Без потерь не обошлось. Ушедшие из России компании подсчитывают убытки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Без потерь не обошлось. Ушедшие из России компании подсчитывают убытки

12 августа 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Этот год стал беспрецедентным для российской экономики. После начала военного конфликта на Украине из России ушли многие крупные западные бренды. Некоторые из них уже посчитали свои убытки. Российская экономика последствия их ухода ощутит в полной мере позже.

Finam.ru выбрал некоторые яркие западные бренды, которые уже оценили потери от ухода из России.

Visa и Mastercard

Международные платежные системы Visa и Mastercard, с которыми работали карты российских банков, одними из первых в марте заявили об уходе из России. Россияне потеряли возможность расплачиваться картами за рубежом, а сами компании понесли миллионные убытки. Так, в отчете за 2 квартал 2022-го Visa обозначила "российские потери" в $60 млн. Из них $35 млн было потрачено на "деконсолидацию" дочерней компании в РФ, а еще $25 млн составили расходы на поддержку российского и украинского персонала.

Согласно отчетности Mastercard, за 2 квартал компания понесла убытки $26 млн, всего с марта по июнь Mastercard потеряла $30 из-за сворачивания бизнеса в РФ. По оценке компании, эта сумма может вырасти до $37 млн к концу года.

McDonald's и Coca-Cola

Одним из самых заметных для россиян стал уход популярных ресторанов фастфуда McDonald's. Несмотря на то, что сеть выкупил российский бизнесмен Александр Говор и провел ребрендинг, переименовав ее во "Вкусно - и точка", далеко не всем жителям России эта идея пришлась по душе, некоторые поклонники оригинального бренда остались недовольны изменениями.

Сама же компания понесла значительные убытки из-за ухода из России. В марте McDonald's временно закрыла рестораны на территории страны, продолжая выплачивать сотрудникам зарплату и оплачивать аренду. Тогда сеть ресторанов не досчиталась $127 млн. В мае стало известно, что McDonald's продает свои активы и уходит из России. В отчете за 2 квартал 2022-го компания сообщила, что списала $1,2 млрд из-за продажи российского бизнеса.

Производитель популярных газированных напитков Coca-Cola HBC AG заявил, что за первое полугодие 2022-го из-за ухода из России лишился 190 млн евро ($195,4 млн). Компания отметила, что когда-то Россия была для нее крупнейшим рынком.

Carlsberg, Diageo, Ball и British American Tobacco

Среди производителей алкоголя дороже всего уход из России обошелся датской пивной компании Carlsberg, которая оценила потери от продажи российского бизнеса в 9,5 млрд датских крон (около $1,38 млрд). Как пишет "Коммерсант", компании принадлежит в общей сложности 140 брендов алкоголя, в том числе Carlsberg, Tuborg, Kronenburg и "Балтика".

Британская Diageo, которой принадлежат бренды Smirnoff, Johnnie Walker, Guinness, Baileys, Captain Morgan и другие, лишилась из-за ухода из России в общей сложности £146 млн. Причем собственно прекращение российского бизнеса повлекло потерю £50 млн, £14 млн составил убыток из-за разрыва контрактов, а £13 млн - из-за увольнения сотрудников. Кроме того, существенно обесценились известные бренды компании. Bell потерял £77 млн стоимости, Smirnoff - £19 млн.

Производитель алюминиевых банок для пива, американская компания Ball почти на 70% обеспечивала потребности российского рынка. Для нее уход из страны также связан со значительными потерями. Так, в отчетности за 2 квартал 2022-го Ball отметила, что из-за сворачивания и обесценивания российского бизнеса лишилась $435 млн.

Один из крупнейших в мире производителей табака British American Tobacco также ушел из России и заявил в отчете за 2 квартал, что его убыток из-за потери российского бизнеса составил £957 (около $1,2 млрд).

Renault, Mercedes-Benz и Michelin

Этот год стал по-настоящему черным для российских автолюбителей. Многие западные автоконцерны заявили об уходе из России или о приостановке поставок автомобилей на российский рынок. Пока сильнее всего пострадали немецкий бренд Mercedes-Benz и французский - Renault. Mercedes-Benz оценил потери от ухода из России в 1,4 млрд евро за полгода. Согласно отчету Renault, по итогам первого полугодия компания лишилась 2,3 млрд евро из-за утраты российского бизнеса. В мае Renault передала свои активы, в частности долю в "АВТОВАЗе", в собственность государства РФ.

Помимо автобрендов приостановка работы в России негативно повлияла и на французского производителя шин Michelin, который за полгода лишился 202 млн евро. Убыток спровоцировало обесценивание активов компании, связанное с заморозкой российского бизнеса.

Michelin был первым западным производителем шин в стране, он пришел сюда еще в 2004 году, а теперь планирует до конца 2022-го продать свой российский бизнес.

Отложенный эффект для российской экономики

Согласно базовому сценарию Банка России, в 2022 году и в течение большей части 2023 года российская экономика будет сокращаться, подстраиваясь к изменившимся внешним условиям.

А пока доходы госбюджета России от налога на добавленную стоимость (НДС), как пишет РБК, упали на 41%. По сравнению с прошлым годом поступления от импортных операций рухнули на 44%, доход на НДС от ввозимых из-за рубежа товаров уменьшился на 40%. Эксперты считают, что такие негативные последствия вызвали санкции и разрушение логистических цепочек.

Еще одним из последствий ухода иностранных компаний из страны может стать рост безработицы. В мае-июне она держалась на исторически минимальном уровне 3,9%, однако осенью Минэкономразвития ожидает всплеск безработицы в стране. Согласно майскому прогнозу, она может вырасти до 6,7%.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter