Генри Лиланд, основатель Cadillac и Lincoln, изначально не собирался заниматься производством машин, однако судьба сама выбрала для него путь автомобилестроителя. Бренды, созданные Лиландом, до сих пор пользуются популярностью, однако сам Генри завершил свою карьеру разочарованным и несправедливо лишённым своих достижений.
Детство на трикотажной фабрике
Генри Лиланд появился на свет в 1843 г. в многодетной семье фермеров. Будучи уже взрослым, предприниматель не любил говорить о своём детстве, что неудивительно, ведь оно состояло из тяжёлой работы, издевательств сверстников и отсутствия внимания со стороны родителей, едва сводивших концы с концами.
В отличие от других детей, Лиланд был лишён возможности получить образование — серьёзные проблемы со слухом делали недоступным обучение в обычной школе, а специализированных учебных заведений на тот момент не было. Глухота не только стала препятствием на пути к знаниям, но и превратила Генри в объект бесконечных насмешек со стороны местной детворы.
Родители мальчика, которые выбивались из сил ради того, чтобы накормить многочисленных наследников, тоже были далеки от сантиментов и не собирались создавать для Генри комфортные условия — отец похлопотал о том, чтобы юного Лиланда взяли на трикотажную фабрику, где он должен был выполнять взрослую двенадцатичасовую норму. Известно, что Генри работал без выходных, чтобы не быть обузой для своей семьи. Позже промышленник отмечал, что ему нравилось управлять механизмами и изучать станки.
Юность на оружейном заводе
Восемнадцатилетие Генри совпало с началом Гражданской войны в США. Лиланд, который являлся сторонником политики Авраама Линкольна, сумел получить должность механика на местном оружейном заводе. Владельцем предприятия был известный в оружейных кругах Сэмюэль Кольт, активно внедрявший принципы стандартизации производства. За счёт использования типовых деталей Кольт смог ускорить процесс сборки продукции, оставив конкурентов далеко позади. Также стандартизация позволяла легко заменять сломанные детали, что только усиливало рост популярности оружия от Сэмюэля.
Пока другие оружейники требовали от сотрудников вручную изготавливать детали, а после долго подгонять их, Кольт экономил немало времени, за счёт чего мог наращивать объёмы поставок и увеличивать доходность бизнеса. Усвоив в юности преимущества стандартизации, Лиланд смог в дальнейшем не допустить ошибок, которые погубили немало автомобильных производств.
Brown & Sharpe — производство как искусство
Дождавшись окончания войны, Лиланд без малейшего сожаления распрощался с оружейным делом. В 1867 г. он женился, после чего переехал в Провиденс, где устроился механиком-конструктором на машиностроительное предприятие Brown & Sharpe. Завод заменил Генри институт — именно на производстве он изучил все доступные на тот момент механизмы, накопил опыт, нашёл способы совершенствования станков и методов работы. В стенах Brown & Sharpe Лиланд освоил изготовление деталей с точностью до сотой миллиметра.
Детали, выполненные мастерами Brown & Sharpe, регулярно зарабатывали престижные награды на брюссельских, парижских и миланских выставках. Позже завод получил статус мирового стандарта точности, в чём была немалая заслуга Лиланда, удивлявшего своим талантом профессионалов со всего света.
Работе в Brown & Sharpe Генри посвятил 18 лет своей жизни — он относился к заводу как к пространству для получения знаний и реализации творческого потенциала. Возглавив отдел производства ткацких машин, возможно, тех самых, за которыми он в детстве простаивал по двенадцать часов, Лиланд издал книгу «Искусство производства», название которой ярко отражало трепетное отношение инженера к своему делу.
Лиланд завоевал славу мастера, способного не только справиться с любой задачей, но и изменить мир американской моды. Благодаря сконструированной им машинке для стрижки волос в США стала популярна причёска, прозванная в народе «под ёжика».
Собственное дело
Ощутив, что он уже приобрёл достаточный вес в кругу промышленников, Лиланд принял решение запустить собственное производство. Второй, не менее важной причиной, подтолкнувшей Генри к самостоятельной предпринимательской деятельности, был переезд Brown & Sharpe в Детройт в 1980 г.
Свою первую компанию Leland & Faulcorner Генри основал вместе с другом Робертом Фолкнером, который обладал на то время более внушительными финансовыми возможностями. Изначально предприятие Лиланда было нацелено на производство судовых двигателей, паровых машин и велосипедных деталей. В 1896 г. Leland & Faulcorner начала лить и штамповать металл, а также выпускать двигатели для автомобилей и части шасси.
Генри Лиланд (справа) и Роберт Фолкнер (слева) в офисе Leland & Faulcorner
Линейка продукции компании была такой же широкой, как и спектр деятельности её основателя — Лиланд активно занимался изготовлением передаточных механизмов, литьём, штамповкой, совершенствованием велосипедных деталей, разработкой систем торможения для локомотивов. Генри не собирался останавливаться на одном направлении — ему нравилось творить, превращая производство в нескончаемый эксперимент.
Одним из самых известных широкой аудитории изобретений Лиланда стала игрушечная железная дорога, которая моментально покорила сердца детей и взрослых.
Первый опыт в автопроме
Хотя Лиланд никогда не называл производство автозапчастей своей специализацией, на консультацию к нему хотело попасть немало автопромышленников. В их числе был и Ренс Олдс, глава компании Oldsmobile. Он прибыл на территорию Leland & Faulcorner на гремящей самодвижущейся повозке собственного производства.
Будучи наслышанным об инженерном таланте Генри, Ренс предложил Лиланду выгодный контракт, согласно условиям которого компания Leland & Faulcorner должна была разработать более тихую и надёжную версию мотора для Oldsmobile. Спустя год Лиланд представил заказчику не только менее шумную, но и в три раза более мощную модель двигателя. Правда, узнав о том, что массовый выпуск детали потребует полной модернизации производства, Ренс отказался от сделки.
Разочарованный в Ренсе в частности и в консервативных автомобилестроителях в целом, Лиланд твёрдо решил не использовать разработку и не иметь ничего общего с производителями машин. На тот момент Генри даже подумать не мог, что уже через год станет ведущим инженером автомобильной компании.
Работа с Фордом и Detroit Automobile Company
Знакомство Генри Лиланда и Генри Форда состоялось не в лучший период карьеры последнего. Detroit Automobile Company, основанная Фордом в 1899 г., находилась на грани краха. Смена названия на Henry Ford Company, которая была проведена в рамках реорганизации завода, не принесла ожидаемого эффекта — предприятие по-прежнему отчаянно нуждалось в деньгах, так как объём производства в размере 10 тыс. машин в год не мог даже покрыть расходы. В отчаянной попытке спасти компанию от банкротства акционеры Henry Ford Company наняли Лиланда в качестве консультанта по технологическим вопросам.
Лиланд сразу отметил, что завод отнюдь не безнадёжен, но нуждается в изменении производственной модели. Отношения между двумя Генри были, мягко говоря, прохладными. Современники часто говорили о сходстве двух великих инженеров — оба росли в семьях фермеров, были новаторами в профессиональной среде, ценили труд своих подчинённых и пытались совершенствовать производство. Также Лиланд и Форд не стремились превратить свою продукцию в атрибут роскоши — предприниматели, наоборот, пытались сделать свои товары более доступными для простых рабочих и представителей среднего класса.
Номинально Форд был начальником Генри Лиланда, однако понимал, что инвесторы всё больше прислушиваются к мнению Лиланда. Ощутив, что он теряет авторитет, Форд принял решение уйти из компании, забрав собственные разработки и небольшую сумму денег. Разговоры о том, что Лиланд каким-то образом подставил или выжил Форда, были всего лишь слухами — на самом деле он действительно предоставил спонсорам более эффективное решение, спас завод от разорения и победил в честной борьбе.
После ухода Форда компания была переименована в честь Антуана Кадиллака, французского аристократа и известного авантюриста, основавшего Детройт. Лиланд стал одним из основателей компании Cadillac Motor Car Company.
Cadillac
Став начальником производства, Лиланд смог реализовать принцип стандартизации, преимущества которой он подметил ещё во время работы на оружейном предприятии Кольта. Точность выполнения деталей Генри оценивал с помощью шаблонной системы. Инженер изготовил два калибровочных цилиндра с маркировками 5.000 GO и 5.000 NOT GO.
Каждый поршень, выпускаемый Cadillac Motor Car Company, должен был идеально соответствовать первому шаблону. Те детали, которые подходили ко второму, сразу же отправлялись на переработку. Непременным атрибутом каждого цеха был транспарант «Подгонка деталей категорически запрещена». Авторитет Лиланда рос вместе с успехами его компании — в кругу автопроизводителей США его начали называть патриархом Детройта.
В 1903 г. состоялся дебют Лиланда в качестве автоинженера — Генри представил широкой публике Model A с двигателем в десять лошадиных сил, который был разработан для Ренса, впоследствии разорвавшего контракт. Двигатель располагался горизонтально под передними сидениями и позволял автомобилю развивать скорость до 50 км/ч. Кузов первого Cadillac полностью копировал Model A от Форда, что ничуть не смутило посетителей нью-йоркской автомобильной выставки 1904 г., в рамках которой прошла презентация детища Лиланда.
Model A с одноцилиндровым двигателем
Лидер автопрома
Статус ведущей автопромышленной компании Cadillac получила благодаря Model D, представленной в 1905 г. Пятиместный автомобиль с четырёхцилиндровым двигателем на 30 лошадиных сил быстро стал лидером продаж. Корпус из дерева по требованию клиента дополнительно оснащался обшивкой из алюминия.
В 1906 г. Cadillac выпустила Model F — небольшой облегчённый грузовик. За ним последовала Model H, выполненная в виде закрытого купе — ранее подобные автомобили не выпускались на территории США. Высокое купе с одноцилиндровым двигателем стало любимой машиной Лиланда — специфическая форма обеспечила автомобилю ласковое прозвище «Дедушкин цилиндр».
Генри Лиланд и его любимый «Дедушкин цилиндр»
Dewar Trophy
Введение единого стандарта деталей, которое совершило настоящий прорыв в производстве, позволило Cadillac стать первой компанией из США, удостоенной престижной награды Dewar Trophy. Также Лиланд был и остаётся единственным автопромышленником, получившим премию дважды.
Первое награждение состоялось в 1908 г., после того как Генри провёл уникальный эксперимент, призванный доказать, что детали Cadillac действительно взаимозаменяемы и абсолютно одинаковы. Лиланд разобрал три машины — выбор инженера пал на три экземпляра Model K, запущенной в производство в 1907 г., — и перемешал детали, после чего заново собрал автомобили. Эксперимент проходил под наблюдением общественности, поэтому у инженеров не было ни малейшей возможности подогнать детали. В результате машины не утратили своих ходовых качеств и оказались полностью исправны, что позволило Лиланду ещё раз доказать эффективность принципа стандартизации.
Повторно Cadillac удостоилась награды в 1912 г. за разработку стартера и встроенной системы электрооборудования, а также освещения и воспламенения. Схемы, созданные Генри, по сей день используются в автомобилестроении, правда, в несколько модернизированном виде.
В 1909 г. компания Cadillac была выкуплена корпорацией General Motors. Лиланд долго не соглашался на сделку, но глава концерна, известный своей страстью к перспективным проектам, просто не мог отказаться от идеи купить Cadillac. Стоимость сделки оказалась фантастической для своего времени — компанию оценили в 5,6 млн долл. Лиланд сохранил за собой пост президента и право самостоятельно принимать решения.
В 1914 г. Генри Лиланд завершил работу над двигателем V8 и запустил его в серийное производство. Тогда, на пороге Первой мировой войны, Лиланд ещё не знал, что это будет его последняя работа для Cadillac.
Модель Cadillac с двигателем V8
Lincoln
С началом Первой мировой войны Лиланд ушёл из Cadillac и основал компанию, нацеленную на авиастроение. Пока шли боевые действия, Генри поставил на фронт 20 тыс. двигателей для военных самолётов Liberty. После завершения войны инженер снова вернулся в сферу автопрома, запустив предприятие Lincoln Motor Company. Теперь его автомобили оснащались переделанными под наземный транспорт авиадвигателями мощностью в 90 лошадиных сил.
В погоне за улучшением технических показателей и качества сборки Лиланд забыл о внешней привлекательности автомобилей, в то время как эстетическая составляющая была важна для покупателей. Дизайн Lincoln не впечатлил аудиторию — продажи падали, хотя качество автомобилей оставалось отменным. Буквально за полгода компания оказалась на грани банкротства.
В столь напряжённый момент в жизни Лиланда снова появился Генри Форд, который выкупил разорённый Lincoln практически за бесценок. Лиланд думал, что благодаря условиям сделки он продолжит управлять компанией, однако Форд оказался хитрее. Под видом обмена опытом он направлял своих сотрудников на фабрику Лиланда, чтобы те переоборудовали производство и постепенно оттеснили инженера от руководства.
Между командами Лиланда и Форда развернулась настоящая война. Остановить её смогло только заявление об увольнении, якобы добровольно подписанное основателем Lincoln. На 80-м году жизни Лиланд оказался на обочине автомобильного мира — лишённый своих компаний, брошенный товарищами и разочарованный в партнёрах по бизнесу.
Последние восемь лет жизни Генри провёл как затворник в собственном доме, возле которого часто проезжали созданные им машины, не утратившие популярности и сейчас. Патриарх Детройта ушёл из жизни в одиночестве. Ему было 88 лет.
Дом Генри Лиланда
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу