и организации продолжат завозить окольными путями через третьи страны, но и о товарах повседневного спроса: одежде, обуви и бытовой технике.

Cтанок не наш, фурнитура не наша

В этой связи многие начинают вспоминать советские времена, когда легкая промышленность СССР производила полную номенклатуру одежды и обуви, однако это была продукция невысокого качества, от которой покупатель подчас воротил нос. Удачей было приобретение после стояния в очередях изделий иностранного производства, например, финского плаща или югославских туфель.

При этом качественные советские товары было не достать. "В зеленоградском магазине "1000 мелочей" стоит четыре-пять холодильников, а над ними плакат "записи на ЗИЛ в этом месяце не будет", - описывал картину советской торговли начала 1980-х женский журнал "Работница".

C тех пор немало изменилось к лучшему. В стране более 30 лет существует частный бизнес, и многие российские компании выпускают вполне приличную одежду и обувь, не уступающую западным массовым маркам. При этом многие российские бренды имеют иностранное название, и покупатель порой не знает, что ботинки компании Ralph Ringer пошиты в подмосковном Зарайске, джинсы популярной массовой марки Gloria Jeans в Краснодарском крае, а магазин женской одежды Love Republic не имеет отношения к американскому бренду Banana Republic.

Однако главная проблема в том, что в продукции российских производителей используется немало импортной фурнитуры, которая теперь становится менее доступной. Так, например, по данным производителей текстиля, которые приводит РБК, 73% сырья для изготовления продукции завозилось из-за рубежа и было потеряно из-за санкций.

Стоит отметить, что даже преданная сторонница импортозамещения глава Совета Федерации Валентина Матвиенко констатировала в интервью "Известиям", что ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд: "Потому что даже если на 70% станок наш, а 30% компонентов, деталей, программных продуктов - импортные, то это уже нельзя считать нашим. Нашим может быть только тот станок, который абсолютно независим от импортной составляющей".

Cоздать продукцию, полностью "независимую от импортной составляющей", кроме оборонной, практически невозможно. Россия будет неизбежно искать возможности для приобретения компонентов и фурнитуры в "дружественных" государствах, таких как Китай, Индия или Турция.

Последнее государство - один из лидеров мирового легпрома, и если когда-то турецкую продукцию знали по убогим джинсам Mavi, то сегодня одежду made in Turkey не стесняются носить и трендсеттеры.

Турецкие компании активно заполняют нишу, оставленную западными брендами. Эту картину автор статьи смог наблюдать в крупном торговом центре Нижнего Новгорода. Вместо покинувших ТЦ западных компаний там обосновались турецкие фирмы. О том, что поставки турецкой продукции, в том числе легкой промышленности, могут быть расширены, заявил 18 мая глава российско-турецкой межправительственной комиссии, вице-премьер России Александр Новак.

Параллельный импорт: от джинсов до автозапчастей

Увеличение импорта турецкого ширпотреба, хотя он и подскочит в цене, несомненно станет спасением для российских потребителей, так как даже лучшие российские производители не смогут дать таких объемов. Надежда есть и на китайский, а также на индийский импорт. Некогда джинсы из этой страны высоко ценились в СССР, правда, за неимением американских, которые можно было достать лишь у спекулянтов.

Что же касается американских джинсов таких известных марок как Levis или Lee Cooper, то хотя они и шьются на фабриках Турции и Китая, впрямую компаниями в страну больше поставляться не будут, а будут ввозиться по так называемому "параллельному импорту". Для ввоза могут быть использованы Армения, Турция, Китай и ОАЭ. При этом россиян ждет рост цен, а государства - возможные санкции от тех или иных производителей.

Номенклатура разрешенных для параллельного импорта товаров весьма широка: от музыкальных инструментов до изделий из кожи и автозапчастей. Последняя категория - одна из самых чувствительных, и вскоре, как и в поздние советские времена, свечи Bosh могут стать желанным подарком мужчине от любимой. "От Bosh уже два месяца нет поставок из-за санкций. Это касается и других иностранных брендов", - рассказывает Finam.ru Ирина, владелица небольшого бизнеса по продаже импортных запчастей.

Любителей оригинальных западных товаров могут выручить "челноки". Так в 1990-е называли людей, в основном женщин, которые ездили в Турцию или Польшу за товаром и продавали его в палатках и на вещевых рынках. Однако эксперты уверены, что челночной торговли, как в девяностые, уже не будет. Челноки не смогут конкурировать с компаниями, которые давно работают на рынке. Максимум, на чем они могут заработать, - это привоз в страну дорогих брендовых товаров, например, дамских сумочек для небольшого круга модниц.

Что же касается бытовых приборов, то постепенно привычные западные марки будут все реже встречаться на российских прилавках, уступая место китайским аналогам. Россия производит бытовую технику. Так, относительно доступны старые добрые холодильники "Бирюса", однако и они используют компрессоры немецкого производителя Danfoss Compressors Gmbh.

Очевидно, что вскоре этим моторам придется искать, например, китайскую альтернативу, вряд ли российский производитель быстро наладит производство холодильных компрессоров. Как, впрочем, и гвоздей, как того ранее потребовала все та же Матвиенко, отметив, что в России почти не производится этих нужных в хозяйстве предметов.

Впрочем, как отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, гвозди в России есть. Однако их массовое производство обходится дороже, поэтому их дешевле закупать в других странах.

"Нет ни одной экономически развитой страны, которая бы на 100% делала свой товар. Есть, конечно, государства вроде Маршалловых островов, которые делают что-то в своей скорлупе и сами это потребляют. Есть экономическая и продовольственная безопасность, но она характеризуется уровнем локализации тех или иных товаров. Нужно производить и продавать все, что ты делаешь хорошо, а на эти деньги покупать все, что ты делаешь плохо", - говорит Finam.ru Остапкович.

Производить полностью все и вся не может ни одна страна, что показывает даже опыт СССР. Многие товары, хотя и производились на территории Советского Союза, изготовлялись совместно в разных республиках, фактически "странах" с разной производственной компетенцией. Так всем, кто когда-то ездил на советских легковых автомобилях, хорошо знакомо название производственного объединения Norma из тогдашней Эстонской ССР. Оно было фактическим монополистом в производстве ремней безопасности для всех советских легковых авто.

Компания Norma, основанная еще в 1891 году, пережила развал СССР и до сих пор работает с автопроизводителями. Впрочем, сотрудничеству с ней российским предпринимателям сегодня помешают санкции ЕС. Жаль, ведь ремни безопасности российской экономике сегодня бы весьма пригодились.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter