Скучать не приходится. Что ждет мировую индустрию развлечений? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Скучать не приходится. Что ждет мировую индустрию развлечений?

9 декабря 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В последние годы пандемия коронавируса и ускоренное развитие цифровых технологий вызвали настоящий бум онлайн-развлечений. Люди работали и учились удаленно, больше времени проводили в интернете и убивали часы за просмотром видео, играми и другим потреблением контента в сети.

Однако не везде сфера развлечений переживает свой лучший период. Спецоперация и уход западных брендов из России затормозили развитие отечественной отрасли.

Finam.ru рассказывает, как развивается глобальная и переживает непростые времена российская индустрия развлечений.

Мировой рынок развлечений и медиа вырастет до $3 трлн к 2026 году
В 2021 году глобальный рынок развлечений и медиа (E&M) оправился от спада 2020 года и возобновил свой рост, при этом доходы выросли на 10,4%.

Компания PwC провела исследование индустрии на пять лет вперед и выявила общие тенденции. Так, согласно Global Entertainment & Media Outlook Perspectives Report, к 2026 году выручка мировой индустрии E&M приблизится к $3 трлн. По мнению экспертов, огромный комплекс E&M растет быстрее, чем мировая экономика в целом. С каждым годом все больше людей во всем мире тратят время, внимание и деньги на сложные и все более захватывающие развлечения. В 2022 году отрасль вырастет на 7,3%, а среднегодовой темп роста до 2026 года должен составить 4,6%.

После резкого роста в 2020 году видео по технологии Over-the-top (OTT), которое подразумевает легальный просмотр контента, полученного провайдером от правообладателя, в 2021 году выросло еще на 22,8%, в результате чего выручка сегмента достигла $79,1 млрд. Темпы роста доходов OTT будут умеренными; ожидается, что они будут расти со среднегодовыми темпами 7,6% до 2026 года, когда его выручка составит $114,1 млрд.

Доходы от видеоигр, которые подскочили на 32% в период с 2019 по 2021 год, будут увеличиваться на 8,4% до 2026 года, - до $321 млрд.

Хуже дела обстоят у кинотеатров - они медленно восстанавливаются от коронавируса и не вернут доходы 2019 года в размере $45,2 млрд до 2023 года.

Традиционное телевидение ждет сокращение глобальной выручки: с $231 млрд в 2021 году до $222,1 млрд - в 2026 году.

Молодежь и разнообразие платформ - будущее индустрии
Еще лет десять назад за внимание пользователей боролись несколько крупных игроков, но с развитием сервисов и ростом спроса, появляется множество альтернативных вариантов, которые влияют на рынок в целом.

Например, приложение для аудиочата Clubhouse стремительно выросло в первые месяцы пандемии, набрав 34 млн загрузок, но быстро сошло на нет в 2021 году. Даже такие гиганты как Netflix могут утратить способность привлекать и удерживать внимание в мире быстро меняющихся предпочтений.

Большая часть внимания молодежи переключилась на новые платформы. TikTok имеет около 1 млрд активных посетителей в месяц. Помимо рекламы, TikTok стал чрезвычайно мощным инструментом для поиска музыки. В 2021 году более 175 песен, которые были в тренде в TikTok, попали в чарт Billboard Hot 100. Однако сейчас подростки проводят больше времени в Roblox и Fortnite, чем в TikTok.

Сектор видеоигр, который любит молодежь, переживает наиболее значительный рост. В 2021 году общий доход от видеоигр (за исключением киберспорта) достиг $214,2 млрд, и он будет расти со среднегодовым темпом 8,4% - до $321,1 млрд в 2026 году.

При этом в мире есть еще миллиарды людей, у которых пока нет доступа к высокоскоростному интернету, а региональные расходы на развлечения неравномерные. Так, в Северной Америке самые высокие расходы на E&M на душу населения $2 229, что почти вдвое больше, чем в Западной Европе - $1 158. Напротив, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который был крупнейшим регионом E&M по доходам в 2021 году, расходы на душу населения составляют всего $224 доллара США. На Ближнем Востоке и в Африке этот показатель - $82.

А что в России?
В России ситуация в индустрии развлечений сложнее из-за санкций и ухода западных компаний. Например, запрет на показ большинства голливудских фильмов сильно ударил по кинопрокатчикам. По прогнозам экспертов, их ждет совокупный убыток не менее 11,1 млрд рублей в этом году.

Как пишет Interfax со ссылкой на сообщение пресс-службы Минкультуры, ведомство определило приоритетные направления поддержки кинопроизводства в 2023 году. Больше шансов получить деньги от государства у проектов на следующие темы: защита семейных ценностей, патриотическое воспитание, сохранение традиций регионов России, достижения российской науки, противодействие попыткам фальсификации истории и современным проявлениям идеологии нацизма, а также популяризация службы в армии, проявления героизма российских воинов в ходе спецоперации и неоколониальная политика стран англо-саксонского мира.

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитического агентства InterMedia, из-за ухода зарубежных и части российских звезд рынок зрелищных индустрий в этом году продолжит падение, хотя в 2021-ом восстановился только на 83% от допандемийного 2019 года.

При этом впервые в истории индустрии в России в 2021 году объем бюджетных средств (субсидии, гранты) превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 134 млрд против 123 млрд рублей соответственно. По итогам 2022 года на доходы от госсектора, по прогнозу агентства, придется 140 млрд рублей, а на коммерческую деятельность - 110 млрд рублей.

Индустрия видеоигр в стране также столкнулась со сложностями. Для российских геймеров все больше зарубежных игр становятся недоступными. Издатели приостановили продажи всех своих продуктов в нашей стране, а Sony, Microsoft и Nintendo отключили свои онлайн-магазины для россиян.

Однако спрос на игры по-прежнему высокий, как пишет «ТАСС» со ссылкой на исследование «Чек индекс», за 10 месяцев 2022 года продажи игровых ПК в России выросли на 32%. При этом показатели игровых консолей, напротив, снизились на 30%.

По данным Московского кредитного банка, за первые полгода 2022-го отечественные игроки стали больше экономить на играх. Число операций в онлайн-магазинах рухнуло на 53%, а средний чек сократился на 13%.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter