Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Политика роботизации » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Политика роботизации

14 ноября 2022 giovanni1313

“Amazon” представил первого робота, который умеет перемещать отдельные товары. Систему назвали ”Sparrow”. Она представляет собой стандартный манипулятор Fanuc (если я правильно посчитал, 6-осный) среднего размера, оснащенный захватом-присоской и системой машинного зрения. Именно машинное зрение и алгоритм управления являются ключевым ноу-хау разработки.

До этого все роботы, разработанные и внедренные “Amazon”, умели обращаться только со стандартизированными ящиками-контейнерами или с готовыми посылками. Сбор индивидуальных товаров с мест их хранения и их упаковка в посылочные ящики сейчас являются одними из самых трудоёмких операций в деятельности “Amazon”. Именно на последнюю задачу нацелен ”Sparrow”.

Точное количество рабочей силы, которое потенциально способен заместить робот, неизвестно. Но можно попробовать оценить его по имеющимся отрывочным публичным сведениям. Так, в 2021 году корпорация отправила клиентам 7,7 млрд. заказов. На 1 заказ на складе тратится 1 минута рабочего времени. Получаем 128 млн. человеко-часов — что эквивалентно 65 тысячам рабочих мест на полной занятости. На таком масштабе автоматизации есть куда развернуться: даже очень дорогая разработка себя окупает.

Стоимость рабочей силы этой 65-тысячной армии в последнее время растет очень быстро. Сейчас, по данным ”Glassdoor”, медианная зарплата складского рабочего составляет около $19/час. 3 года назад она была в районе $15/час. И это не считая налогов на фонд оплаты труда, медицинской страховки и множества других косвенных расходов.

Политика роботизации


А вот стоимость робо-манипуляторов, напротив, стремительно падает. Медианная цена достигла $22,6 тыс. в 2021 по сравнению с $42 тыс. в 2017. Таким образом, за 2-3 месяца (ведь робот пашет в три смены) он уже покажет экономию по сравнению с человеком.

Ситуация осложняется рекордно низкой безработицей. «Амазон» требует интенсивного темпа от своих складских работников, и многие на такой потогонке не задерживаются. Что требует постоянного поиска новых рабочих рук. И раньше-то на склады шли далеко не самые образцовые работники — а сейчас вообще приходится брать кого попало. Что усугубляет «текучку», порождая замкнутый круг проблем с наймом и сопутствующими затратами на обучение новичков.

В общем, от роботизации сплошные плюсы. Еще один возможный плюс, который продемонстрировала более ранняя разработка «Амазон» — повысившаяся скорость работы. Аналогичный робот, но с механическим захватом мог обрабатывать 1000 объектов в час — примерно в 2,5 раза быстрее человеческих нормативов. Причём механический захват более сложен в реализации и потому считается более медленным вариантом. (Его преимущества — надежность «сцепления» с объектом; присоска может сорваться).

А минусы? Возможно, в начале пути технологии придется пройти через «детские болезни» внедрения. Своеобразную обкатку на практике. Люди — более гибкие существа, и исправление ошибок в планировании процессов с ними идёт проще. Это же касается и возможной перестройки/апгрейда процессов в будущем.

Но самым большим минусом, возможно, станет очередная истерия в публичном поле о том, что «роботы оставляют людей без работы». Обязательная, как «отче наш», мантра в пресс-релизе — ««Sparrow» возьмет на себя однообразные задачи, позволяя сотрудникам сфокусировать своё время и энергию на других вещах» — совершенно не спасёт. И опять будет распространяться нарратив про злые корпорации, виноватые во всех людских бедах, и про автоматизацию, несущую упадок и нищету.



Никто не спорит, что существует конфликт интересов между корпорацией и ее персоналом. Желание «Амазона» заменить людей на роботов вполне могли подстегнуть и недавние попытки работников объединиться в профсоюзы — попытки, которым корпорация яростно сопротивлялась.

Но подобные черно-белые, искажающие реальность нарративы вряд ли улучшат положение трудящихся — и совершенно точно не остановят технологический прогресс. Обществу нужны не страшилки, а политический диалог. И если голоса рабочих, оказавшихся в уязвимом положении, сегодня плохо слышны в этом диалоге — значит, проблема в политических и, шире, общественных институтах.

Значит, прогресс — и радикальные перемены — нужны там не меньше, чем на складах «Амазон».