20 октября 2022 Тинькофф Банк
Потребительская и деловая активность в России упала на 17% г/г, судя по данным индекса Tinkoff за октябрь. Интересно, что показатель столицы и делового центра — Москвы — один из самых низких среди регионов. Он упал на 16% г/г и в октябре составляет в среднем 5,74, едва превышая средний показатель по России (5,69). Индекс ниже 5 говорит о совсем слабой активности.
Расходы потребителей в Москве упали во всех категориях товаров и услуг, кроме расходов на турагентства — они сохраняются на уровне прошлого года. Скорее всего, это связано с оттоком москвичей из страны на фоне частичной мобилизации. Причем расходы упали даже на самые базовые продукты, такие как продукты питания и лекарства (сегмент супермаркетов -16% г/г, фастфуд -27%, аптеки -31%, мед. услуги -28%). В целом в России потребители сократили расходы тоже практически на все, за исключением расходов на продукты питания (сегмент супермаркетов +7% г/г, расходы на фастфуд остались неизменными).
Посмотрим на обороты бизнеса. Мощным ростом явно выделяются:
📍IT-сфера (оптовая торговля компьютерами и ПО +52% и 65% г/г в Москве и России соответственно, IT-услуги и разработка ПО +32% в Москве);
📍сервисы доставки (почта и курьеры +55% г/г в Москве и +38% в России, в связи с чем растет спрос на услуги по обслуживанию транспорта и складов — +28% в Москве и +20% в России).
Уверенно себя чувствуют легкая промышленность и провайдеры автоуслуг. Ожидаемо, падают обороты бизнеса кафе и ресторанов, бьюти-индустрии. Интересная тенденция наблюдается в сфере недвижимости.
Что происходит в сфере недвижимости?
Обороты бизнеса провайдеров услуг и в сфере недвижимости растут (+21% г/г в Москве и +13% в России). Но вот оптовые продажи стройматериалов показывают чуть ли не самый большой спад (-32% г/г в Москве и -21% в России). Объемы оборота строительного бизнеса, особенно в Москве, тоже замедлились (-18% г/г в Москве, -1% в России). При этом расходы потребителей на товары для дома и ремонта тоже обрушились (-43% г/г в Москве и -30% в России).
Россияне могут покупать квартиры в качестве инвестиции, но не для собственного проживания, поэтому и не тратятся на их обустройство. При этом спрос в целом мог существенно снизиться, что пока не отражается в ценах на первичном рынке недвижимости — девелоперы, вероятно, не спешат снижать цены в надежде переждать сложный период в экономике. Но, судя по сокращению расходов потребителей и оборотов бизнеса стройматериалов, ситуация в отрасли может ухудшаться. На вторичном рынке цены уже идут вниз.
Ну и что?
➖ Низкая потребительская активность ведет к замедлению инфляции. По данным Росстата, годовой рост цен уже замедлился до 13,1% (в апреле он достигал 17,83%). Это, в свою очередь, создает потенциал для дальнейшего снижения ставки Банком России, но небольшой (максимум на 25—50 б.п.). В 2023 году инфляция может вернуться к росту на фоне увеличения дефицита госбюджета, умеренной девальвации рубля, глобальной рецессии, накопленных сбережений россиян. Поэтому в следующем году регулятор может даже немного повысить ставку.
➖ Мы не рекомендуем акции девелоперов к покупке на фоне слабеющего потребительского спроса. Цены на вторичном рынке недвижимости уже снижаются, то же самое может произойти и на первичном рынке.
Прим. Представленные данные основаны на транзакциях более 25 млн клиентов Тинькофф и более 800 тысяч компаний — клиенты Тинькофф Бизнеса и Тинькофф Кассы. Они не охватывают все бизнесы и население России.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Расходы потребителей в Москве упали во всех категориях товаров и услуг, кроме расходов на турагентства — они сохраняются на уровне прошлого года. Скорее всего, это связано с оттоком москвичей из страны на фоне частичной мобилизации. Причем расходы упали даже на самые базовые продукты, такие как продукты питания и лекарства (сегмент супермаркетов -16% г/г, фастфуд -27%, аптеки -31%, мед. услуги -28%). В целом в России потребители сократили расходы тоже практически на все, за исключением расходов на продукты питания (сегмент супермаркетов +7% г/г, расходы на фастфуд остались неизменными).
Посмотрим на обороты бизнеса. Мощным ростом явно выделяются:
📍IT-сфера (оптовая торговля компьютерами и ПО +52% и 65% г/г в Москве и России соответственно, IT-услуги и разработка ПО +32% в Москве);
📍сервисы доставки (почта и курьеры +55% г/г в Москве и +38% в России, в связи с чем растет спрос на услуги по обслуживанию транспорта и складов — +28% в Москве и +20% в России).
Уверенно себя чувствуют легкая промышленность и провайдеры автоуслуг. Ожидаемо, падают обороты бизнеса кафе и ресторанов, бьюти-индустрии. Интересная тенденция наблюдается в сфере недвижимости.
Что происходит в сфере недвижимости?
Обороты бизнеса провайдеров услуг и в сфере недвижимости растут (+21% г/г в Москве и +13% в России). Но вот оптовые продажи стройматериалов показывают чуть ли не самый большой спад (-32% г/г в Москве и -21% в России). Объемы оборота строительного бизнеса, особенно в Москве, тоже замедлились (-18% г/г в Москве, -1% в России). При этом расходы потребителей на товары для дома и ремонта тоже обрушились (-43% г/г в Москве и -30% в России).
Россияне могут покупать квартиры в качестве инвестиции, но не для собственного проживания, поэтому и не тратятся на их обустройство. При этом спрос в целом мог существенно снизиться, что пока не отражается в ценах на первичном рынке недвижимости — девелоперы, вероятно, не спешат снижать цены в надежде переждать сложный период в экономике. Но, судя по сокращению расходов потребителей и оборотов бизнеса стройматериалов, ситуация в отрасли может ухудшаться. На вторичном рынке цены уже идут вниз.
Ну и что?
➖ Низкая потребительская активность ведет к замедлению инфляции. По данным Росстата, годовой рост цен уже замедлился до 13,1% (в апреле он достигал 17,83%). Это, в свою очередь, создает потенциал для дальнейшего снижения ставки Банком России, но небольшой (максимум на 25—50 б.п.). В 2023 году инфляция может вернуться к росту на фоне увеличения дефицита госбюджета, умеренной девальвации рубля, глобальной рецессии, накопленных сбережений россиян. Поэтому в следующем году регулятор может даже немного повысить ставку.
➖ Мы не рекомендуем акции девелоперов к покупке на фоне слабеющего потребительского спроса. Цены на вторичном рынке недвижимости уже снижаются, то же самое может произойти и на первичном рынке.
Прим. Представленные данные основаны на транзакциях более 25 млн клиентов Тинькофф и более 800 тысяч компаний — клиенты Тинькофф Бизнеса и Тинькофф Кассы. Они не охватывают все бизнесы и население России.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу