Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Путин назвал заинтересованных в терактах на северных потоках » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Путин назвал заинтересованных в терактах на северных потоках

13 октября 2022 Financial One
Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя».
В.Путин: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые дамы и господа!

Приветствую участников и гостей «Российской энергетической недели» – признанной, авторитетной площадки для диалога по ключевым темам глобальной энергетики.

Такое прямое, открытое общение особенно необходимо сейчас, когда мировая экономика в целом, ТЭК переживают, прямо скажем, острый кризис, связанный с нестабильной ценовой динамикой энергоресурсов, разбалансировкой спроса и предложения, а также с откровенно подрывными действиями отдельных участников рынка, которые руководствуются исключительно собственными геополитическими амбициями, прибегают к откровенной дискриминации на рынке, а если не получается, просто уничтожают инфраструктуру конкурентов.

В данном случае имею в виду, конечно, диверсию на магистральных газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Нет сомнений, это акт международного терроризма, цель которого – подорвать энергетическую безопасность целого континента. Логика циничная – уничтожить, блокировать источники дешевой энергии, лишить миллионы людей, промышленных потребителей газа, тепла, электроэнергии, других ресурсов и заставить покупать все это по гораздо более высоким ценам. Заставить.

Атака на северные потоки стала опаснейшим прецедентом. Он показывает: теперь под угрозой любой критически значимый объект транспортной, энергетической или коммуникационной инфраструктуры, независимо от того, в какой части света он находится, кем управляется, проложен по морскому дну или по земле, по суше.

Подтверждением тому стал – не хочется об этом говорить, мы на «[Российской] энергетической неделе», вроде бы как напрямую не связано с этим, но тем не менее не могу не сказать, что подтверждением тому стал и теракт на Крымском мосту, совершенный украинскими спецслужбами. Уже говорил, что режим в Киеве давно использует террористические методы, организует политические убийства, этнические чистки, расправы над мирными жителями. Потом сами в интернет выкладывают – осознают, что совершили ошибку, – тут же стирают. Но все равно в сети же все остается. Не останавливаются и перед атомным терроризмом, имею в виду обстрелы Запорожской атомной электростанции, да и совершение терактов вокруг Курской атомной электростанции России. В этом ряду, конечно, и попытки подорвать газопровод «Турецкий поток».

Повторю: все факты доказаны и задокументированы, а идеологами, заказчиками этих преступлений являются их конечные бенефициары, выгодоприобретатели – те, кому выгодны нестабильность и конфликты.

А кто стоит за диверсией на северных потоках? Очевидно, тот, кто стремится окончательно разорвать связи России и Евросоюза, желает окончательно подорвать и добить политическую субъектность Европы, ослабить ее промышленный потенциал, прибрать к рукам рынок. И конечно, тот, кто технически – хочу это подчеркнуть – технически способен устроить такие взрывы и уже прибегал к таким диверсиям, причем был пойман за руку, но остался безнаказанным.

Ну а выгодоприобретатели, бенефициары и так понятны. Думаю, что здесь особенно не нужно вдаваться в детали, ведь повышается геополитическое значение остающихся газовых систем. Они проходят по территории Польши (Ямал – Европа), по территории Украины, два потока, все в свое время Россия построила за свои деньги. А также США, конечно, которые теперь могут поставлять энергоресурсы по высоким ценам.

Как в приличных компаниях говорят, highly likely, все понятно, все ясно, кто там за этим стоит и кто выгодоприобретатель.

Можно теперь, действительно, в больших масштабах навязывать европейским странам природный сжиженный газ из Соединенных Штатов, который явно уступает по конкурентоспособности российскому трубопроводному газу. Ведь цены на американский СПГ значительно выше, это всем хорошо было и раньше известно, а сейчас тем более, но есть и риски ещё дополнительные, кроме ценовых показателей. Риски заключаются в том, что всё это очень нестабильно и любые поставки могут «уплыть» в другие регионы мира. И мы это, кстати, наблюдали, причем совсем недавно, когда американские танкеры, везущие СПГ в Европу, разворачивались на полпути и меняли пункты назначения, потому что продавцам СПГ предложили большую цену в другом месте. При этом интересы европейских покупателей игнорировались.

Хочу напомнить также, кто тогда пришел на помощь Европе и направил дополнительные поставки газа на европейский рынок – Россия. Однако руководители этих стран предпочитают не вспоминать об этом. Напротив – считают возможным упрекать нас в ненадежности. Мы, что ли, отказываем в поставках? Мы готовы поставлять и поставляем в рамках контрактов весь объем. Весь объем в рамках контрактов поставляем. Но если кто-то не хочет брать наш продукт – мы-то здесь при чем? Это ваше решение.

Много раз отмечал, что северные потоки лишены какой бы то ни было политической подоплеки. Это чисто коммерческие проекты, в которых на равных участвуют российские и европейские компании, а значит, судьбу потоков должны решать совместно Россия и наши партнеры в странах Евросоюза.

Скажу, что отремонтировать газопроводы, проходящие по дну Балтийского моря и подорванные, конечно, возможно. Но это будет иметь смысл только в случае их дальнейшей экономически обоснованной эксплуатации, и, конечно, при обеспечении безопасности маршрутов – это первостепенное условие.

Если мы с европейцами придем к общему решению поставлять газ по уцелевшей ветке – а там одна ветка «Северного потока – 2», судя по всему, уцелела… Нас, к сожалению, не допускают для того, чтобы можно было обследовать эту ветку, но давление в трубе сохраняется. Может быть, она как-то и повреждена, мы этого не знаем, потому что не допущены, как я уже сказал, к обследованию, но давление сохраняется, значит, судя по всему, она в рабочем состоянии. Ее мощность составляет 27,5 млрд кубических метров в год, это порядка восьми процентов всего импорта газа в Европе.

Россия к началу таких поставок готова. Мяч, как говорится, на стороне Евросоюза. Хотят – пусть просто откроют кран, и все. Мы, повторяю еще раз, никого ни в чем не ограничиваем, в том числе готовы поставлять в осенне-зимний период дополнительные объёмы.

Не раз – в том числе и с трибуны «Российской энергонедели» – говорили о причинах и природе того кризиса, который складывается на европейском рынке, включая чрезмерное увлечение возобновляемыми источниками энергии в ущерб углеводородам. Конечно, нужно заниматься альтернативными видами энергетики – и Солнцем, и ветром, и энергией прилива, и водородом. Конечно, нужно все это делать, но нужно делать это, сообразуясь с объемами потребления на сегодняшний день, с темпами роста мировой экономики, с потребностями в энергоресурсах и с уровнем развития технологий. Но кто же делает, забегая вперед, по политическим соображениям, тем более конъюнктурного внутриполитического характера? А вот так и делали – вот результат теперь. Сворачивание атомной энергетики в этом же ряду, а также отказ от долгосрочных контрактов в газовой сфере и переход на биржевые котировки.

Кстати, по экспертной оценке, только в текущем году спотовый механизм ценообразования на газ принесет убытки Европе на сумму свыше 300 млрд евро или около двух процентов ВВП еврозоны. Их можно было бы избежать, если бы использовались долгосрочные контракты с нефтяной привязкой. Здесь профессионалы все сидят и понимают, о чем я говорю: разница между спотовым рынком и ценами по долгосрочным контрактам – в три, в четыре раза. И кто это сделал? Мы, что ли? Сами сделали. По сути, навязали нам такой способ торговли. Просто, на самом деле, заставили «Газпром» перейти отчасти на привязку к спотовому рынку, а теперь охают. Ну так сами и виноваты.

Понятно, как будет решаться эта проблема с ценами, если они будут высокими. Мы это проходили по отношению к другим товарным группам: просто печатают деньги – и все. Только за последний год денежная масса в ЕС выросла примерно на триллион евро. Но проблема в том, что Европа на эти деньги что будет делать? Будет – так же, как другие товары, в том числе продовольственные – будет сгребать и газ с мирового рынка. Следовательно, остальным странам, прежде всего развивающимся государствам, придется переплачивать за эти энергоресурсы.

Тот ресурс, что приходит на европейский рынок, продается в буквальном смысле втридорога, как я уже сказал, и по цепочке раскачивает инфляцию – в еврозоне она уже достигла 10%. Страдают рядовые европейцы: за год их счета за электроэнергию и газ выросли более чем в три раза. Население, как в средневековье, стало запасаться дровами на зиму.

Россия здесь при чем? Свои собственные ошибки постоянно пытаются на кого-то свалить, в данном случае на Россию. Сами виноваты – хочу еще раз подчеркнуть. Это результат даже не каких-то действий в рамках специальной военной операции на Украине, в Донбассе – совсем нет. Это результат ошибочной политики в области энергетики на протяжении целого ряда предыдущих лет. Целого ряда лет!

Рост затрат подкашивает местные предприятия. По некоторым видам продукции темпы снижения выпуска измеряются двузначными цифрами. Лишенный доступных энергоресурсов из России европейский бизнес вынужден закрываться или искать лучшей доли в чужих юрисдикциях. Этот процесс идёт.

Здесь не могу не отметить некоторые статистические данные. По данным самих европейцев, по данным ЕС, экспорт в Россию за 2021 год составил 89,3 млрд евро, а импорт из России – 162,5 млрд евро. Дефицит в пользу России – 73,2 млрд евро. Это в 2021 году. А за первые месяцы текущего года этот дефицит увеличился до 103,2 млрд евро.

В чем причина? Мы продаём свой товар, мы готовы покупать европейские товары, но они же сами не продают. Ввели эмбарго на одну товарную группу, на вторую, на третью – отсюда и дефицит. Мы-то здесь при чем? Опять будут на нас сваливать. Мы продаем то, что они хотят купить, по рыночным ценам – пожалуйста. Мы готовы у вас покупать, но вы же не продаёте. Дефицит растет и, повторяю, совсем не по нашей вине. Не надо отказываться от сотрудничества с Россией – вот и все.

Что еще хотел бы отметить, – собственно говоря, это подчеркивают сейчас сами еврочиновники самого высшего уровня, – что европейское благополучие последних десятилетий во многом базировалось на сотрудничестве с Россией.