Танкеры для СПГ. Как они устроены и когда появились » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Танкеры для СПГ. Как они устроены и когда появились

5 января 2023 БКС Экспресс
В этом году одни газопроводы оказались перекрыты из-за геополитической обстановки, другие — разрушены. Поэтому вопрос перевозки газа морем актуален как никогда. Для этого его сжижают, а готовый СПГ загружают на специальные танкеры-газовозы. Рассказываем, когда они появились и как устроены.

История и развитие

В начале 1930-х гг. компания Shell переоборудовала нефтяной танкер Megara для перевозки сжиженного газа — с этого и началось развитие морских газоперевозок. Приблизительно в то же время в Голландии Shell построила отдельный танкер Agnita, который мог одновременно перевозить на борту нефть, сжиженные газ и серную кислоту. Судно совершало перевозки энергоресурсов с острова Кюрасао (Карибское море) в западные страны. Однако в период Второй мировой войны оно затонуло.

Перевозки сжиженного газа по морю стали популярны только после окончания военных действий. Первое время производители переоборудовали в СПГ-танкеры уже имеющиеся сухогрузы и суда, предназначенные для перевозки нефти. Для этого в трюмах устанавливались вертикальные цилиндрические цистерны, горловина которых выходила на верхнюю палубу.

Первым танкером для перевозки сжиженного метана считается переоборудованный сухогруз Marlin Hitch, построенный в 1945 г. Внутри у него стояли специальные алюминиевые танки с внешней теплоизоляцией из бальсы (тип древесины). В 1956 г. его переименовали в Methane Pioneer. А в 1959 г. судно совершило первый в истории морской рейс по перевозке СПГ из США в Великобританию. После списания танкер использовался как плавучее хранилище газа.

Первый специально построенный корабль для перевозки СПГ Methane Princess появился в 1964 г., он использовался для транспортировки сжиженного газа из Алжира в Великобританию. Таких танкеров было два, за год они могли перевозить до 700 тыс. тонн СПГ.

К середине 2022 г. численность мирового флота СПГ-танкеров составляла 641 судно. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы количество таких судов продолжит увеличиваться. Крупнейшие производители танкеров-газовозов — японские и корейские верфи Mitsui, Daewoo, Hyundai, Mitsubishi, Kawasaki, Samsung. Современные суда способны перевозить более 200 тыс. кубометров газа.

Как все работает

СПГ-танкеры устроены достаточно просто. Главный составной элемент — грузовые танки, то есть емкости, в которых перевозится сжиженный газ. Они сконструированы из нескольких слоев, поскольку установка должна сохранять повышенное давление и температуру около -160 градусов по Цельсию для поддержания газа в жидком состоянии.

Система хранения выглядит следующим образом:

Танкеры для СПГ. Как они устроены и когда появились


Все элементы, соприкасающиеся с СПГ, должны выдерживать экстремально низкие температуры, поэтому чаще всего их делают из нержавеющей стали, алюминия или инвара — сплава на основе железа с 36%-м содержанием никеля). Второй слой оболочки необходим, чтобы не допустить утечки в случае, если первый будет поврежден.

Газовые танки заполняются сжиженным газом не до конца. Остается пространство, в которое во время перевозки поднимается часть СПГ, создавая так называемый кипящий слой. Там частицы газа находятся в парящем состоянии. После его оттуда забирают и вместе с мазутом используют в качестве топлива на танкерах. Поэтому такие суда прибывают в порты с меньшим количеством сжиженного газа, чем было при загрузке — в сутки потери достигают около 0,15%.



Как загружают и выгружают газ

Перевозить СПГ морем значительно дороже, чем направлять его по трубам. В первую очередь, потому что для этого необходимо построить специальный завод, который будет сжимать природный газ.

Загрузка

После сжижения газ отправляется на танкер с берега через специальную систему трубопроводов — жидкостной манифолд. Но для начала необходимо подготовить пространство в резервуарах — их продувают теплым метаном, чтобы удалить все газы, которые могут замерзнуть.

После теплый метан через специальные компрессоры отправляются на берег, а танки остужают, чтобы СПГ в них не начал возвращаться в газообразное состояние (погрузку можно начинать при -130 градусах). И начинается загрузка.

Отгрузка

Перед стартом грузового насоса сжиженным природным газом заполняют все трубы (выгрузные колонны) с помощью специального насоса. Это делают, чтобы избежать гидравлического удара от перепада давления. Затем последовательно запускают насосы, и СПГ выгружают в газгольдеры на берегу. При этом часть сжиженного газа оставляют внутри резервуаров танкера — это необходимо для охлаждения танков до их прихода в порт погрузки.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter