Фердинанд Порше и виражи судьбы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Фердинанд Порше и виражи судьбы

Биография создателя самого популярного автомобиля в мире
30 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал Ильина Анастасия
Изменить легко. Улучшить гораздо сложнее


Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 г. в городке Мафферсдорф, располагавшемся на территории Австро-Венгрии. Сейчас родной город Порше известен как чешский поселок Вратиславице. Глава семьи Антон Порше пользовался уважением среди горожан — он был владельцем мастерской и занимал пост мэра.

Фердинанд Порше и виражи судьбы

Дом семьи Порше

После смерти старшего брата Фердинанд всецело завладел отцовским сердцем — Антон, расстроенный гибелью первенца, бросил все силы на воспитание младшего сына. Порше поддерживал Фердинанда во всех его начинаниях — когда сын проявил интерес к технике, Антон позволил ему проводить время в мастерской и развивать навыки изобретателя.

Фердинанду было 15, когда он самостоятельно собрал генератор — так дом семьи Порше стал вторым зданием в городе, которое освещалось с помощью электричества. Ранее использовать электроэнергию мог позволить себе только бургомистр. Набравшись опыта в отцовской мастерской, Порше получил должность помощника местного жестянщика, а после поступил в училище в Райхенберге. Учась на вечернем отделении, Фердинанд продолжал помогать отцу и работать над своими изобретениями.

Завершив обучение в техникуме, Порше стал студентом Венского технического университета. Поступив в вуз, Фердинанд нашёл работу в мастерской, занимавшейся изготовлением электромоторов, однако быстро уволился — начальник не доверял ему выполнение технических задач, а мыть полы, подносить инструменты и слушать оскорбления Порше не собирался. Фердинанд решил посвятить всё своё время учёбе и работе над созданием электровелосипеда, который в дальнейшем покорит всю Вену и получит прозвище «Октагон».

Lohner-Porsche
Руководитель компании Lohner, напротив, высоко оценил потенциал Порше — он пригласил Фердинанда к себе на работу и с первого дня доверил ему ответственные проекты. Понимая, что начальник поощряет его амбициозные идеи, Порше начал работу над конструированием авто с электродвигателем. Прототип отличался компактностью и быстротой — электрокар Порше мог развивать скорость 40 км/ч, что считалось внушающим уважение показателем. Однако сам Порше был недоволен своей работой. По его мнению, свинцовые аккумуляторы, питавшие авто, были слишком тяжелыми и плохо держали заряд — они обеспечивали лишь час бесперебойного движения, что категорически не устраивало Фердинанда. Тем не менее глава Lohner одобрил разработку своего подопечного и пустил модель в производство.


Lohner-Porsche

Lohner-Porsche была не только единственной гибридной машиной в мире, но и первым переднеприводным автомобилем — два электродвигателя мощностью по 2,5 л. с. располагались возле ступиц передних колёс. Также в передней части машины находился бензиновый мотор, с помощью которого запускался генератор, питающий батареи. Конструкция с тремя двигателями и отсутствием трансмиссии так понравилась главе Lohner, что он постоянно использовал прототип в личных целях. Хотя Порше по-прежнему считал свой проект недоработанным, машина Lohner-Porsche получила высшую награду на парижской автомобильной выставке в 1900 г. Сейчас авто хранится в Венском техническом музее.


Фердинанд Порше за рулём разработанного им гибридного автомобиля. 1903 г.

Директор Austro-Daimler
Следующим местом работы Фердинанда стала компания Austro-Daimler — всего через шесть лет Порше получил должность руководителя технического отдела, начав свой путь по карьерной лестнице рядовым инженером. Став директором в 31 год, Фердинанд успешно справлялся с разработкой и выпуском целого модельного ряда.

Получив повышение, Порше смог реализовать свой потенциал и воплотить в реальность самые смелые идеи, а именно заняться конструированием гоночных машин. Спортивные модели Порше оказались востребованными в гоночном мире — ADM, ADR, Sascha и Prinz-Heinrich получали высшие награды на автовыставках. В 1909 г. болид Порше занял третье место в рамках гоночного заезда имени принца Генриха. В 1910 г. пилоты, выступавшие на авто от Austro-Daimler, заняли весь пьедестал — в их числе был и Фердинанд, прославившийся не только как гениальный изобретатель, но и талантливый гонщик.


Модель Prinz-Heinrich Austro-Daimler

Своя компания
В период Первой мировой войны Порше выполнял военные контракты — разрабатывал гибридные машины, двигатели для дирижаблей, комплектующие для самолётов. Вклад изобретателя был высоко оценён правительством — Фердинанд получил награду «За заслуги» от кайзера. Венский технический университет присвоил Порше профессорскую степень, хотя номинально конструктор так и не окончил вуз, предпочтя диплому работу в Austro-Daimler.

После войны Порше переехал в Штутгарт. В 1923 г. Фердинанд стал техническим директором всех подразделений корпорации Daimler — под его руководством были разработаны модели Mercedes S и Mercedes SS.


Mercedes SS 1928 г.

Отдав Daimler ещё семь лет жизни, Порше принял решение начать собственный путь в автомобилестроении. В 1931 г. Фердинанд зарегистрировал компанию под названием «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Мировая слава инженера моментально сделала его предприятие успешным — заказы и деньги лились рекой.

Бизнес не отвлёк Порше от изобретательской деятельности — в начале 1930-х гг. Фердинанд завершил работу над созданием торсионной подвески, которая в дальнейшем станет одним из символов бренда Porsche.

Народный автомобиль
В начале 1930-х гг. Порше посетил СССР — советские власти предложили немецкому гостю остаться и работать в сфере автомобильной, военной и авиационной промышленности. Фердинанд отказался и вернулся на родину. Впоследствии он не раз подвергался допросам — немецкие разведчики надеялись с помощью Порше получить информацию о темпах технологического развития СССР, однако Фердинанд отказался от роли информатора и двойного агента, повторяя, что его визит носил исключительно коммерческий характер и ни в какие военные тайны власти Страны Советов его не посвящали.

В 1934 г. Порше получил очередной государственный заказ. Правительство поручило Фердинанду разработать «народный автомобиль» — машину, которую смог бы позволить себе любой немецкий рабочий. На разработку подобной модели инженеру потребовался год — в 1935 г. Порше представил Volkswagen KdF. Изначально модель носила название Kraft durch Freude, что в переводе означает «сила через радость», но после была переименована в Volkswagen Käfer — так на свет появился легендарный «Жук».


Volkswagen Käfer

Правительство настаивало, чтобы ежегодно на рынок поступало свыше одного миллиона «Жуков» — Фердинанду ранее не приходилось работать с такими грандиозными объёмами производства. Чтобы быстро наладить выпуск модели, Порше обратился за консультацией к Генри Форду и пригласил несколько специалистов, работавших на его заводе. К сожалению, первая партия так и не покинула пределы предприятия — производство остановила Вторая мировая война.

Война и её последствия
Некоторые считают, что Порше был пособником нацистов и внёс весомый вклад в создание боевой техники, однако на самом деле его роль в разработке военных машин переоценена. Порше участвовал в конструировании «Тигров», но его проект был отклонён — заказ отдали компании Henschel, которая представила лучший прототип. Также Фердинанд работал над созданием танка Maus — две сконструированные им машины оказались слишком громоздкими и неповоротливыми, поэтому правительство отказалось от них, заморозив производство.

Привыкшему к тщательной работе над каждой машиной Порше тяжело давалось массовое производство военной техники. Его боевые автомобили были слишком сложными — многие детали обрабатывались вручную, поэтому быстро починить танки Порше в полевых условиях было невозможно. Фердинанд, влюблённый в гоночные болиды, изящные и идеально подогнанные, был просто не способен производить простые и надёжные боевые машины в невообразимых количествах. Порше воспринимал автопром как искусство — ему так и не удалось наладить конвейерное производство военных машин.

Хотя вклад Порше в создание боевой техники был незначителен, ему не удалось избежать преследования со стороны чиновников, пришедших к власти после разгрома нацистов. В 1945 г. Фердинанд и его сын были арестованы — им было предъявлено обвинение в пособничестве рейху и эксплуатации труда военнопленных. Бизнес Порше сильно пострадал в результате бомбардировок — вместе с конструкторским бюро погибли многие разработки инженера.

В 1946 г. Порше-младший был освобождён — также будучи талантливым конструктором, он сразу же получил должность в компании Cisitalia, где курировал проект по созданию спортивного автомобиля. Гонорар в размере 1 млн франков инженер потратил на выкуп отца из тюрьмы. Фердинанду пришлось провести за решёткой почти два года — в течение этого времени он успел заключить контракт с компанией Renault, для которой разработал модель 4CV.


Renault 4CV

В 1948 г. компания Фердинанда выпустила модель 356, которая первой удостоилась чести быть названной Porsche. Ранее ни один из автомобилей, разработанный Порше, не носил официально имя своего создателя.

Смерть легенды
Тюрьма подкосила Порше — его здоровье стремительно ухудшалось. Находясь за решёткой на восьмом десятке жизни, Фердинанд был лишён возможности получать медицинскую помощь. Врачебный осмотр был проведён лишь перед освобождением — медики заключили, что жить легендарному автомобилестроителю осталось несколько месяцев.

Прогнозы врачей сбылись — 30 ноября 1950 г. Фердинанд Порше ушёл из жизни. Причиной смерти инженера стал инсульт.


Фердинанд Порше

Незадолго до смерти Порше с конвейера сошёл тысячный автомобиль Volkswagen Käfer — новое правительство восстановило производство, пока сам создатель «Жука» терял остатки здоровья в тюрьме. Спустя пять лет число экспортируемых в США Volkswagen превысило миллион машин. Выпуск «Жука» был остановлен в 2003 г. — к этому моменту количество произведённых автомобилей составило 21 529 464 экземпляра. Столь ошеломительный успех пока что не смогла повторить ни одна машина в мире.

Фердинанд Порше-младший
Дела компании принял сын Порше — Фердинанд-младший, которого отец ласково называл Ферри. Под его руководством была выпущена модель 550 Spyder — в 1953 г. она стала главным открытием парижской автомобильной выставки.

Годом ранее Ферри разработал логотип для отцовского бренда. Глава компании нарисовал его во время ужина с Максом Хоффманом, первым американским дилером Porsche, который был немало удивлён тем, что у бренда до сих пор нет символа. Ферри изобразил вставшего на дыбы коня на салфетке и поинтересовался у Хоффмана, отразил ли его рисунок всю мощь болидов Порше. Макс одобрил идею — вскоре логотип украсил весь модельный ряд бренда.

В 1963 г. на Международном автомобильном салоне был представлен Porsche 911. Изначально руководство компании планировало демонстрировать авто под номером 901, однако незадолго до старта мероприятия выяснилось, что права на названия, состоящие из трёх цифр, вторая из которых ноль, принадлежат концерну Peugeot. Во избежание споров было принято решение переименовать авто в Porsche 911, что никак не повлияло на грандиозный успех машины.

В 1969 г. должность главного дизайнера Porsche получил Анатолий Лапин. В 1939 г. его семья переехала в Германию из Риги. Спустя десять лет Лапин начал карьеру дизайнера автомобилей. Именно он создал легендарные формы кузовов моделей Porsche 924, 928 и 944. Анатолий занимал свой пост до 1989 г.

В 1973 г. Porsche впервые выпустила автомобиль, кузов которого был выполнен из оцинкованного металла — нововведение позволило компании создавать более долговечные машины. Спустя два года все автомобили Porsche производились с применением технологии оцинковки, которую другие бренды начали внедрять только спустя десятилетие.

Также на базе компании был создан исследовательский центр, перед сотрудниками которого стояла единственная, но весьма сложная задача — сделать звук мотора Porsche идеальным. Видимо, специалисты справились с заданием, если прекрасно узнаваемое звучание двигателя Porsche до сих пор завораживает автолюбителей.

В общей сложности сотрудники Porsche получили 3750 патентов на свои разработки — в компании всегда ценились амбициозные идеи и новаторские предложения. Спортивные машины Porsche завоевали свыше 28 тыс. гоночных наград. Более 60% произведённых автомобилей до сих пор на ходу и радуют своих владельцев, что лучше всего говорит о качестве продукции бренда.

Цитаты Фердинанда Порше

Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.

Если иногда человек не терпит неудач, значит, он не бросает вызов самому себе.

Всё началось с того, что я огляделся по сторонам и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам.

Идеальный гоночный автомобиль первым пересекает финишную черту, а потом рассыпается на части.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter