Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: как менялась загрузка российских терминалов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: как менялась загрузка российских терминалов

Новые направления поставок означают более длинные маршруты транспортировки нефти
26 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал | Нефть Скворцов Дмитрий
В условиях отказа Европы от российских энергоносителей Россия стала переориентировать нефтяной экспорт в другие регионы. Однако большинство портовых терминалов для отгрузки нефти расположено с учётом прежних направлений.

До начала октября 2022 г. это обстоятельство почти никак не влияло на экспорт нефти морским путём.

Морской экспорт российской нефти по регионам загрузки танкеров

Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: как менялась загрузка российских терминалов

Распределение отгрузки российской нефти по регионам расположения терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

До конца февраля средненедельный объём отгрузки российской нефти танкерами колебался от 2,42 до 3,41 млн баррелей в день. Причём максимальное значение пришлось на последнюю неделю до 24 февраля. В последующие недели объём изменялся примерно в тех же пределах.

Минимальные уровни зафиксированы:

с 19 по 25 марта — в среднем 2,49 млн баррелей в день,
с 18 по 24 июня — в среднем 2,9 млн баррелей,
с 10 по 16 сентября — в среднем 2,54 млн баррелей.

Максимальные показатели наблюдались:

с 1 по 8 апреля — в среднем 3,84 млн баррелей в день,
с 15 по 22 апреля — в среднем 4 млн баррелей,
с 27 мая по 3 июня — 3,69 млн баррелей,
с 29 октября по 4 ноября — 3,6 млн баррелей в день.

При этом отгрузка нефти из российских портов Балтийского моря в среднем незначительно возросла. В начале года она колебалась в пределах 0,94–1,46 млн баррелей в день, а после начала СВО — 1,04–1,88 млн баррелей (за исключением недели с 10 по 16 сентября, когда из балтийских портов отправлялось в среднем 830 тыс. баррелей в день). Последние семь недель она не опускалась ниже 1,25 млн баррелей, а с 22 октября до 4 ноября из Усть-Луги и Приморска отправлялось от 1,36 до 1,46 млн баррелей нефти ежедневно.

Регионы поставки российской нефти из Приморска и Усть-Луги на Балтике


Еженедельная отгрузка российской нефти с балтийских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Поставки в Северную Европу (к которой Bloomberg относит не только Скандинавию и Прибалтику, но и Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию) заметно снизились с 1,15 млн баррелей в день в начале января до 100–310 тыс. баррелей к апрелю. А с конца октября отправка танкеров в эти страны стала эпизодической.

Поставки в Средиземноморье, которые в январе-феврале составляли не более 310 тыс. баррелей в день, увеличились, достигая в определённые недели 630 и даже 730 тыс. баррелей ежедневно. При этом основными покупателями российской нефти выступают Италия и Турция. Незначительные объёмы отправляются в Хорватию, а Греция и другие покупатели практически полностью прекратили закупки.

С основного нефтяного экспортного терминала РФ на Чёрном море в Новороссийске отгрузка нефти с марта 2022 г. в среднем возросла.

Регионы поставки российской нефти из Новороссийска


Еженедельная отгрузка российской нефти с терминала в Новороссийске, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Однако с 15 по 21 октября и с 12 по 18 ноября наблюдались провалы. Но при тех объёмах нефти, которые вывозятся по Чёрному морю, это может быть связано с графиком движения танкеров, не успевающих загрузиться и отправиться на запланированной неделе.

Наиболее стабильно нефть отправляется в страны Причерноморья (Болгарию и Румынию, причём доля Румынии уменьшается, а Болгарии — растёт). Поставки в Средиземноморье сильно колеблются от недели к неделе (а покупателями выступают Турция и Италия).

Третье направление — это Азия, в которую до 25 февраля поставки из Новороссийска не осуществлялись. В дальнейшем объёмы отгрузки нефти в этом направлении колебались, что также может быть связано с графиком прихода танкеров под загрузку.

Транспортировка нефти с российских тихоокеанских терминалов (из Козьмино, Де-Кастри и с острова Сахалин) тоже претерпела изменения — её объёмы стали более стабильными.

Регионы поставки российской нефти с тихоокеанских терминалов


Еженедельная отгрузка российской нефти с тихоокеанских терминалов, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

В начале 2022 г. объёмы поставок значительно менялись каждую неделю. Наблюдалось разнообразие в направлениях отгрузки: кроме Китая, нефть шла в Южную Корею, США и Японию. Затем поставки в страны, находящиеся в фарватере американской политики, стали сокращаться (по их инициативе). С середины мая до середины июня практически единственным покупателем российской нефти с тихоокеанских терминалов стал Китай (728–942 тыс. баррелей в день). Но со второй половины июня небольшой объём (105–209 тыс. баррелей) стал более или менее стабильно отправляться в Индию. С начала ноября ещё по 105 тыс. баррелей в день стало отгружаться танкерами, место назначения которых не указывалось.

Морской экспорт нефти через Мурманск также претерпел изменения. Эпизодические поставки в Северную Америку теперь неактуальны. Поставки нефти в страны Северной Европы снизились, но не прекратились: с 15 по 21 октября из Мурманска в эти страны отгружалось в среднем 300 тыс. баррелей в день. Несколько увеличились объёмы нефти, отправляемой из Мурманска в Средиземноморье, а также возросла доля Азии.

Регионы поставки российской арктической нефти


Еженедельная отгрузка российской нефти из Мурманска, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Для экспорта российской нефти из тихоокеанских портов смена покупателей означает, что танкерам теперь надо преодолевать более существенные расстояния. Но путь в Китай ненамного длиннее маршрутов в Южную Корею или Японию, в отличие от пути в Индию.

Но эта разница ещё более значительна для европейских портов России. И из Новороссийска, и с Балтики, и из Мурманска танкерам нужно идти через Суэцкий канал и вдоль южного побережья Азии. Причём судам, выходящим из Мурманска или из балтийских портов, придётся также огибать Европу.

У Мурманска есть и короткий маршрут по Северному морскому пути, но для его использования необходимы танкеры ледового класса, которых не очень много.

В сложившихся условиях узким местом для российского морского экспорта нефти может стать нехватка свободных танкеров, о чём говорит мониторинг их отплытия за последние четыре недели.

Отправка танкеров из российских портов


Еженедельная отгрузка российской нефти из разных портов, кол-во танкеров. Источник: bloomberg.com

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу