Игра на выживание. Что ждет рынок потребительской электроники в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Игра на выживание. Что ждет рынок потребительской электроники в России?

9 декабря 2022 ИХ "Финам" | МВидео Аседова Наталия

Рынок бытовой техники и потребительской электроники в России претерпевает в текущем году довольно непростые времена. Спрос снижается, а в связи с уходом многих зарубежных производителей российские ретейлеры столкнулись с сокращением ассортимента, в том числе ввиду проблем с поставками импортных комплектующих. В продаже стали появляться ранее непопулярные бренды из России, Китая, Белоруссии, Узбекистана и Турции, а ряд ретейлеров был вынужден сокращать свои сети и переносить фокус на онлайн-продажи.

Тем временем, для повышения экономической эффективности своих сетей группа «М.Видео-Эльдорадо» сообщила сегодня об объединении магазинов под новым брендом. В рамках пилота компания уже открыла кобрендинговые магазины нового формата «Эльдорадо + М.Видео» в Тольятти и Рязани. По словам операционного директора группы Сергея Ли, изучив результаты пилотного периода и оценив обратную связь от потребителей, компания примет решение о масштабировании данного формата магазинов.

Как новая стратегия «М.Видео-Эльдорадо» отразится на бизнесе и акциях компании? Что ждет рынок потребительской электроники в России? Как изменится спрос и будут выживать ретейлеры после ухода известных брендов? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Выживание в новой реальности

Многие ретейлеры фиксируют сокращение потребительского спроса на электронику и бытовую технику не только в торговых точках, но также и в онлайн-магазинах. Спрос на рынке потребительской электроники в этом году сократится примерно на треть, что в ближайшей перспективе приведет к трансформации розницы, полагает управляющий партнер ГК F+Tech Алексей Мельников, слова которого приводит «Коммерсант». По мнению эксперта, будет наблюдаться паритет между онлайн- и офлайн-продажами, а крупная розница продолжит переориентировать магазины на формат шоурумов и наращивать собственный e-commerce.

При этом не исключено, что в связи с уходом зарубежных поставщиков продукции вырастет ассортимент товаров российского производства. Согласно данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электронной бытовой и компьютерной техники (РАТЭК), уже сейчас до 90% бытовой техники производится в России.

Кроме того, некоторые ретейлеры потребительской электроники отмечают возросший спрос на продукцию собственных торговых марок. В частности, компания «М.Видео-Эльдорадо» фиксирует высокий спрос на свои торговые марки Novex и Hi.

Фокус на онлайн-продажи становится одним из главных приоритетов для российских ретейлеров. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок онлайн-торговли в России за девять месяцев 2022 года вырос на 36% г/г и достиг 3,507 трлн рублей, при этом 21% от общего объема пришелся на долю электроники и бытовой техники, что является максимальной долей среди пяти крупнейших категорий.

Как отмечает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», помог российским ретейлерам в сложившихся условиях и параллельный импорт. По ее словам, ретейлеры, воспользовавшись данным механизмом, сумели вернуть часть ушедших брендов на свои полки. «Помимо этого сети повернулись к «дружественным» странам в поисках новых поставщиков и укрепления торговых связей. Так, например, «М.Видео» сообщало о заключении партнерства с узбекской Artel и усилении продаж товаров от поставщиков из Китая, Турции, Беларуси и других стран СНГ», - подчеркивает эксперт.

Не исключено, что многие россияне начнут искать новые логистические маршруты для приобретения электроники известных брендов, ушедших из России. Таким мнением с Finam.ru поделился Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. «Реальные располагаемые доходы населения пока продолжают снижаться, так как совсем недавно повысили тарифы ЖКХ. Однако в данном вопросе есть надежда на рост доходов после повышения МРОТ с 1 января 2023 года, но этот рост тоже будет частично нивелирован высокими темпами инфляции. Многие экономически активные граждане начнут искать новые логистические маршруты для покупок электроники известных брендов, которые ушли из РФ, поэтому спрос на продукцию альтернативных поставщиков не сможет превзойти прежний спрос на известные бренды», - заметил эксперт.

Новый бренд «М.Видео-Эльдорадо» не окажет поддержки акциям

«М.Видео» выкупила «Эльдорадо» еще в марте 2018 года, а стоимость сделки составила 45,5 млрд рублей. Стоит отметить, что сеть «Эльдорадо» преимущественно специализировалась на продаже бюджетной техники, тогда как «М.Видео» занималась реализацией продукции более дорогого ценового сегмента.

По мнению Дмитрия Пучкарева, эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», решение объединить сети позволит получить синергию в маркетинге, логистике, а также повысить операционную эффективность. За счет слияния можно будет оптимизировать розничную сеть. «В моменте влияние на акции «М.Видео» может быть сдержанно позитивным, а первый эффект от объединения на финансовые результаты будет заметен только в 2023 году», - полагает он. Что касается среднесрочных ожиданий по акциям «М.Видео», то они являются сдержанными. «Бумаги сильно упали в цене в 2022 году, выраженных драйверов для восстановления пока нет. Результаты по итогам первого полугодия были довольно слабыми за счет роста процентных расходов. Во втором полугодии показатели могут улучшиться благодаря более дешевому обслуживанию заемного финансирования, однако давление продолжит оказывать растущая конкуренция со стороны игроков e-commerce сегмента», - считает Дмитрий Пучкарев.

В то же время Владимир Чернов из Freedom Finance Global не ожидает быстрого восстановления стоимости акций «М.Видео» в следующем году, ввиду того, в России снижается спрос на электронику на фоне падения реальных доходов населения. По его оценкам, ребрендинг может привести к росту акций компании, но лишь на краткосрочном горизонте.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter