10 января 2023 Финам Поздеева Екатерина
Несмотря на увеличение числа кибератак на российские организации и компании после начала спецоперации на Украине, специалисты считают, что настоящее противостояние еще не началось, но может начаться с отключения смартфонов россиян. Под угрозой также и доступ к глобальному интернету.
Finam.ru разбирается, могут ли Россию изолировать от мира с помощью отключения операционных систем смартфонов и всемирной сети.
Новый iPhone доступен, но с ограничениями
В прошлом году Apple прекратила официальные поставки своих гаджетов в Россию, но параллельный импорт помог отечественным продавцам техники сохранить «яблочный» ассортимент, и вышедшая в сентябре 2022-го новая линейка iPhone 14 доступна в стране. Более того, «серый» импорт привел к увеличению конкуренции на рынке, поэтому цены на айфоны даже несколько снизились. Однако доходить до России новинки стали позднее, и официальный день страта продаж нового iPhone, собиравший традиционные очереди из желающих первыми получить гаджет, похоже остался в прошлом.
Кроме того, возникают и чисто технические сложности. Например, в iPhone 14 не работал стандарт связи VoLTE, позволяющий улучшить передачу голоса при звонках, а все пользователи «яблочных» смартфонов лишились возможности оплачивать покупки с помощью сервиса Apple Pay.
Пользователей и специалистов сейчас намного больше волнуют не отдельные технические проблемы, которые можно решить, а возможность полной блокировки в России смартфонов, работающих на американских операционных системах.
Отключат ли в России смартфоны?
Как заявила президент Infowatch Наталья Касперская в интервью телеканалу «Звезда», гипотетически в России могут отключить все смартфоны, не только на iOS, но и на Android. При этом, по словам Касперской, полного обрушения инфраструктуры за блокировкой не последует, а россияне перейдут на электронную почту и кнопочные телефоны.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», напоминает, что в марте, после приостановления деятельности Microsoft в России, россиянам стали недоступны обновления Windows, а также перестали продаваться новые лицензии. По его словам, ничего нового тут не будет, да и для Google потеря российского рынка не фатальна. Проблемы с Android вероятны приблизительно в той же степени, в которой реально отключение света в городской квартире в случае неуплаты счетов за электричество и воду.
«Инфраструктура-то – в руках управляющей компании, а не жильцов. В данном случае, аналог управляющей компании - это Google. Если американские власти дадут указание Google, то наши смартфоны на Android из жизненно необходимого инструмента превратятся в источник бесполезных затрат времени», - предупреждает эксперт.
Однако, во-первых, по мнению Делицына, кажется также выгодным увеличивать зависимость населения геополитического противника от инструмента, который контролируешь. А отключать населению навигацию и коммуникации – в тот критический момент, когда это приведёт к быстрой и окончательной геополитической победе. Пока непохоже, чтобы этот момент был близок.
При этом «помощь» Китая будет означать переход на какую-нибудь экспериментальную китайскую мобильную ОС, вроде AliOS, JingOS, HarmonyOS (построенную на основе Android) с соответствующей сменой «управляющей компании».
Делицын считает, что наиболее надёжным вариантом для России был бы переход на собственную мобильную ОС, которую давно уже пытались создать. Была ОС «Аврора», а в декабре объявили, что «Яндекс» и VK, вместе со «Сбером» и «Ростелекомом», выпустят отечественную мобильную ОС уже к концу этого года.
«Но надёжность требует больших затрат хотя бы потому, что, помимо ОС, нужны ещё и приложения. Считается, что для разработки операционной системы требуется намного меньше человеко-лет, чем для наполнения её приложениями. Впрочем, у перечисленных компаний минимально необходимый пользователю для коммуникации и навигации набор приложений есть», - признает аналитик.
А что будет с глобальным интернетом?
Другой проблемой для пользователей может стать отключение России от глобального интернета. Причем произойти это может как со стороны США, так и по инициативе российских властей. Частично ограничения в стране уже начали вводить. Так, Минпросвещения РФ разослало в российские образовательные учреждения, школы, колледжи и ВУЗы, письма с требованием с 9 января 2023 года заблокировать весь иностранный интернет-трафик. Это означает, что на территории образовательных учреждений будут доступны только российские сайты.
В то же время, как писал портал Politico в прошлом году, представители ООН призывали президента США Джо Байдена сохранить для россиян доступ к глобальному интернету.
Леонид Делицын подчеркивает, что невероятными не являются любые сценарии, тем более что они частично и реализуются. Многие западные сервисы уже недоступны российскому пользователю по их собственной инициативе.
«Например, популярный ресурс по венчурным инвестициям TechCrunch большую часть прошлого года отказывался предоставлять мне информацию, обосновывая это геополитическими разногласиями. В прошлые годы можно было иллюстрировать историю интернета при помощи сайта агентства DARPA (darpa.mil), но с некоторых пор этот сервер российским IP ничего не выдаст. Есть западные ресурсы, заблокированные российской стороной. Есть российские информационные материалы, заблокированные YouTube, и т. п.», - приводит примеры эксперт.
По его словам, полное отключение России от глобального контента по инициативе геополитических противников не невероятно, но кажется нерациональным. Контент – это мощный инструмент пропаганды, и без него нельзя вести информационную войну. Кроме того, Россия входит в узкий круг стран, которые относительно самодостаточны в отношении интернет-сервисов. Лишь три страны имеют собственные популярные у населения поисковые системы – США, Китай и Россия. Собственные популярный мессенджер и социальная сеть у нас тоже есть.
«Мы не столь самодостаточны в плане контента, как китайцы, но выжить, вероятно, сумеем, особенно с учётом популярности у младших поколений контента TikTok. Соответственно, с точки зрения геополитических противников полностью отключить нас от интернета – это отключить нас от западной пропаганды и западного контента, и отключить возможности хакеров (например, заражать компьютеры, превращать их в зомби, ждущих сигнала для атаки). А вот отключение, например, научных учреждений от нужных информационных ресурсов, отключение инженеров и разработчиков от репозитариев софта, наоборот, кажется логичным ходом. Это потихоньку и делается, в том числе и по инициативе снизу», - говорит Делицын.
По словам аналитика, российские операторы связи способны поддерживать передачу данных по протоколам интернета внутри российских компьютерных сетей, до тех пор пока не вышло из строя оборудование. С обновлением оборудования существует проблемы, но, хотя оно и станет дороже, но в фатальную проблему не превратится.
Говоря о возможности для России пойти по китайскому пути в отношении интернета, Делицын подчеркивает, что китайский путь привёл к созданию столь мощной онлайн-экономики, что американских инвесторов трудно оттащить от инвестирования в IPO даже через непрозрачные многоуровневые холдинги на Каймановых островах, и несмотря на прямой запрет китайских властей для иностранцев на инвестирование в китайский хайтек (нарушения которого власти до поры предпочитают не замечать). Каждый второй покупатель онлайн-магазинов в мире – это китаец. Китай – единственная национальная экономика, которая может конкурировать с США в интернете. Выращивание собственной онлайн-экономики произошло отчасти за счёт китайского потребителя, приходится жертвовать потенциальными высококачественными информационными услугами и контентом, которые предоставляют американские компании. В каком-то смысле китайцев понудили к потреблению отечественного контента. Возможно, важную роль сыграл культурный барьер – западная культура не была важной частью жизни среднего китайца.
В то же время, по словам эксперта, у большинства остальных стран отсутствуют два этих важнейших фактора развития национальной онлайн-экономики – гигантский внутренний рынок и отсутствие спроса на американский контент. Лишить потребителя привычных удовольствий непросто – страдает ещё сложившаяся вокруг них экосистема доставки контента, компании, ассоциации, система лоббирования.
«История показывает, что в некоммунистические периоды наши власти предпочитают скорее ориентироваться по текущей ситуации, чем следовать долгосрочной стратегии. Причина, скорее всего, тоже заключается в умеренных размерах внутреннего рынка и отсутствии культурных барьеров, позволивших бы безболезненно «отгородиться» от дальних и ближних соседей. В ситуации, когда заказывают музыку более крупные игроки, желательно уметь исполнять любые танцы. Соответственно, возможны любые отключения и включения, но они будут, скорее, тактическими, чем долгосрочными», - резюмирует Делицын.
Finam.ru разбирается, могут ли Россию изолировать от мира с помощью отключения операционных систем смартфонов и всемирной сети.
Новый iPhone доступен, но с ограничениями
В прошлом году Apple прекратила официальные поставки своих гаджетов в Россию, но параллельный импорт помог отечественным продавцам техники сохранить «яблочный» ассортимент, и вышедшая в сентябре 2022-го новая линейка iPhone 14 доступна в стране. Более того, «серый» импорт привел к увеличению конкуренции на рынке, поэтому цены на айфоны даже несколько снизились. Однако доходить до России новинки стали позднее, и официальный день страта продаж нового iPhone, собиравший традиционные очереди из желающих первыми получить гаджет, похоже остался в прошлом.
Кроме того, возникают и чисто технические сложности. Например, в iPhone 14 не работал стандарт связи VoLTE, позволяющий улучшить передачу голоса при звонках, а все пользователи «яблочных» смартфонов лишились возможности оплачивать покупки с помощью сервиса Apple Pay.
Пользователей и специалистов сейчас намного больше волнуют не отдельные технические проблемы, которые можно решить, а возможность полной блокировки в России смартфонов, работающих на американских операционных системах.
Отключат ли в России смартфоны?
Как заявила президент Infowatch Наталья Касперская в интервью телеканалу «Звезда», гипотетически в России могут отключить все смартфоны, не только на iOS, но и на Android. При этом, по словам Касперской, полного обрушения инфраструктуры за блокировкой не последует, а россияне перейдут на электронную почту и кнопочные телефоны.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», напоминает, что в марте, после приостановления деятельности Microsoft в России, россиянам стали недоступны обновления Windows, а также перестали продаваться новые лицензии. По его словам, ничего нового тут не будет, да и для Google потеря российского рынка не фатальна. Проблемы с Android вероятны приблизительно в той же степени, в которой реально отключение света в городской квартире в случае неуплаты счетов за электричество и воду.
«Инфраструктура-то – в руках управляющей компании, а не жильцов. В данном случае, аналог управляющей компании - это Google. Если американские власти дадут указание Google, то наши смартфоны на Android из жизненно необходимого инструмента превратятся в источник бесполезных затрат времени», - предупреждает эксперт.
Однако, во-первых, по мнению Делицына, кажется также выгодным увеличивать зависимость населения геополитического противника от инструмента, который контролируешь. А отключать населению навигацию и коммуникации – в тот критический момент, когда это приведёт к быстрой и окончательной геополитической победе. Пока непохоже, чтобы этот момент был близок.
При этом «помощь» Китая будет означать переход на какую-нибудь экспериментальную китайскую мобильную ОС, вроде AliOS, JingOS, HarmonyOS (построенную на основе Android) с соответствующей сменой «управляющей компании».
Делицын считает, что наиболее надёжным вариантом для России был бы переход на собственную мобильную ОС, которую давно уже пытались создать. Была ОС «Аврора», а в декабре объявили, что «Яндекс» и VK, вместе со «Сбером» и «Ростелекомом», выпустят отечественную мобильную ОС уже к концу этого года.
«Но надёжность требует больших затрат хотя бы потому, что, помимо ОС, нужны ещё и приложения. Считается, что для разработки операционной системы требуется намного меньше человеко-лет, чем для наполнения её приложениями. Впрочем, у перечисленных компаний минимально необходимый пользователю для коммуникации и навигации набор приложений есть», - признает аналитик.
А что будет с глобальным интернетом?
Другой проблемой для пользователей может стать отключение России от глобального интернета. Причем произойти это может как со стороны США, так и по инициативе российских властей. Частично ограничения в стране уже начали вводить. Так, Минпросвещения РФ разослало в российские образовательные учреждения, школы, колледжи и ВУЗы, письма с требованием с 9 января 2023 года заблокировать весь иностранный интернет-трафик. Это означает, что на территории образовательных учреждений будут доступны только российские сайты.
В то же время, как писал портал Politico в прошлом году, представители ООН призывали президента США Джо Байдена сохранить для россиян доступ к глобальному интернету.
Леонид Делицын подчеркивает, что невероятными не являются любые сценарии, тем более что они частично и реализуются. Многие западные сервисы уже недоступны российскому пользователю по их собственной инициативе.
«Например, популярный ресурс по венчурным инвестициям TechCrunch большую часть прошлого года отказывался предоставлять мне информацию, обосновывая это геополитическими разногласиями. В прошлые годы можно было иллюстрировать историю интернета при помощи сайта агентства DARPA (darpa.mil), но с некоторых пор этот сервер российским IP ничего не выдаст. Есть западные ресурсы, заблокированные российской стороной. Есть российские информационные материалы, заблокированные YouTube, и т. п.», - приводит примеры эксперт.
По его словам, полное отключение России от глобального контента по инициативе геополитических противников не невероятно, но кажется нерациональным. Контент – это мощный инструмент пропаганды, и без него нельзя вести информационную войну. Кроме того, Россия входит в узкий круг стран, которые относительно самодостаточны в отношении интернет-сервисов. Лишь три страны имеют собственные популярные у населения поисковые системы – США, Китай и Россия. Собственные популярный мессенджер и социальная сеть у нас тоже есть.
«Мы не столь самодостаточны в плане контента, как китайцы, но выжить, вероятно, сумеем, особенно с учётом популярности у младших поколений контента TikTok. Соответственно, с точки зрения геополитических противников полностью отключить нас от интернета – это отключить нас от западной пропаганды и западного контента, и отключить возможности хакеров (например, заражать компьютеры, превращать их в зомби, ждущих сигнала для атаки). А вот отключение, например, научных учреждений от нужных информационных ресурсов, отключение инженеров и разработчиков от репозитариев софта, наоборот, кажется логичным ходом. Это потихоньку и делается, в том числе и по инициативе снизу», - говорит Делицын.
По словам аналитика, российские операторы связи способны поддерживать передачу данных по протоколам интернета внутри российских компьютерных сетей, до тех пор пока не вышло из строя оборудование. С обновлением оборудования существует проблемы, но, хотя оно и станет дороже, но в фатальную проблему не превратится.
Говоря о возможности для России пойти по китайскому пути в отношении интернета, Делицын подчеркивает, что китайский путь привёл к созданию столь мощной онлайн-экономики, что американских инвесторов трудно оттащить от инвестирования в IPO даже через непрозрачные многоуровневые холдинги на Каймановых островах, и несмотря на прямой запрет китайских властей для иностранцев на инвестирование в китайский хайтек (нарушения которого власти до поры предпочитают не замечать). Каждый второй покупатель онлайн-магазинов в мире – это китаец. Китай – единственная национальная экономика, которая может конкурировать с США в интернете. Выращивание собственной онлайн-экономики произошло отчасти за счёт китайского потребителя, приходится жертвовать потенциальными высококачественными информационными услугами и контентом, которые предоставляют американские компании. В каком-то смысле китайцев понудили к потреблению отечественного контента. Возможно, важную роль сыграл культурный барьер – западная культура не была важной частью жизни среднего китайца.
В то же время, по словам эксперта, у большинства остальных стран отсутствуют два этих важнейших фактора развития национальной онлайн-экономики – гигантский внутренний рынок и отсутствие спроса на американский контент. Лишить потребителя привычных удовольствий непросто – страдает ещё сложившаяся вокруг них экосистема доставки контента, компании, ассоциации, система лоббирования.
«История показывает, что в некоммунистические периоды наши власти предпочитают скорее ориентироваться по текущей ситуации, чем следовать долгосрочной стратегии. Причина, скорее всего, тоже заключается в умеренных размерах внутреннего рынка и отсутствии культурных барьеров, позволивших бы безболезненно «отгородиться» от дальних и ближних соседей. В ситуации, когда заказывают музыку более крупные игроки, желательно уметь исполнять любые танцы. Соответственно, возможны любые отключения и включения, но они будут, скорее, тактическими, чем долгосрочными», - резюмирует Делицын.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
