Основатель Whoosh рассказал о возможном выходе на IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Основатель Whoosh рассказал о возможном выходе на IPO

9 ноября 2022 Financial One | Whoosh
Основатель Whoosh Дмитрий Чуйко рассказал о возможном выходе компании на IPO, конкуренции с шеринговым сервисом «Яндекса» и рисках для бизнеса.

«Я больше 15 лет работал в корпоративных структурах, в целом, много чего сделал в области электронной коммерции, мобильных приложений. Я делал спин-офф бизнеса в отдельную компанию до оборота $1,5 млрд на тот момент. <…>В какой-то момент решил сделать свой бизнес, тоже транспортный, но немножко другой», – рассказывает генеральный директор Whoosh.

Компания основана в 2018 году и работает над сервисом краткосрочной аренды самокатов, предназначенных для поездок на небольшие расстояния – в среднем на 3–6 км. Сегодня шеринговая платформа работает в более 40 городах России. К услугам клиентов представлено 82000 самокатов.

Планы выйти на IPO

В июне этого года компания выпустила публичные бонды объемом 3,5 млрд рублей. Как отмечает основатель, размещение бондов прошло успешно. Whoosh может стать первой компаний на российском рынке, вышедшей на IPO с февраля этого года. Окончательное решение о дате публичного размещении акций Чуйко пока не принял ввиду неустойчивого состояния фондового рынка. «Когда рынок начнет восстанавливаться, будет ли это более удачное время для размещения или нет – черт знает. Только, наверное, на свою интуицию стоит опираться», – считает бизнесмен.

Чуйко отмечает, что сейчас инвесторы более вдумчиво подходят к покупке активов: «Когда акции всех компаний растут, покупают все подряд. Когда ничего не растет, выбирают более точечные истории, смотрят, более внимательно изучают компании».

«Мы уверены, что построили очень хороший бизнес, который демонстрирует несколько лет прекрасные результаты, у которого есть хороший перспективы», –заявляет Чуйко. Если руководство компании примет решение выйти на рынок, то привлеченный капитал пойдет на расширение флота самокатов и повышение качества их обслуживания.

Также основатель сервиса отмечает, что компания рассматривает другие опции финансирования, в частности повторный выпуск бондов и привлечение инвесторов в капитал. Бизнесмен полагает, что компания сейчас находится на этапе, когда может сделать существенный скачок в развитии за счет заемного финансирования.

Конкуренция с «Яндекс Go»

По словам Чуйко, на рынке шеринга самокатов в Москве активно конкурируют три игрока. «Доля наших поездок, по данным Департамента транспорта Москвы, наибольшая – около 50%. Это явно говорит о том, что мы можем эффективно конкурировать с «Яндекс Go» на больших рынках. Если говорить про более мелкие рынки, мы не заметили прихода «Яндекс» вообще», – говорит гендиректор Whoosh. Помимо столицы, «Яндекс Go» работает в Санкт-Петербурге и Краснодаре, Whooshпредставлен в более 70 городах России и СНГ.

Компания эффективно работает не только онлайн, но и офлайн – это обслуживание самокатов, организация процессов зарядки и ремонта средств передвижения. Говоря о конкурентных преимуществах, бизнесмен добавляет: «Наше преимущество в том, что вы где бы ни были, в зоне, где мы оперируем, всегда в 200-х метрах будет самокат, который исправен и готов отвезти вас из точки А в точку Б. Собственно, качеством самого сервиса мы, наверное, пытаемся развиваться, причем пока достаточно успешно».

Неудачный опыт франшизы

В качестве модели развития бизнеса Whoosh в 2020 году пробовал франшизу. «Эта история, по которой, кстати, идут большинство западных игроков и американских, европейских, нам не понравилась. Наши интересы и интересы наших франшизеров немножко не совпадали. Они хотели максимально быстрой окупаемости, и бизнес-модель позволяла окупить расходы в течение первого сезона и еще что-то заработать. Но вот такая быстрая окупаемость достигается, безусловно, снижением качества операционных процессов, снижением стандартов обслуживания. Нам это все очень сильно не нравилось», – признается Чуйко.

Компания сделала ставку на построение долгосрочных отношений с клиентами. Задача сервиса – выстроить транспорт для новых современных городов и внедрить поездки на самокатах в жизненный сценарий пользователей.

Оценка рисков

Недавним драйвером развития компании стало принятие поправок к правилам ПДД, которые узаконили движение самокатов. Передвигающийся на самокате стал полноценным участником дорожного движения, может передвигаться по тротуарам и побочной дороге.

«Государство, в целом, активно поощряет ту модель, которую мы развиваем. Есть ряд городов, которые на своем уровне дополнительно это поощряют. Москва, в частности, сильно заинтересована в том, чтобы снижать долю поездок на личном транспорте, на такси. Особенно долю коротких поездок, которые загружают дороги. Мы активно помогаем разгружать дороги от поездок наличных автомобилях, на каршеринге, на такси», – говорит гендиректор платформы.

Whoosh работает с поставщиками из Китая, поэтому не ожидает каких-либо проблем из-за санкций. Заменять китайских партнеров и собирать самокаты самостоятельно с нуля компания не планирует. «Все-таки объемы, в которых китайские партнеры собирают самокаты, их опыт достаточно ценный. Да и мы здесь, скорее, идем в историю более глубокой коллаборации. Мы получаем часть компонентов из Китая, часть компонентов производим самостоятельно и делаем более кастомизированную под себя модель и запускаем рынок», – делится Чуйко.

В результате вандализма компания теряет не более 4% от флота. Низкие риски потери транспортных средств во многом объясняются хорошо отлаженными электронными процессами.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter