Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как союз с Белоруссией поможет рынку форекс » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как союз с Белоруссией поможет рынку форекс

22 августа 2022 ИХ "Финам" Машаров Евгений
Внебиржевой рынок форекс известен не только трейдерам в России, но и за ее пределами. За семь с небольших лет с момента появления регулируемого рынка в РФ появились отечественные форекс-дилеры, сформировалась пусть и незначительная, но клиентская база, были подготовлены и внедрены стандарты деятельности компаний.

В 2021 году встал вопрос и о гармонизации законодательства о рынке Форекс с Белоруссией. По словам президента РФ Владимира Путина, реализация программ, описанных в договоре о создании Союзного государства, позволит России и Белоруссии создавать равные, унифицированные условия ведения бизнеса. "Экономики двух стран начнут функционировать на основе общих согласованных правил и норм, что откроет новые, действительно широкие перспективы для их поступательного развития и даст большой положительный эффект, который ощутят все без исключения отрасли", - подчеркнул лидер страны.

Анализ представленных программ позволяет сделать вывод, что в указанные годы должна произойти серьезная трансформация многих сфер жизни обоих государств и качественная позитивная переоценка ценностей двухсторонних отношений. В число таких программ входит и "Союзная программа по гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов", состоящая из 27 пунктов, последним из которых является пункт "Гармонизация подходов к регулированию деятельности на внебиржевом рынке Форекc".

Напомню, что работа над правовым регулированием рынка Форекс в обеих странах происходила параллельно - ЦБ РФ и Нацбанк Белоруссии проанализировали ведущие на тот момент юрисдикции, в которых рынок Форекс был нормативно закреплен еще несколько десятков лет назад. Вместе с тем в оформившихся в итоге нормативных актах институциональное закрепление деятельности Форекса было диаметрально противоположным, начиная от требований к организации и допуску на рынок компаний, торговым условиям, в частности, инструментам и размеру кредитного плеча, типу клиентов, а также их идентификации и многим другим аспектам. Я не буду отдельно останавливаться на причинах таких подходов, данные вопросы неоднократно обсуждались на страницах СМИ и площадках профильных мероприятий с участием регуляторов. Задачей также не является и проведение сравнительно-правового анализа текущего регулирования рынка Форекс в России и Белоруссии.

Отмечу, что изданный декрет устанавливает для обеих юрисдикций задачи по максимальному сближению по всем вопросам, касающимся этого рынка и торгующих на нем клиентов. И этому процессу есть несколько важных реальных факторов и объяснений, которые еще до недавнего времени казались нереалистичными. Во-первых, действительно, и у нас, и в Белоруссии данный рынок имеет нормативное закрепление, что концептуально отличается с точки зрения истории регулирования фондового рынка в РФ, а также появления официального рынка криптовалют в Белоруссии. Выражаясь по-бытовому, в вопросе Форекса нам не нужно изобретать велосипед.

Да, ключевые подходы в регулировании рынка серьезнейшим образом отличаются, но не следует забывать, что в текущей ситуации и в течение долгих лет Белоруссия остается нашим главным стратегическим партнером, в том числе в вопросах внешней политики. Для финансовой системы нашей страны сейчас крайне важно укрепить отношения с дружественными нам странами, и в этом списке Белоруссия находится на первом месте. Таким фактором пренебрегать однозначно не следует.

Во-вторых, гармонизация позволит выйти на "Союзный рынок Форекс" как российским, так и белорусским компаниям, в числе прочего попутно решая проблемы, с которыми сталкиваются сегодня некоторые российские форекс-дилеры, а именно - вопрос доступа к поставщикам котировок.

В-третьих, благодаря максимальному сближению подходов на данном направлении мы получим комфортный инвестиционный климат, при котором защищенность потребителей финансовых услуг сохранится на самом высоком уровне. В условиях, когда число торгуемых инструментов на российском финансовом рынке сокращается, а срезы общественного мнения, регулярно публикуемые в СМИ, свидетельствуют о явном желании россиян продолжать инвестировать, это приобретает особенную важность. Одновременно с этим появятся новые механизмы расчетов между странами, а также, что критически важно в текущих условиях, произойдет существенный спад оттока денежных средств физических лиц в "квази-юрисдикции" за счет повышения общей привлекательности "Союзного рынка Форекс".

В-четвертых, решается проблема с недобросовестными практиками на этом рынке, создаются новые в данном случае правовые барьеры для недопущения злоупотреблений для клиентов со стороны участников рынка. И, наконец, международный опыт показывает колоссальный экономический потенциал данного сегмента рынка, который, будем откровенны, не раскрыт ни у нас, ни в Белоруссии.

Будем надеяться, что общими усилиями мы сможем выполнить поставленную президентами наших государств задачу, и данный пункт программы, как и все заявленные 28 программ декрета, будут выполнены и реализованы в указанные сроки.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу