Рынок продуктового российского ритейла после ограничений » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок продуктового российского ритейла после ограничений

31 октября 2022 Газпромбанк | X5 Retail Ванин Андрей
Ряду российских компаний приходится искать новые рынки сбыта, перестраивать логистические цепочки и делать скидки на свою продукцию. Другим же внешнеторговые ограничения пошли на пользу. К каким относятся продуктовые ритейлеры и как будет развиваться рынок дальше?

После февральских событий и ухода ряда брендов розничный продуктовый ритейл также перестраивает логистику и работу с ассортиментом. По данным аналитического агентства Calltouch, в конце августа около 15% россиян отметили значительное уменьшение ассортимента в супермаркетах. Однако продуктовые ритейлеры чувствуют себя намного лучше остальных и готовы активно развиваться: по данным агентства Nikoliers, они остаются главными арендаторами складских комплексов, сменив онлайн-маркетплейсы, которые увеличили свои мощности в пандемию.

Что говорят котировки

Акции ритейлеров традиционно считаются защитными активами, устойчивыми к росту инфляции, которая формально является фактором роста их доходов. Так происходит и сегодня — «Магнит» активно наращивает выручку, и за ним следует X5 Group.

Несмотря на то что и их акции не удержались в феврале, курс — на восстановление. Чистая прибыль «Магнита» за второй квартал 2022 года увеличилась на 75% — на 21,1 млрд рублей. Компания не только эффективно управляет операционными расходами, но и получает прибыль от курсовой разницы. Сопоставимые продажи также выросли на 12,6% — это может говорить и о том, что население старается больше запасать продуктов. У X5 Group показатели тоже растут: сопоставимые продажи выросли на 11,7% за тот же период на фоне роста среднего чека на 11%.

Рынок продуктового российского ритейла после ограничений


Динамика акций «Магнита» и X5 Group за последние три года. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются. Источник данных: TradingView

Судя по динамике акций, рынок уверен в отечественном ритейле: спрос в этом сегменте не снижается, а ориентация на внутреннего потребителя делает его бизнес устойчивым и востребованным вне зависимости от внешнеэкономических обстоятельств.

Кто из участников рынка изменит стратегию

Однако предпочтения покупателей меняются: согласно данным «Азбуки вкуса», спрос на премиум-сегмент в этом секторе начал стремительно падать на фоне массового отъезда целевой аудитории из России, а также снижения иностранного туристического потока. Представители «Азбуки вкуса» отмечают, что такое снижение не критично для их бизнеса, и они не рассматривают изменение стратегии. Чего не скажешь о других участниках рынка.

«Магнит» вышел на рынок дискаунтеров, став лидером по числу открытых точек: на данный момент у него в два раза больше магазинов «Моя цена» по итогам второго квартала, чем у ближайшего конкурента — сети «Чижик» в структуре X5 Group. X5 Group, в свою очередь, фактически меняет гипермаркеты «Карусель» на дискаунтеры «Чижик». Доказывают популярность формата и цифры: в первом полугодии средний чек новой сети оказался выше, чем у «Пятерочки» и «Перекрестка». У компании запланировано открытие более чем 400 дискаунтеров до конца этого года. Согласно последнему отчету компании, выручка нового сегмента дискаунтеров «Чижик» выросла в 13 раз, а его доля в совокупной выручке выросла в два раза и теперь составляет 2%.

В долгосрочной перспективе дискаунтеры X5 Group и «Магнит» могут занять сопоставимую долю рынка.

Вытеснят ли дискаунтеры традиционный ритейл

Изначально «Пятерочка» и «Магнит» и были дискаунтерами, но с ростом благосостояния граждан они менялись: наращивали ассортимент и меняли дизайн. Однако во время пандемии коронавируса доходы населения начали падать, а магазины с низкими ценами — популяризироваться.

Вероятно, на фоне текущих экономических условий в ближайшие три года дискаунтеры могут занять до 35% рынка. Однако вряд ли традиционные супермаркеты и магазины «у дома» будут конкурировать в ближайшие годы, поскольку сейчас они сфокусированы на общей цели — познакомить потребителя с новым для него форматом и повысить узнаваемость новых брендов.

Что касается планов «Магнита» и X5 Group, компании заявляют, что продолжат развивать как дискаунтеры, так и флагманские сети параллельно — количество магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» по-прежнему будет расти. В связи со снижением благосостояния населения, а также ростом инфляции можно предположить, что ценные бумаги этих компаний останутся «спасительной гаванью» для российских инвесторов.

http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter