4 января 2023 БКС Экспресс
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
Представьте, что у вас ну очень много денег. Настолько, что все земные развлечения вы уже перепробовали: и с акулами плавали, и с парашютом прыгали, и кругосветное путешествие совершили. Что ж, тогда вам нужно еще выше, в космос. Эксперты считают, что в ближайшие годы отрасль космического туризма ждет настоящий расцвет. А уже в 2023 г. первые экстремалы-любители смогут совершить путешествие вокруг Луны. Рассказываем, сколько стоил первый билет в космос и что происходит сейчас.
Как все начиналось
Идея об отправке людей в космос за деньги зародилась во второй половине XX века. В 1986 г. на Международном конгрессе по астронавтике был представлен доклад «Вероятные экономические последствия развития космического туризма». Он вызвал массу вопросов у ученых, политиков и бизнесменов.
В том же году американская учительница астрономии Кристи Маколифф оказалась на борту «Челленджера» как «специалист по полезной нагрузке», однако при запуске погибла вместе с остальными членами экипажа. После этого правительство США запретило отправлять в космос непрофессионалов.
Специалист по полезной нагрузке — особая категория астронавтов, которых отбирают из непрофессионалов, чаще всего они отвечают за проведение конкретных экспериментов.
Первый настоящий космический турист отправился за пределы Земли за свои деньги только в начале XXI века. Им стал американский бизнесмен, главный управляющий инвестиционной фирмы Wilshire Associates Деннис Тито, который заплатил за билет $20 млн. 28 апреля 2001 г. российский корабль «Союз» успешно стартовал с космодрома Байконур на Международную космическую станцию (МКС) по контракту с американской компанией Space Adventures. Полет длился 7 дней. За это время Тито 128 раз облетел Землю. Стоит отметить, что на момент полета первому космическому туристу было 70 лет.
Космический турист — это человек, который сам заплатил за свой полет. Но непрофессионалы попадали в космос и раньше. Например, в 1990 г. японский журналист Тоехиро Акиям отправился на орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Тогда за его полет и подготовку заплатила телерадиокомпания TBC.
Международные требования к таким путешественникам гораздо ниже, чем к профессиональным астронавтам. В первую очередь проверяют вовсе не здоровье претендентов, а их биографии — этим занимаются спецслужбы. Например, к полету не допустят человека, которого осудили за должностное преступление или дачу заведомо ложных показаний, а также претендента, склонного к пьянству.
Помимо этого, кандидата обследуют на предмет отклонений в физическом или ментальном здоровье, проверяют его психологическую совместимость с другими членами экипажа. Также будущему космическому туристу необходимо идеально знать английский язык.
До 2010 г. в космосе побывало всего 6 таких путешественников помимо Денниса Тито: предприниматель из ЮАР Марк Шаттлворт, американский мультимиллионер Грегори Олсен, американка иранского происхождения Ануше Ансари, один из основателей Microsoft Чарльз Симони (он летал дважды — в 2007 и 2009 гг.), разработчик компьютерных игр из США Ричард Гэрриот и канадский бизнесмен Ги Лалиберте. При этом стоимость полета за восемь лет значительно выросла — с $20 до $35 млн.
В 2010 г. в России увеличилась численность экипажа МКС, и туристические места в кораблях «Союз», на которых тогда летали в космос, отдали им. И до 2021 г. ни один обычный человек за свои деньги в космос не летал.
Возобновление полетов
Несмотря на длинный перерыв между полетами, работа в это время кипела вовсю. Например, с 2011 г. компания SpaceX начала разработку корабля Crew Dragon, который в 2019 г. полетел на МКС в качестве беспилотника. Пилотируемый запуск состоялся в мае 2020 г., а уже в ноябре Crew Dragon совершил первый штатный полет на Международную космическую станцию.
В 2019 г. Роскосмос подписал контракт с американской фирмой Space Adventures на полет двух туристов — японского мультимиллионера Юсаку Маэдзава и его помощника Ёдзо Хирано, которому бизнесмен оплатил место на корабле, путешествие обошлось в $80 млн. Запуск «Союза» состоялся 8 декабря 2021 г., экспедиция длилась 12 дней.
Последний на данный момент запуск туристов в космос прошел в апреле 2022 г. На этот раз на МКС отправился американский корабль Crew Dragon. Это был первый в мире коммерческий полет. Экипаж состоял из бывшего профессионального астронавта Майкла Лопеса-Алегриа, израильтянина Этана Стиббе, американского бизнесмена и филантропа Ларри Коннора и канадского предпринимателя Марка Пати. Место в корабле обошлось каждому участнику миссии в $55 млн. Они провели в космосе три дня.
Дешевая альтернатива
Космос — это не только МКС. Технически в 100 км над Землей находится так называемая граница космоса. Туда попасть гораздо проще и намного дешевле — в среднем от $300 до $500 тыс. Корабль необходимо разогнать до 28 тыс. км/ч. А дальше — перегрузки, несколько минут в невесомости, шикарный вид из иллюминатора и быстрый спуск на Землю.
Полет длится не более 15 минут. С одной стороны — маловато, с другой — вполне хватит для фразы «я был в космосе». Для путешествия нужно меньше энергии и топлива, а еще корабль должен поддерживать постоянную скорость 6 тыс. км/ч, иначе воздушное судно просто упадет вниз. Две самые известные компании этом на рынке — Virgin Galactic британского миллиардера Ричарда Брэнсона и Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса.
В 2021 г., когда состоялись первые суборбитальные полеты, между предпринимателями разгорелось соревнование: кто быстрее полетит в космос. Победил Брэнсон, который совершил путешествие 11 июля 2021 г. на разработанном Virgin Galactic самолете-носителе VMS Eve. Спустя полторы недели, 20 июля, на судне New Shepard в космос все же полетел Джефф Безос.
После победы сэра Брэнсона у его компании начались проблемы. Это и SPO, и запрет на полеты от FAA, перенос тестовых полетов и коммерческой программы. В 2022 г. компания не совершила ни одного полета, но вернула бронирование будущих полетов. Согласно последним заявлениям, коммерческая программа должна быть запущена во II квартале 2023 г.
А Blue Origin в это время захватывала рынок. В текущем году New Shepard Mission совершила три полета с людьми на борту.
Такое развлечение для богатых пользуется огромным спросом. Но пока кораблей не так много, а желающих — достаточно. Чтобы, например, купить билет на судно Blue Origin, претендент должен поучаствовать в аукционе.
Планы на будущее
В 2021 г. Дмитрий Рогозин объявил, что Роскосмос собирается расширить программы для туристов. Он заявил, что людям, заплатившим деньги, могут отдать высвобождающиеся места на кораблях, отправляющихся к МКС. Также планировались более короткие и менее дорогие полеты без стыковки с Международной космической станцией. Однако пока график слишком плотный, и по оценкам ведомства первые желающие смогут отправиться в космос только после 2023 г.
В 2021 г. на съемки в космос отправился первый киноэкипаж — актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, которые 12 дней снимали художественный фильм «Вызов». Все этапы миссии транслировались по Первому каналу. Стоимость полета съемочной группы оценивается в 7,5 млрд руб.
Между тем японский миллиардер Юсаку Маэдзава в 2023 г. планирует снова полететь в космос, на этот раз к Луне на корабле SpaceX. Для этого он выкупил все 8 мест и провел большой кастинг среди желающих побывать в космосе. В итоге, помимо бизнесмена, в команду вошли представители творческих профессий, в том числе, музыкальный продюсер, рэпер, хореограф, видеоблогер, режиссер-документалист, фотограф и актер. По словам Маэдзава, ему поступило более 1 млн заявок. Планируется, что летательный аппарат приблизится к спутнику на расстояние 200 км и будет кружить вокруг него в течение трех дней.
Аналитики считают, что среднегодовой темп роста отрасли с 2022 по 2030 гг. составит в среднем 36,7%. К концу этого периода объем мирового рынка космического туризма достигнет $8,67 млрд. При этом, по оценкам экспертов, преобладать будут суборбитальные полеты, т. к. они дешевле и не требуют огромных вложений от желающих побывать в космосе.
Долгосрочные ожидания будут зависеть, в первую очередь, от наличия технологий и способности удовлетворять спрос. Требуется увеличить время полета и удешевить запуски, чтобы добиться массовости. Частная космонавтика не ограничивается одним лишь туризмом: в мире существует много компаний, стремящихся запускать в космос не только людей, но и спутники, а также проводить исследовательские полеты. В новую космическую гонку включились не только туристические компании, но и ряд стран, включая США, Россию и Китай.
Если говорить только о частных компаниях, то, помимо тренда на туристические полеты, в будущем актуальным трендом станут суборбитальные полеты между городами, в основном на большие расстояния. Так, в подобных полетах заинтересованы Virgin Galactic, китайская корпорация Space Transportation и ряд других компаний.
Можно сказать, что SpaceX, Virgin и Blue Origin подтолкнули развитие рынка — реализация их замыслов показала, что самые смелые планы могут осуществиться.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter