3 октября 2022 Райффайзенбанк
На днях были опубликованы детали обновленного законопроекта о Федеральном бюджете на период 2023-2025 годов, где также даны обновленные оценки бюджетных параметров на этот год.
При снижении доходной части бюджета в 2023 году на 5,6% год к году в номинальном выражении (главным образом на фоне более чем 20% просадки нефтегазовых доходов из-за нефтяного эмбарго и трудностей в части экспорта газа) Минфин планирует восстановить доходы до уровня 2022 года (27,7 трлн рублей) уже в 2024-2025 годах (они составят 27,2 и 27,9 трлн рублей, соответственно). Ожидается, что это будет происходить благодаря усилению ненефтегазовых поступлений – Минфин ждет их роста на 7% в 2023 году и на 8% в 2024 году – судя по всему, за счет ресурсов ожидаемого МЭР восстановления экономики.
Так, рост номинального ВВП в 2023 году прогнозируется на уровне 2,6% год к году, а в 2024 – 6,5% год к году. Также министерство улучшило ожидания по экспорту в долларовом выражении, повысив прогноз по сравнению с предыдущей версией на 7,2% на 2023 год и на 4,4% в 2024 году.
При этом Минфин осуществил ряд изменений налогового законодательства для компаний (повышение налогов и пошлин наряду со снижением расходов на демпфер для нефтегазовой отрасли, повышение пошлин на уголь и удобрения и пр.), благодаря чему расчитывает получить дополнительно 1 трлн рублей в 2023 году и 0,65 трлн рублей в 2024 году.
Отметим, что несмотря на падение нефтегазовых доходов в бюджетном плане, новая конструкция бюджетных правил (учитывающая также и физические объемы добычи нефти) допускает получение дополнительных нефтегазовых доходов (правда, в гораздо более скромных, чем в прошлые годы, объемах) – 939 млрд рублей в 2023 году, 656 млрд рублей в 2024 году.
Расходы, несмотря на изначальный план по их сокращению, в итоге вырастут на 14% в этом году (до 29 трлн рублей) и останутся чуть выше этого уровня на ближайшую трехлетку (29 трлн рублей в 2023 году, 29,4 трлн рублей в 2024 году и 29,2 трлн рублей в 2025 году). Львиную часть роста, впрочем, составляют увеличение (более чем на 40% от первоначального плана на 2023 год) ассигнований на оборону и безопасность (что, однако, не вызывает удивления в текущих условиях). Социальные расходы в 2023 году будут повышены от первоначального плана на 16%. Рост по прочим крупным статьям ожидается гораздо скромнее (например, план по расходам на экономику практически не изменился).
Итоговый дефицит, ожидаемый по итогам этого года, прогнозируется на уровне 1,3 трлн рублей, при этом из-за длительной паузы в госзаимствованиях (из-за этого по ОФЗ в этом году будет нетто-погашение) основным источником финансирования выступит ФНБ. Однако в последующие года заимствования планируется возобновить в полную силу – они будут обеспечивать чуть больше половины запланированного финансирования дефицита (2,9 трлн рублей в 2023 году и 2,2 трлн рублей в 2024 году).
Следует отметить, что в текущих условиях неопределенности и рисков усиления санкционного давления бюджетный прогноз, как нам кажется, стоит воспринимать как сценарий при данных предпосылках, и как мы полагаем, он, вероятно, будет претерпевать изменения по мере реализации/нереализации этих предпосылок (среди рисков – более активное падение экспорта и добычи в нефтегазовом секторе, менее выраженное восстановление экономики).
/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
При снижении доходной части бюджета в 2023 году на 5,6% год к году в номинальном выражении (главным образом на фоне более чем 20% просадки нефтегазовых доходов из-за нефтяного эмбарго и трудностей в части экспорта газа) Минфин планирует восстановить доходы до уровня 2022 года (27,7 трлн рублей) уже в 2024-2025 годах (они составят 27,2 и 27,9 трлн рублей, соответственно). Ожидается, что это будет происходить благодаря усилению ненефтегазовых поступлений – Минфин ждет их роста на 7% в 2023 году и на 8% в 2024 году – судя по всему, за счет ресурсов ожидаемого МЭР восстановления экономики.
Так, рост номинального ВВП в 2023 году прогнозируется на уровне 2,6% год к году, а в 2024 – 6,5% год к году. Также министерство улучшило ожидания по экспорту в долларовом выражении, повысив прогноз по сравнению с предыдущей версией на 7,2% на 2023 год и на 4,4% в 2024 году.
При этом Минфин осуществил ряд изменений налогового законодательства для компаний (повышение налогов и пошлин наряду со снижением расходов на демпфер для нефтегазовой отрасли, повышение пошлин на уголь и удобрения и пр.), благодаря чему расчитывает получить дополнительно 1 трлн рублей в 2023 году и 0,65 трлн рублей в 2024 году.
Отметим, что несмотря на падение нефтегазовых доходов в бюджетном плане, новая конструкция бюджетных правил (учитывающая также и физические объемы добычи нефти) допускает получение дополнительных нефтегазовых доходов (правда, в гораздо более скромных, чем в прошлые годы, объемах) – 939 млрд рублей в 2023 году, 656 млрд рублей в 2024 году.
Расходы, несмотря на изначальный план по их сокращению, в итоге вырастут на 14% в этом году (до 29 трлн рублей) и останутся чуть выше этого уровня на ближайшую трехлетку (29 трлн рублей в 2023 году, 29,4 трлн рублей в 2024 году и 29,2 трлн рублей в 2025 году). Львиную часть роста, впрочем, составляют увеличение (более чем на 40% от первоначального плана на 2023 год) ассигнований на оборону и безопасность (что, однако, не вызывает удивления в текущих условиях). Социальные расходы в 2023 году будут повышены от первоначального плана на 16%. Рост по прочим крупным статьям ожидается гораздо скромнее (например, план по расходам на экономику практически не изменился).
Итоговый дефицит, ожидаемый по итогам этого года, прогнозируется на уровне 1,3 трлн рублей, при этом из-за длительной паузы в госзаимствованиях (из-за этого по ОФЗ в этом году будет нетто-погашение) основным источником финансирования выступит ФНБ. Однако в последующие года заимствования планируется возобновить в полную силу – они будут обеспечивать чуть больше половины запланированного финансирования дефицита (2,9 трлн рублей в 2023 году и 2,2 трлн рублей в 2024 году).
Следует отметить, что в текущих условиях неопределенности и рисков усиления санкционного давления бюджетный прогноз, как нам кажется, стоит воспринимать как сценарий при данных предпосылках, и как мы полагаем, он, вероятно, будет претерпевать изменения по мере реализации/нереализации этих предпосылок (среди рисков – более активное падение экспорта и добычи в нефтегазовом секторе, менее выраженное восстановление экономики).
/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу