Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ахиллесова пята российской нефти: страховка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ахиллесова пята российской нефти: страховка

25 мая 2022 Thomson Reuters | Нефть
Трудности начнут ощущаться в июне. Страховку могут заменить госгарантии

Россия до настоящего времени в значительной степени нивелировала влияние санкций на свою торговлю нефтью, но страховая отрасль угрожает разрушить все эти усилия, если Москва и ее клиенты не смогут заполнить пробел, оставленный западными страховщиками.

Страховщики из Европы и Соединенных Штатов, которые доминируют на международном морском рынке, сокращают страховое покрытие для российских нефтяных танкеров, сообщают отраслевые источники, чтобы избежать нарушения санкций, введенных после начала СВО Москвы в Украине. Даже суда, не принадлежащие России, теперь подвергаются риску быть брошенными западными страховщиками, если они перевозят российскую нефть.

Действия западных страховщиков могут подорвать недавний успех Москвы в перенаправлении поставок сырой нефти из Европы и Соединенных Штатов в Азию, ускорить спад ее европейского товарооборота и пробить еще большую дыру на энергетических рынках, поскольку ограничения заманивают в ловушку второго по величине экспортера сырой нефти в мире.

Ожидается, что перемены произойдут в июне и июле, сообщили Reuters четыре источника в судоходстве и промышленности. Они отказались назвать свои имена из-за деликатности обсуждения бизнеса, связанного с Россией.

"На международных морских страховщиков продолжают оказывать давление, чтобы они не страховали судоходные компании по всему миру, которые перевозят российскую нефть", - сказала Мария Берцелету, аналитик греческой компании Signal Maritime Services, ведущего менеджера нефтяных танкеров.

"Нельзя исключать потрясений или кратковременного перерыва в морском страховании".

Коммерческие суда обязаны иметь страховку защиты и возмещения убытков (P&I), которая покрывает требования об ответственности перед третьими лицами, включая ущерб окружающей среде и травмы. Отдельные правила защиты корпуса и оборудования защищают суда от физического повреждения.

В то время как страховые компании, базирующиеся в странах, которые являются крупными покупателями российской нефти, могли бы вмешаться, их способность покрывать потенциально огромные страховые риски, получая собственные страховые полисы от перестраховщиков, также, похоже, пострадает.

Точно так же, как на рынке морского страхования доминируют западные фирмы, на мировом рынке перестрахования доминируют американские и европейские компании, которым теперь необходимо учитывать широкий спектр санкций, направленных против российских судоходных компаний и банков.

"Сейчас будет непросто определить перестрахованное требование, которое каким-либо образом не попало бы под эти санкции", - сказал Майк Солтхаус, глава отдела претензий North, член Международной группы, ассоциации страховщиков, которые предоставляют страхование P&I примерно 90% океанских судов.

Государственные гарантии?
Без перестрахования страховщику, оформляющему полис для нефтяного танкера, скорее всего, потребуется государственная гарантия для покрытия потенциальных обязательств, которые могут исчисляться миллиардами долларов.

"Вероятно, в России есть страховщики, способные разработать программы страхования ответственности перед третьими лицами и перестрахования, которые затем могут быть поддержаны суверенным фондом Китая или России или их комбинацией", - сказал Солтхаус, который также является председателем подкомитета Международной группы по санкциям.

"Это технически возможно. Это зависит от политической воли и от того, на каких рынках Россия сосредоточит свои грузы".

На данный момент клиенты в Индии и Китае забирают грузы российской нефти, которых избегают на Западе, и из-за этого они дешевле, согласно отраслевым данным и данным трейдеров. Согласно отчету Международного энергетического агентства, опубликованному в этом месяце, экспорт российской нефти в апреле вернулся к среднему уровню до СВО.

В отсутствие западных страховщиков Россия обращается к местным страховым компаниям, в том числе к 4-му в стране поставщику услуг "Ингосстрах", согласно трем отраслевым источникам.

Агентство Reuters не смогло определить, предоставляло ли российское правительство или какое-либо другое суверенное государство или планировало предоставить частной компании "Ингосстрах" какие-либо финансовые гарантии. Министерства экономики и транспорта России, а также "Ингосстрах" не ответили на запросы о комментариях.

Индия, давний союзник Москвы, скупает российскую нефть. По данным МЭА, ее доля в экспорте российской нефти подскочила с нуля с начала этого года до 10%.

По словам высокопоставленного правительственного чиновника, Нью-Дели не считает страхование препятствием для будущих покупок, поскольку "Ингосстрах" несет ответственность за любые опасности, возникающие на море.

"Индия признает страховое покрытие, включая P&I, от "Ингосстраха", поэтому никаких проблем не возникнет, пока суда соответствуют правилам входа в порт. Поскольку мы не признаем санкции США, мы будем принимать российские корабли. Наша ответственность возникнет только после разгрузки судна", - сказал чиновник, который отказался назвать свое имя.

Китай, крупнейший в мире импортер нефти, также наращивает закупки нефти из России по бросовым ценам, согласно данным судоходства и нефтетрейдеров, которые беседовали с Reuters.

Но китайским страховщикам, желающим заняться бизнесом, который ранее покрывался их западными коллегами, скорее всего, потребуется суверенная гарантия, согласно трем отраслевым источникам.

"Это не будет коммерчески выгодным решением для любого китайского страховщика принять страховое покрытие от европейских компаний”, - сказал Леонард Ли, партнер консалтинговой компании Oliver Wyman.

"Китайские компании не обладают большим опытом или знаниями в этом секторе", - добавил он.

Официальные лица китайского правительства не ответили на запросы о комментариях.

Бизнес в страхе
Существует прецедент, когда правительства вмешивались, чтобы гарантировать морские риски, связанные с перевозкой товаров, подпадающих под санкции.

В 2012 году Япония использовала гарантию суверенной ответственности, чтобы помочь доставить грузы иранской нефти после того, как западные страховщики сократили покрытие из-за санкций до того, как была достигнута ядерная сделка с Тегераном.

Японский чиновник, который отказался назвать свое имя из-за деликатности вопроса, сказал, что законодательство, принятое в 2012 году, касается исключительно импорта иранской нефти, и новые правила должны быть утверждены для любых гарантий, охватывающих Россию.

Два японских правительственных чиновника, включая первый источник, заявили, что им не известно о каком-либо обсуждении таких резервных планов.

Японские страховщики по-прежнему обеспечивают страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, до тех пор, пока они не связаны с компаниями, включенными в санкционные списки, сообщил источник в японской промышленности, знакомый с ситуацией.

Источник добавил, что если Великобритания и другие западные перестраховочные компании перестанут предлагать страховое покрытие, то страховщики в Японии, скорее всего, сделают то же самое.

Сложная система санкций США, ЕС и Великобритании запретила судам, принадлежащим России или плавающим под российским флагом, заходить в порты или заключать новые торговые контракты, привлекать капитал или получать новую страховую защиту от компаний, работающих в этих юрисдикциях.

Запрета на страхование иностранных судов, перевозящих российскую нефть, нет, но это рассматривается как часть нового пакета ограничений Европейского союза, который также будет включать эмбарго на импорт российской нефти.

В то же время страховая отрасль вводит самосанкции в преддверии любых возможных будущих ограничений, а российский морской сектор сталкивается с сокращением множества услуг, включая сертификацию судов ведущими иностранными поставщиками, что жизненно важно для доступа к портам и обеспечения страховки. Судоходные компании прекращают свою деятельность, а производители судовых двигателей приостанавливают обучение обслуживанию своего оборудования.

"Частный бизнес пошел намного дальше, чем даже правительства, потому что они боятся активных инвесторов и акционеров", - сказал Росс Дентон, глава отдела международной торговли юридической фирмы Ashurst.

Джонатан Сол, Нидхи Верма, Юка Обаяси и Кэролин Кон, а также дополнительно Франческо Гуарашио, Селены Ли, Се Ю и Бейджинг Буро © 2022 Thomson Reuters

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу