Пошлины на июльские поставки выросли, пополнив экспортную выручку России
Увеличение экспортной пошлины на поставки сырой нефти из России компенсировало снижение объема продаж, зафиксированное на первой неделе месяца. В июне и июле пошлины выросли на 23%, прибавив к стоимости барреля, отправляемого Россией на экспорт, $1,42. Эта надбавка компенсировала падение отгрузок на 15%, зафиксированное на неделе до 8 июля; в результате совокупная выручка сократилась всего на $3 млн, или на 2%.
Россия активно продает свою нефть на экспорт и неплохо на этом зарабатывает. Не самая приятная новость для стран Большой семерки, которые изо всех сил пытаются этому помешать. У них сверхзадача — навредить России, не спровоцировав при этом рост цен. Пока получается не очень.
Министр финансов США Джанет Йеллен предлагает ограничить стоимость российской нефти, чтобы, с одной стороны, сохранить объем поставок на мировые рынки, а с другой — не дать правительству заработать. Администрация США ведет переговоры с другими странами, включая Индию и Японию, в надежде, что они поддержат эту инициативу. Покупатели получат доступ к страхованию и транспортным услугам, необходимым для отгрузки российской нефти, только если согласятся покупать ее ниже согласованной цены. Хотя нет никакой гарантии, что на это согласится Россия.
В недельном соотношении отгрузки нефти из российских портов сократились на 550 тыс. баррелей или на 15%. В целом Россия за неделю отгружала по морю 3.12 млн баррелей в день.
Поставки по морю
Данные все еще предварительные, но если использовать четырехнедельную скользящую среднюю по объему экспорта, становится ясно, что поставки по морю сокращаются с середины июня. Данные по перемещениям судов подвержены влиянию различных факторов, включая график погрузки, обслуживание, погодные условия и многое другое. Поэтому они не дают однозначной картины по объему экспорта. Долгосрочные средние значения частично сглаживают «шумы».
Четырехнедельная скользящая средняя показала, что в период до 8 июля отгрузки сократились до 3.38 млн баррелей в день и падали все предыдущие три недели. С середины июня они сократились на 325 000 или на 9%.
Кто покупает российскую нефть
Курс на Азию
4-недельная скользящая средняя по отгрузкам российской нефти из всех портов. Источник: Bloomberg
На Азию приходится более 50% всей нефти, которую Россия экспортирует по морю. Азиатские страны — в первую очередь, Китай и Индия, получают более половины всей сырой нефти, которую Россия отправляет по морю. Но эти объемы постепенно снижаются. За последние четыре недели потоки в Азию составили 52% от общего объема морских перевозок. Сюда входят танкеры, отправляемые из Балтийского и Черного морей в Суэцкий канал. За четыре недели до 15 апреля этот показатель достигал 63%.
Отгрузки в Китай в среднем достигли 628 тыс. баррелей в день, Индия покупала по 522 тыс. баррелей. Скорее всего, эти значения вырастут, когда прояснится место назначения 210 тыс. баррелей, которые еще не указали пункт разгрузки. Поставки в другие азиатские страны сократились почти до нуля. Редкие суда плывут в Японию и Южную Корею из терминалов в Тихом океане.
Азиатские покупатели
4-недельная скользящая средняя по отгрузкам российской нефти из всех портов. Источник: Bloomberg
Европейский запрет на импорт российской нефти вступит в полную силу через пять месяцев, а пока Москва продает в Европу от 400 тыс. до 450 тыс. баррелей в день. Этот показатель сильно не менялся с конца апреля. Почти вся нефть складируется в Нидерландах, и незначительная часть попадает в хранилища Польши и Финляндии.
Североевропейские покупатели
4-недельная скользящая средняя по отгрузкам российской нефти из всех портов. Источник: Bloomberg
Поставки в северную Европу стабилизировались в районе 450 тыс. баррелей в день. С тех пор как начался военный конфликт на Украине, Россия нарастила поставки нефти в страны Средиземноморья. Однако в последнее время они тоже снижаются. За неделю на 8 июля они достигли минимального значения за последние 12 недель.
Принадлежащий «Лукойлу» завод ISAB на Сицилии остается главным покупателем. Турция тоже наращивает импорт. Пока неясно, что будет делать ISAB, когда вступит в силу запрет ЕС на импорт сырой нефти из России. До тех пор, без каких-либо юридических препятствий и в условии почти полного отсутствия альтернатив, поставки вряд ли заметно сократятся.
Средиземноморские покупатели
4-недельная скользящая средняя по отгрузкам российской нефти из всех портов. Источник: Bloomberg
Поставки в Средиземноморские страны снижаются уже три недели. Похожая картина в Черном море, где основным покупателем является принадлежащий «Лукойлу» нефтеперерабатывающий завод в Болгарии. Поставки в Румынию почти не изменились с начала года, а вот в Болгарию — выросли в два с половиной раза относительно уровней января и начала февраля.
С середины апреля Румынию и Болгарию в совокупности приходится не более 300 тыс. баррелей в день, что ниже пика, достигнутого 17 июня.
Покупатели в Черном море
4-недельная скользящая средняя по отгрузкам российской нефти из всех портов. Источник: Bloomberg
Черноморские продажи не превышают 300 тыс. баррелей в день. Выручка России от продажи нефти снижается медленнее объемов экспорта. За неделю на 8 июля она снизилась менее чем на $3 млн (2%) до $159 млн. Растущие цены смягчили удар.
Поступления в бюджет, полученные от экспорта, незначительно снизились, при этом рост пошлины компенсировал сокращение объема. В июле поставки сырой нефти принесут Кремлю $55.20 за тонну (около $7.53 за баррель) по сравнению с $44.80 за тонну ($6.11 за баррель) в июне. Это самая высокая экспортная пошлина с апреля. Она обусловлена ростом цен на нефть марки Urals в период с середины мая по середину июня.
Экспортные поступления
Источник: Bloomberg
По данным трекеров и отчетов портовых агентов, 30 танкеров загрузили 21.8 млн баррелей нефти в экспортных терминалах за неделю до 8 июля.
Поставки сырой нефти по регионам
На графиках ниже показано, куда плывут грузы из всех четырех экспортных регионов. Место назначения определяется по сигналам, которые отправляет судно. Некоторые еще могут изменить направление, прежде чем прибудут в конечную точку.
Общий объем нефти, загруженной в терминалах Приморска и Усть-Луги, снизился в отчетном периоде, при этом падение объемов в Усть-Луге полностью компенсировало рост в Приморске. Объем на танкерах, загруженных в терминалах балтийского региона, и направляющихся в северную Европу сократился, при этом больше нефти ушло в Средиземноморский регион.
В Азию из Балтики уже три недели подряд уплывает более 625 тыс. баррелей в день, однако этот объем, скорее всего, увеличится, когда окончательно прояснится пункт назначения всех танкеров.
Пять танкеров завершили погрузку в Новороссийске на Черном море,объемы достигли минимума за последние 12 недель. Все указывают место назначения в одном из портов Средиземного или Черного море. Отгрузки с плавучих хранилищ в Мурманске сократились до минимальных уровней в этом году. Два танкера были загружены из плавучих хранилищ Газпромнефти. Они направились в Роттердам.
Отгрузки из трех восточных терминалов в Козьмино, Де Кастри и Пригородное упали до 838 000 баррелей в день. Восемь танкеров были загружены в Козьмино. Два отправились в Индию. Ожидается, что один прибудет в порт Сикка 22 июля, а второй — в Мундру 27 июля.
Недельные отгрузки из Козьмино, Де Кастри и острова Сахалин. Де Кастри, отвечающий за нефть марки Сокол в рамках проекта Сахалин-1, уже девять недель ничего не отгружает. Два танкера стоят пустые в терминале.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу