Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Дзюдзиро Мацуда: преданность делу длиною в жизнь » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Дзюдзиро Мацуда: преданность делу длиною в жизнь

Биография основателя автомобильного бренда Mazda и его наследие
21 декабря 2022 Открытие | Открытый журнал
Презентация водяного насоса Мацуды

Дзюдзиро Мацуда появился на свет 8 августа 1875 г. в Хиросиме. Будущий предприниматель был двенадцатым ребёнком в семье рыбака, поэтому его детство сложно назвать благополучным. Когда Дзюдзиро исполнилось четырнадцать, отец отправил его в Осаку осваивать кузнечное дело. В 1895 г. Мацуда открыл собственную кузню, однако та быстро разорилась. В дальнейшем Дзюдзиро несколько раз пытался восстановить бизнес, но все усилия были напрасны — технический прогресс периода Реставрации Мэйдзи прокатился по Японии, отнимая работу у ремесленников.

Мацуда понял, что он сможет стать успешным, только если будет идти в ногу со временем. С этого момента Дзюдзиро всерьёз занялся изобретательством. В 1906 г. ему удалось получить патент на собственную конструкцию водяного насоса.

Следующие четырнадцать лет изобретатель посвятил запуску бизнеса. До компаний мирового уровня его предприятиям было далеко, однако небольшой, но стабильный доход позволил Дзюдзиро сформировать приличное состояние к началу 20-х гг., что стало немалым достижением для сына простого рыбака из Хиросимы.

Toyo Kogyo Co Ltd

В 1920 г. Мацуда вернулся в город своего детства и выкупил компанию Abemaki, ранее объявившую себя банкротом. Он быстро нашёл инвесторов, переименовал Abemaki в Toyo Cork Kogyo и наладил выпуск строительных материалов из пробкового дерева. Проявив свой талант управленца, Мацуда за год превратил обанкротившийся бизнес в прибыльное производство. Дзюдзиро встретил 1921 г. в качестве президента Toyo Cork Kogyo. В 1925 г. предприятие едва не уничтожил пожар, однако Мацуде удалось возродить производство.

Дзюдзиро Мацуда: преданность делу длиною в жизнь

Дзюдзиро Мацуда

Доказав инвесторам свою компетентность, Мацуда взялся за развитие более прибыльных направлений. К изучению рынка предприниматель подошёл основательно — на базе Toyo Cork Kogyo был сформирован специальный исследовательский отдел. Выяснив, что население Японии заинтересовано в покупке мотоциклов, Дзюдзиро вложил средства в переоборудование предприятия — и уже в 1927 г. Toyo Cork Kogyo была полностью готова к производству транспорта.

В 1928 г. из названия компании исчезло слово Cork, в переводе означавшее «пробка», а спустя год на рынке появился первый мотоцикл модели Mazda-Go от Toyo Kogyo Co Ltd. В 1930 г. Mazda-Go стал одной из самых востребованных и продаваемых моделей в Японии. В отличие от своих коллег, Мацуда делал ставку на собственное производство комплектующих и отказывался покупать детали у западных поставщиков.


Мотоцикл Mazda-Go

Работа в условиях взрыва

В 1931 г. Дзюдзиро выпустил небольшой трёхколёсный грузовик, который внешне больше походил на мотоцикл, чем на машину. Экономичный, юркий, малогабаритный грузовичок-мотороллер, в котором было очень удобно перевозить товары, пришёлся по душе практичным японцам. За 25 лет производства модели было продано свыше 200 тыс. экземпляров, а часть из них реализовывалась на китайском и индийском рынках.


Мотороллер-грузовик Mazda

Готовясь к выпуску автомобилей, Дзюдзиро переименовал компанию в Mazda. Считается, что новое название являлось отсылкой к имени божества Ахура-Мазда, зороастрийского повелителя света. Также слово Mazda было созвучно с фамилией предпринимателя. Одновременно Мацуда разработал логотип бренда, напоминающий символ Хиросимы — в 1936 г. он был зарегистрирован как товарный знак.

Работе над выпуском первого седана помешала Вторая мировой война — компании Mazda пришлось бросить все силы на производство мотоциклов и грузовиков, на которых солдаты перевозили почту и лёгкие грузы.

В 1945 г. Мацуде сказочно повезло: атомный взрыв, превративший в ничто город с сотнями предприятий, практически не затронул Mazda. Буквально за месяц Дзюдзиро восстановил производство — также завод превратился в центр гуманитарной помощи. К 1950 г. Мацуда пополнил модельный ряд компании трёхколёсными грузовыми мотороллерами Type CT, а также пожарными и грузовыми машинами.

Наследие

После войны многие предприниматели, работавшие на нужды фронта, подвергались гонениям. Дзюдзиро имел все шансы окончить жизнь в тюрьме, однако новая власть не стала его преследовать — автопромышленнику снова фантастически повезло. Он ушёл из жизни в 1952 г. в окружении родных и близких, оставив после себя процветающий бизнес и будучи уважаемым членом общества.

Сын Дзюдзиро Тенудзи Мацуда воплотил мечту своего отца. В 1960 г. завод Mazda выпустил первую легковую модель R360 Coupe. Двухдверная машина с двухцилиндровым двигателем объёмом 356 см3 покорила японцев удобством и доступной ценой. Также отмена запрета на экспорт японской продукции позволила Mazda поставлять грузовики на международный рынок.


Mazda R360 Coupe

В 1961 г. Тенудзи Мацуда заключил партнёрское соглашение с компанией NSU — в рамках сотрудничества предприятия работали над усовершенствованием роторных моторов Ванкеля. Вскоре новое направление производства получило одобрение со стороны японского правительства, и Mazda стала первой и единственной на тот момент компанией в мире, выпускавшей машины с поршневыми, дизельными и роторными двигателями.


Mazda Proceed B-series 1500

В 1962 г. завод выпустил первый пикап Mazda Proceed B-series 1500, а вскоре после этого модельный ряд пополнила Mazda Carol. Инженеры вдохновлялись дизайнами западных автомобилей, поэтому неудивительно, что внешне седан напоминал легендарный Ford Anglia. Сотрудничество с NSU позволило Mazda выпустить модель в двух- и четырёхдверной комплектации.


Mazda Carol

В следующем году Mazda решила занять нишу семейных автомобилей — так на рынке появился довольно большой и комфортабельный по сравнению с предыдущими компактными моделями седан Mazda Familia 800/1000. На зарубежных рынках Familia, оснащённая четырёхцилиндровым мотором объёмом 800 см3, стала известна под названием Mazda 323.


Mazda Familia

Японский чемпион

В 1964 г. с конвейера компании сошёл миллионный автомобиль. В течение последующих шести лет прибыль Mazda росла, а продуктовая линейка продолжила расширяться — модели Mazda 1000, Mazda Proceed и Mazda Cosmo Sport 110 S c роторно-поршневым мотором Ванкеля стремительно завоёвывали рынок. В 1967 г. Тенудзи Мацуде удалось заключить партнёрство с концерном Kia Motor Corp.


Mazda Cosmo Sport 110 S

Важной вехой в развитии Mazda стало сотрудничество с компанией Генри Форда, начавшееся в 1969 г. Концерны работали над совместным выпуском автоматических трансмиссий и запуском завода на территории Новой Зеландии. В начале 70-х гг. Mazda взяла курс на наращивание объёмов производства роторных двигателей и запуск моделей, ориентированных на американский рынок.

Тенудзи Мацуда понимал, что конкуренция, царящая среди американских автопроизводителей, не даст ему ни единого шанса на ошибку. Специально для США была разработана модель Mazda Rotary Pickup, ставшая единственным в мире пикапом с роторным двигателем. А в 1971 г. на американском рынке появилась лёгкая и спортивная Mazda Savanna RX-3.


Mazda Savanna RX-3

RX-3 можно по праву назвать японским чемпионом. С 1971 г. по 1977 г. авто занимало первые места на добром десятке ралли международного уровня, так как было самым быстрым для своего времени и развивало скорость до 200 км/ч за счёт роторно-поршневого двигателя мощностью в 105 л.с.

В 1972 г. Mazda выпустила пятимиллионный автомобиль, а в 1977 г. была разработана экспортная серия Mazda Familia Original GLC — обновлённую легендарную модель 323 моментально раскупили.

К 1978 г. объём выпуска машин с роторным мотором достиг 1 млн экземпляров. Темпы производства несколько замедлились из-за нефтяного кризиса, однако компании было чем удивить аудиторию. Так, Mazda увеличила поставки авто с четырёхцилиндровыми двигателями, которые потребляли меньше масла и топлива, чем роторные машины.

Легенда американского рынка

Нестабильность топливного рынка заставила Mazda пересмотреть приоритеты — было решено оснащать роторными моторами только спортивные и элитные авто, а четырёхцилиндровые двигатели оставить для более бюджетных моделей.

Также руководство одобрило выпуск революционной Mazda RX-7. Лёгкий спорткар с двойным роторным двигателем за год завоевал весь призовой пьедестал гонки 24 hours of Daytona. Автомобиль удерживал лидерство в соревнованиях Международной ассоциации мотоспорта в группах GTO и GTU в течение десяти и семи лет соответственно.

В 1979 г. Мацуда усилил своё сотрудничество с Ford — концерны объединили деятельность ещё в нескольких направлениях, но при этом компания из США выкупила 25% акций Mazda.

В начале 80-х гг. главы компании отправили в Соединённые Штаты группу исследователей. Сотрудникам Mazda предстояло пообщаться с американскими автолюбителями и выявить все слабые места RX-7. Аналитики отлично справились с непростой задачей — обновлённая RX-7, появившаяся в 1983 г., стала лидером продаж и самой успешной моделью в серии. В 1986 г. RX-7 получила статус лучшего импортного авто по версии Motor Trend. В течение года только на американском рынке было реализовано свыше 86 тыс. экземпляров. Позже RX-7, получившая мировую известность, установила рекорд скорости с результатом в 383,7 км/ч в рамках SCTA’s C/Grand Touring.


Mazda RX-7

Годом ранее на рынке появилась третья версия RX-7 — легенда обзавелась футуристичным дизайном, системой турбонаддува, люком и аэродинамическим пакетом.

В 80-х гг. Mazda работала не только над созданием спорткаров. В 1980 г. на рынок вышла FWD Mazda Familia 4 WD. Её предшественница, Familia GLC/323, была названа лучшим японским автомобилем 1981 г. Рост темпов производства стал причиной запуска американского подразделения компании, Mazda North America Inc. После этого было основано европейское представительство концерна, Mazda Motors Representative Office.

Рекорды и инновации — философия Mazda

В 1981 г. компания выпустила модель Mazda Cosmo, а вслед за ней мир увидела и Mazda Capella 4 WD с импортным номером 626. В 1982 г. Capella стала ведущим японским автомобилем, и спустя год популярная 626-тая получила статус лучшей импортной машины по версии Motor Trend. Одновременно с этим руководство компании приняло два успешных решения. Первое касалось покупки 8% акций Kia, второе — переименования концерна в Mazda Motor Corporation.


Mazda Capella

1987 год стал особо плодотворным для Mazda — был выпущен 20-миллионный автомобиль, завершилось строительство завода в Мичигане и на рынок вышёл Ford Festiva, известный также как Mazda 121. В следующем году концерн запустил ещё два представительства на территории США и приятно поразил американскую аудиторию новой моделью MPV.

Двухместная спортивная модель Mazda MX-Miata ожидаемо произвела фурор на чикагской автовыставке 1989 г. — на европейском и американском рынках никогда не снижался спрос на подобные машины. В Японии MX-Miata известна под названием Eunos. В 1990 г. Mazda MX-Miata стала машиной года в Новой Зеландии. Одновременно компания запустила филиал в Германии, произведя 25-миллионный автомобиль.


Mazda MX-Miata

Год спустя Mazda установила ещё один исторический рекорд — модель 787В стала первым японским авто, победившим в суточной гонке Ле-Ман, и единственной в мире роторной машиной, покорившей заезд.


Mazda 787В на Ле-Ман

В 1993 г. во Франкфурте был представлен Xedos-9, сумевший составить конкуренцию легендарным европейским автомобилям, включая Mercedes-Benz Е-класса. Преимуществом Xedos-9 стали двигатели V6 объёмом 1995 и 2497 см3.


Mazda Xedos-9

В 1994 г. Mazda стала первой японской компанией, получившей сертификат ISO 9002. В следующем году был выпущен её 30-миллионный автомобиль.

В течение последующих десятилетий Mazda продолжила своё движение по пути внедрения инноваций — компания разработала систему эффективного управления производством, основала ясли для детей сотрудников, создала собственную схему подбора персонала, подарила миру технологию экологически чистого покрытия и презентовала философскую концепцию Zoom Zoom.

Суть Zoom Zoom, простая и качественная, как и машины Mazda, заключается в том, что каждый автовладелец способен получать удовольствие от своей машины, процесса вождения и драйва, который дарит дорога.

Цитаты Дзюдзиро Мацуды

Делать для мира то, что у нас получается лучше всего — создавать машины.

Словом «вера» я называю то, что не давало мне отказаться от страсти всей моей жизни.

Машиностроение — это способ повысить качество жизни простых людей и помочь развитию страны.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу