Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике

19 октября 2022 РБК | РБК Quote Добрынина Ксения
Что такое протекционизм, в каких случаях он может быть эффективен, в чем его минусы и какие есть примеры его использования — в обзоре «РБК Инвестиций»

Санкции на экспорт определенных товаров, субсидии для бизнеса, акцизы и сертификация, требования по определенным составам с местными ингредиентами — все это инструменты протекционистской политики государства. Когда ее применяют, с какой целью и помогает ли она решить задачи поддержки отечественного производителя — разбираемся с экономистами.

Что такое протекционизм
Протекционизм — это действия правительства, направленные на помощь определенной отрасли национальной экономики, чтобы защитить ее от внешней конкуренции.

Эти действия включают в себя введение ограничительных мер в адрес ввозимой продукции либо применение поддерживающих мер в отношении местных компаний, работающих в конкретной области. Само слово «протекционизм» имеет латинский корень, который переводится как «защита».

С XVI по XVIII век в Европе распространилась протекционистская экономическая теория и практика под названием меркантилизм. Она была основана на идее того, что мировое богатство статично и ограничено, в частности, из-за редкости драгоценных металлов. В результате власти разных государств должны были регулировать торговлю, чтобы распределять богатство в свою пользу и таким образом усиливать свою мощь и добиваться процветания нации.

Многие европейские страны старались накопить максимально возможную долю богатства путем увеличения экспорта и ограничения импорта. Так они старались добиваться торгового профицита, чтобы больше зарабатывать и меньше тратить во внешней торговле. В частности, они использовали такие протекционистские методы, как запрет колониям торговать с другими странами и введение пошлин на импортные товары. Колонии рассматривались как рынки сбыта для экспорта и поставщики сырья для метрополий, а производство в колониях было запрещено. Власти также ограничивали внутренний спрос на импорт через законы о роскоши.

Впоследствии на смену протекционизму пришла идея свободной торговли. С такой доктриной выступали в XVIII веке Адам Смит и его последователи. Смит был противником меркантилизма. Он верил, что экономика процветает, когда в стране есть свободный рынок, капитализм и конкуренция. Философ предложил идею «невидимой руки», которая направляет силы спроса и предложения в экономике, а также полагал, что свободная торговля приносит пользу всем сторонам, так как способствует разделению труда и позволяет предприятиям специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут выпускать наиболее эффективно.

В Россию идея протекционизма проникла в середине XVII века. В полную силу протекционистская государственная политика заработала при императоре Петре I, который в 1724 году ввел таможенный тариф на ввозимые товары, которые производились и в России. Размер пошлины зависел от того, сколько такого товара производилось внутри страны, и чем больше, тем выше был тариф. C тех пор протекционизм регулярно находил применение в российской экономике.

В основном протекционистские меры можно разделить на две крупные категории:

запретительные — те, которые не позволяют иностранным конкурентам свободно ввозить и продавать товар на местных рынках;

поддерживающие — меры, которые призваны помочь местным производителям увеличить сбыт и занять потребительскую нишу.

Также меры можно условно разделить на тарифные и нетарифные, а последние могут быть:

количественными (например, тарифные квоты);

скрытыми (государственные закупки);

финансовыми (субсидии экспорта).

В качестве конкретных инструментов протекционизма можно рассматривать:

квоты;

налоги и пошлины;

субсидии;

кредитные льготы;

лицензирование и сертифицирование;

государственные закупки;

торговое эмбарго;

и другие.

Виды протекционизма
Обычно такую политику применяют выборочно либо в отношении определенных товаров, либо отдельной отрасли. Поэтому выделяют несколько видов протекционизма, которые как раз различаются по способу приложения:

селективный применяется, когда есть конкретный товар для защиты либо конкретная страна, чей экспорт хотят затормозить;

отраслевой затрагивает определенную сферу целиком. Например, когда принимаются субсидии для малого бизнеса или сельского хозяйства в целом;

коллективный характерен для транснациональных объединений — например, когда страны объединяются в таможенный союз;

скрытый использует вторичные меры защиты, обычно нетарифные, такие как требования к содержанию определенных местных компонентов.

Плюсы и минусы протекционизма
Цель протекционизма — помочь местным игрокам в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. «Как правило, речь идет о защите отрасли от конкуренции с зарубежными производителями в условиях, когда отечественная отрасль недостаточно конкурентоспособна, то есть ее издержки выше, чем издержки конкурентов», — поясняет Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) РЭШ.

По ее словам, получив защиту тем или иным инструментом, отечественная отрасль может поддерживать и даже расширять сбыт на внутреннем рынке за счет того, что часть ее издержек либо покрывается государством напрямую, либо издержки иностранных конкурентов стали выше за счет дополнительных таможенных сборов. «Плюс такой ситуации для экономики — расширяется выпуск отечественной отрасли», — отметила эксперт.

Но это не единственный плюс применения такой политики. Она также:

помогает развитию новой отрасли;

защищает от демпинга — продажи товаров и услуг по цене ниже среднерыночной (например, когда компания экспортирует товары по более низкой цене, чем та, по которой их продает на своем внутреннем рынке);

стимулирует рост производства;

способствует созданию новых рабочих мест;

увеличивает внутренний валовой продукт.

«Протекционизм, как и любая экономическая политика, имеет положительные и негативные стороны. Теоретически любое ограничение в торговле неудобно для бизнеса. Однако существуют случаи, когда протекционизм вполне обоснован», — считает Александр Данильцев, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ. В частности, это случаи развития и поддержания стратегически важных отраслей, нарождающихся отраслей в период их становления, решения социальных вопросов, отметил эксперт. В качестве примера отрасли, которая нередко нуждается в подобной поддержке, можно назвать сельское хозяйство — там уже сложившиеся производства все равно сильно зависят от внешних факторов, таких как природные условия.

Однако протекционизм также и критикуют. Подлинные мотивы для протекционистской политики могут быть далеки от государственного блага. Нередко под защиту подпадают лоббируемые отрасли. Политикам выгодно предоставлять льготы тем, кто помогает финансово их кампаниям. Таким образом, экономический эффект от протекционистских мер будет односторонним.

Недостатками протекционистской политики называют:

снижение качества продукции в отсутствие истинной конкуренции;

по той же причине замедляется развитие предпринимательской инициативы;

цена на товары оказывается завышена;

зависимость защищаемой отрасли от мер поддержки;

потенциальная цепная реакция: при поддержке одной отрасли рано или поздно аналогичная поддержка потребуется и другой;

угроза международным отношениям.

Всемирная торговая организация, в свою очередь, регулирует межгосударственные торговые отношения и, в том числе, запрещает некоторые формы протекционистских мер. Например, под запретом экспортные субсидии и субсидии, цель которых — поощрение использование местных товаров по отношению к импортируемым — они входят в так называемую красную корзину.

Протекционизм обычно используют для решения частных локальных проблем — создания условий для работы менее эффективных, менее конкурентоспособных производств. При этом, по словам Данильцева, бремя ложится на всю экономику, но на всех понемногу. Это особенно невыгодно самым эффективным бизнесам.

«Противоположная политика свободы торговли, напротив, создает благоприятные условия для наиболее успешных бизнесов и для большей части участников рынка. Однако при этом могут пострадать самые проблемные и слабые. Поэтому очень важен баланс той и другой политики», — рассказал эксперт.

Сам по себе протекционизм не дает эффекта роста и развития. Протекционистская поддержка работает в совокупности с другими условиями для роста и развития производства, отметил Данильцев.

Примеры протекционизма
Многие страны так или иначе применяли протекционистские меры. История знает как успешные примеры, так и кампании с низкой эффективностью. Часто последние отмечаются в проблемных экономиках.

США
В 2018 году между США и Китаем началась торговая война, после того как бывший тогда президентом США Дональд Трамп ввел и увеличил пошлины на ряд китайских товаров. Пекин отвечал Вашингтону зеркально. Торговая война — это экономический конфликт, когда одно государство вводит торговые ограничения против другой страны, которая, в свою очередь, отвечает увеличением тарифных или нетарифных ограничений.

Трамп заявлял, что введение пошлин против товаров из Китая — это ответ на применяемые КНР «нечестные методы торговли» и воровство американской интеллектуальной собственности и технологий.

Кроме того, США во время президентства Трампа в первой половине 2018 года ввели пошлины на импорт стальной и алюминиевой продукции из Евросоюза — в 25% и 10% соответственно. Американские пошлины также касались Мексики и Канады. Целью этих пошлин была защита американской промышленности. Трамп объяснял подобные меры несправедливым отношением этих государств к США в торговой сфере. ЕС ввел ответные тарифы на импорт различных американских товаров.

В мае 2019 года Вашингтон отменил пошлины в отношении товаров из Канады и Мексики. В ноябре 2021 года США и ЕС также договорились приостановить действие таможенных тарифов на сталь и алюминий.

Китай
Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев считает, что Китай — популярный пример страны с протекционистской политикой, которая активно используется в экономике. Закрытость рынка у КНР намного выше, чем в других странах.

«На самом деле применение протекционизма в Китае шло параллельно с сильной либерализацией экономики, как минимум по сравнению с периодом начала реформ. Поэтому эффект тут смешанный», — отметил эксперт.

Например, в 2015 году власти КНР представили план под названием «Сделано в Китае 2025», цель которого — превратить страну в центр производства высокотехнологичной продукции, постепенно заменяя иностранные технологии в КНР китайскими, а также подготовить почву для выхода китайских технологических компаний на международный рынок. Согласно плану, к 2025 году доля китайских поставщиков основных компонентов и базовых материалов на внутреннем рынке должна увеличиться до 70%. Документ, в частности, предполагает, что к этому времени 40% чипов для мобильных телефонов на китайском рынке должны быть китайского производства. Для достижения этих целей власти КНР выделяют компаниям государственные субсидии.

Япония
На протяжении нескольких десятилетий Япония проводила протекционистскую политику в интересах отечественной сельскохозяйственной отрасли. Запрет на импорт риса в Японию называли «символом японского торгового протекционизма», однако в 1990-х годах страна его сняла.

Кроме того, во время премьерства Синдзо Абэ, с 2012 по 2020 год, власти Японии проводили политику под названием «Абэномика», целью которой было стимулирование японской экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке, в частности японской промышленности. Однако вопрос, оказалась ли в итоге «Абэномика» успешной, вызывает споры, ее критики утверждают, что она не смогла создать устойчивую экономику.

Данильцев считает, что сомнительную эффективность протекционизма хорошо показывают примеры экономик, которые резко пошли вверх после отказа от такой поддержки. Это Южная Корея, Чили и Мексика. При этом страны, склонные к протекционизму, по-прежнему, являются примерами очень слабых экономик — это Бразилия, Аргентина, Северная Корея, Куба.

Снижение регуляторных требований, дебюрократизация экономики, развитие транспортной и логистической инфраструктуры, повышение качества профессионального образования — все это может стать здоровой альтернативой протекционистской политике, считает Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) РЭШ.

То есть речь идет о любых мерах, которые нацелены на снижение издержек отечественных производителей не избирательным, а систематическим образом.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу