Инвестиции в Meituan: как устроен бизнес компании

Meituan — крупнейшая служба доставки еды в Китае с долей рынка 67,3%, образованная путем слияния конкурирующих Meituan и Dianping в 2015 году. Кроме доставки еды компания оказывает услуги бронирования, доставки цветов, товаров из магазинов и других услуг.

История компании

Компания Meituan была основана китайским интернет-предпринимателем и миллиардером Ван Сином в 2010 году в Пекине. Сначала meituan.com представлял собой сайт совместных покупок, где покупатели объединялись для покупки электроники или похода в ресторан и получали скидку за объем.

Сервис Dianping.com был основан в Шанхае в 2003 году и специализировался на обзорах ресторанов и других местных компаний, а затем, как и Meituan, добавил услуги совместных покупок и стал развивать дисконтный бизнес.

В 2015 году два сервиса решили объединиться и на момент слияния компании вместе стоили 15 млрд долларов. К моменту написания обзора капитализация Meituan — 141 млрд долларов. По итогам 2020 года Meituan контролировали 67,3% рынка доставки еды в Китае.

Как и другие технологические компании Китая, Meituan подверглась прессингу и антимонопольным расследованиям. В 2021 году компания была оштрафована на 530 млн долларов по делу о доминировании на рынке услуг доставки.

Также в 2021 году правительство Китая вызывало на встречу основателя Meituan Ван Сина с просьбой «держаться в тени» и «не привлекать к себе внимания». Поводом стала публикация Ван Сина со стихотворением династии Тан, описывающим сожжение книг при первом императоре Китая.

Этот пост многие посчитали скрытой критикой действующего правительства. Накануне публикации в отношении Meituan началось упомянутое выше антимонопольное расследование.

17,2% акций Meituan принадлежит инвестиционному холдингу Tencent.

Рыночные доли сервисов доставки еды в Китае по итогам 2020 года

Инвестиции в Meituan: как устроен бизнес компании


На чем зарабатывают

Согласно годовому отчету компании, бизнес состоит из трех основных подразделений.

Доставка еды — 53,77% выручки. Здесь все должно быть понятно из названия сегмента: компания доставляет еду из ресторанов. За 2021 год выручка сегмента выросла на 45,3%. Маржа сегмента — 6,4%.

Доставка из магазинов, отели и путешествия — 18,16% выручки. Здесь компания зарабатывает на комиссиях за бронирование отелей и покупки в магазинах-партнерах через приложение Meituan. За 2021 год выручка сегмента выросла на 53,1%. Маржа сегмента — 43,3%.

Новые инициативы и другое — 28,07% выручки. В этом сегменте компания зарабатывает на своем изначальном бизнесе — совместных покупках (Meituan Select), а также новых направлениях — доставке непродовольственных товаров (Meituan Instashopping), доставке свежих продуктов питания (Meituan Grocery) и прокате велосипедов и электрических мопедов.

Это самый растущий сегмент бизнеса Meituan: за 2021 год выручка выросла на 84,4%. Но также это самый убыточный сегмент для компании: его маржа — минус 76,4%.

По итогам первого квартала 2022 года у компании 9 млн продавцов. За год их число выросло на 26,6%. Количество транзакций пользователей выросло на 21,7% до 692,9 млн. Среднее число заказов на одного пользователя в год выросло на 21,9% до 37,2.



Аргументы в пользу компаний

Рынок быстро растет. По данным китайской консалтинговой компании Zhiyan, в 2021 году общее число пользователей платформ доставки еды увеличилось почти на 30% до 544 млн человек.

Исследовательская компания IMARC Group оценивает рынок доставки еды в Китае в 58,7 млрд долларов по итогам 2021 года. Согласно ее прогнозам, рынок будет расти на 12,1% годовых до 2027 года и достигнет 118,5 млрд долларов.

Согласно опросам Daxue Consulting, только 18,5% людей в Китае никогда не заказывали еду онлайн. 14,3% совершают от 11 до 20 заказов в месяц, а еще 27% — от 6 до 10 заказов.

Сколько раз в месяц люди в Китае заказывает доставку еды, в процентах от всех потребителей



Уровень проникновения среди интернет-пользователей по итогам 2021 года вырос до 52,7% — это самый высокий показатель с 2017 года, но это только половина пользователей интернета в Китае.

Учитывая высокую урбанизацию населения и рост городов, эта доля в будущем станет больше и работы у Meituan прибавится. Доля городского населения в Китае вырастет с текущих 64,72 до 70,12% к 2030 году и достигнет 1,45 млрд человек.

Автоматизация. В США стоимость доставки еды курьером — около 10 $, а стоимость доставки автономным беспилотником — 1,5 $. И курьер, и беспилотник в среднем доставляют до двух заказов в час. В Китае ситуация отличается от США. Во-первых, стоимость доставки курьером в Китае сильно меньше — около 1 $ за заказ. Это, кстати, стало одной из причин преследования Meituan со стороны органов власти, которые добивались роста оплаты труда курьеров.

Во-вторых, большинство американцев живут в пригородах, в то время как в Китае люди живут и работают преимущественно в мегаполисах. Более того, в Китае развита культура 996 — идея о том, что сотрудники должны работать с 09:00 до 21:00 шесть дней в неделю. Поэтому основной потребитель доставки еды — сотрудник офиса в мегаполисе и доставить ему еду наземным автономным беспилотником сложно.

В конце 2021 Meituan запустила пилотный проект в Шэньчжэне: в нескольких районах города еду из магазинов и ресторанов дроны доставляют в специальные уличные киоски рядом с офисами. В сентябре 2021 Meituan подала заявку за запуск службы доставки дронами по всему Шэньчжэню, ожидается, что заявка будет одобрена в 2022. Автоматизация доставки должна помочь компании в будущем сократить издержки на персонал и увеличить скорость доставки. Прямой эффект на показатели бизнеса это окажет не сразу, но инвесторам должно понравиться.

Международная экспансия. В июле 2022 Meituan наняли Тони Цю помощником генерального директора. Ранее Тони Цю занимал руководящие позиции в сервисе заказа такси Didi и аналоге Kuaishou — аналоге TikTok и втором по популярности сервисе коротких видео в Китае. Под руководством Цю приложение Kuaishou стало доступно пользователям в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, а число пользователей выросло со 150 млн до 180 млн активных пользователей в месяц. Работая в Didi, Цю вывел компанию на рынок Бразилии, купив местный сервис заказа такси.

Рынки менее богатых, но быстрорастущих стран Азии могут стать драйвером роста для Meituan, если им удастся закрепиться на них. Самый привлекательный рынок для экспансии — Индия, где уровень проникновения смартфонов 32%, а численность населения сопоставима с Китаем.

Пока неизвестно, будет ли экспансия в другие страны и в какие именно, но на любых подобных новостях акции могут вырасти в цене.

Уровень проникновения смартфонов в разных странах мира в процентах от населения



Что может помешать

Конкуренция. В 2021 году компания уже получила штраф по антимонопольному делу. Рынок доставки еды в Китае растет быстро, и желающих отобрать долю у Meituan хватает. Кроме второго по величине сервиса Ele.me, поддерживаемого Alibaba, на рынок планирует выйти JD.com. Этим летом сервис доставки еды Douyin запустила материнская компания TikTok — ByteDance. Рынок доставки еды в Китае очень концентрирован: две компании контролируют 90% рынка.

В США в 2018 году лидером доставки еды был сервис GrubHub, на долю которого приходилось 36% рынка. Однако за три года они проиграли сервису DoorDash, который нарастил долю с 16% в 2018 до 53% в 2021. Не исключено, что из-за растущей конкуренции Meituan проиграет рынок другим компаниям.



Регуляции. Кроме давления на технологические компании Китая за их монопольное положение в 2020 и 2021 году правительство любит привлекать их к социальным проектам — трудиться на благо родины.

В феврале правительство Китая выступило с призывом помочь сфере услуг, страдающей из-за карантина, и снизить комиссию для ресторанов за доставку их блюд. После этой новости Meituan потеряла 26 млрд долларов капитализации.

1 марта 2022 Meituan заявила о снижении комиссии на 50% для продавцов в регионах, пострадавших от пандемии, если их среднесуточный объем заказов упадет на 30%. После просьбы правительства «не привлекать к себе внимания» Meituan старается соблюдать все предписания регуляторов и партии, что делает ее удобной жертвой для подобных просьб, от которых невозможно отказаться.

Резюме

Meituan показывает быстрые темпы роста бизнеса, но пока это не помогло компании стать прибыльной. Чтобы удержать долю рынка, им приходится тратить деньги на рекламу и поддержание лояльности пользователей.

За 2021 год расходы на рекламу и маркетинг выросли на 46%. Оценки Meituan очень близки к оценкам американского DoorDash — похожие темпы роста и показатели маржинальности. Но при прочих равных большинство инвесторов выберут инвестиции в американскую компанию из-за меньших политических рисков.

Поэтому пока я бы не стал торопиться с покупкой Meituan, несмотря на ореол перспективности и быстрые темпы роста. Этот рост обеспечивается ростом издержек, а назревающая конкурентная война в секторе может привести к тому, что эти инвестиции в рост не окупятся для компании никогда.

Мультипликаторы компаний


https://tinkoff.ru (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter