К потребительскому сектору относятся компании, которые занимаются производством и сбытом товаров повседневного использования. Эмитенты, включённые в Индекс потребительского сектора Мосбиржи (MOEXCN), реализуют свою продукцию в основном на внутреннем рынке для отдельных лиц и домохозяйств, поэтому зависят от экономической ситуации в регионах страны и платёжеспособного спроса населения.
В 2022 г. западные санкции снизили показатели сектора из-за зависимости компаний от импорта из недружественных стран. Дополнительное давление оказала высокая инфляция в товарах народного потребления, а также падение реальных располагаемых доходов населения. По прогнозам Минэкономразвития, падение реальных доходов в прошлом году может составить 2,2% с последующим ростом в 2023 г. на 1,6%.
В статье рассмотрим, как кризис отразился на динамике индекса потребительского сектора, а также рассмотрим результаты входящих в индекс эмитентов по итогам 2022 г. — состав, доходность, динамику котировок, объём торгов, лидеров роста и падения.
Отраслевой индекс — это взвешенный по рыночной капитализации ценовой индекс наиболее ликвидных акций российских эмитентов из соответствующей отрасли, которые включены в базу расчёта Индекса широкого рынка Мосбиржи.
Ключевые показатели индекса потребительского сектора в 2022 году
Значение индекса на начало года: 8287,77 пункта.
Значение индекса на конец года: 5261,89 пункта.
Динамика индекса с начала года: −36,6%.
Доходность за 2022 г. с учётом дивидендов: —36,28%.
Минимальное значение индекса за 2022 год: 4185,2 пункта.
Максимальное значение индекса за 2022 год: 8611,81 пункта.
Лидер роста в индексе: ПАО «ИНАРКТИКА».
Лидер падения в индексе: United Medical Group.
Состав Индекса потребительского сектора
Индекс потребительского сектора Мосбиржи является одним из самых широко диверсифицированных. На конец 2022 г. в него входит сразу 14 компаний: X5 Group, Fix Price Group, ПАО «Магнит», ПАО «Детский мир», «Русагро», АО «Лента», ПАО «Белуга Групп», MD Medical Group (ГК «Мать и дитя»), ПАО «ИНАРКТИКА», группа «М.Видео – Эльдорадо», United Medical Group, ПАО «Аптечная сеть 36,6», ПАО «Соллерс», O«Key Group.
Самый большой вес в индексе на 30.12.2022 занимают X5 Group (FIVE) и Fix Price Group (FIXP) — 15,6% и 15,2% соответственно. Наименьшая доля принадлежит ценным бумагам «Соллерс» (SVAV) и O’Key Group (OKEY) — 0,6% и 0,5%.
Состав Индекса потребительского сектора на Мосбирже, %
Источник: диаграмма построена автором по данным Московской биржи
Лидером роста потребительского сектора без учёта дивидендов стала компания «Соллерс» (SVAV), акции которой по итогам 2022 г. выросли на 2,1%. В ноябре прошлого года стало известно, что компания начала серийное производство под собственным брендом двух новых моделей лёгких автомобилей — «Атлант» и «Арго».
Лидером сектора в индексе полной доходности стали акции производителя товарной рыбы «ИНАРКТИКА» (AQUA). Их доходность с учётом выплаченных дивидендов составила 3% по итогам 2022 г.
В лидерах падения оказались акции медицинской сети «Европейский медицинский центр», или United Medical Group (GEMC), которые за год рухнули на 68,5%, а также акции розничной сети «М.Видео — Эльдорадо» (MVID), потерявшие за 12 месяцев 63,7%.
Объём торгов и динамика индекса
В 2022 г. Индекс потребительского сектора показал высокую волатильность, упав по итогам года на 36,6%, с учётом дивидендных выплат — на 36,28%. Основное падение пришлось на I квартал на фоне обострения геополитической напряжённости. С 3 января по 24 февраля индекс рухнул сразу на 42%. В конце марта, когда торги на Мосбирже восстановились после месячной паузы, значение индекса восстановилось. Однако с апреля котировки вновь начали снижаться, чтобы достигнуть минимума к середине июня (около 4500 пунктов). Далее индекс в целом имел положительную динамику, в конце сентября акции эмитентов потребительского сектора снова упали. Индекс завершил год на отметке 5261,89 пункта.
Динамика Индекса потребительского сектора в 2022 году, в пунктах
Динамика торгового оборота в потребительском секторе отражает общую ситуацию на российском фондовом рынке в 2022 г. В январе-феврале объём торгов был рекордным, превысив 94 млрд руб. В марте был зафиксирован минимум на фоне приостановки работы фондовой секции. С мая по август месячный объём торгов постепенно восстанавливался, однако в сентябре-октябре снова наблюдалось снижение. Ноябрь оказался лучшим посткризисным месяцем с точки зрения торгового оборота, который достиг почти 48 млрд руб. В целом можно говорить о двух- или трёхкратном сокращении объёма торгов, что связано с реализацией инфраструктурных рисков, уходом нерезидентов с Мосбиржи и общим пессимизмом на фондовом рынке.
Объём торгов в 2022 году по месяцам, млн руб.
Что это значит для инвесторов
В 2022 г. Индекс потребительского сектора продемонстрировал результаты лучше среднерыночных — падение за год составило 36,6% против падения Индекса Мосбиржи на 43,12%. Тем не менее снижение оказалось глубоким, что отражает общую ситуацию: введение ограничительных мер со стороны недружественных стран; реализацию инфраструктурных рисков; высокую инфляцию, в том числе в товарах массового потребления; сокращение реальных располагаемых доходов населения.
В 2023 г. может начаться постепенное оживление сектора. Прогнозируется замедление инфляции и восстановительный рост реальных располагаемых доходов населения. Кроме того, компании, которые работают в секторе потребления, постепенно адаптируются к новым условиям, находят альтернативных поставщиков, а также пути поставок сырья и продукции на российский рынок.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В 2022 г. западные санкции снизили показатели сектора из-за зависимости компаний от импорта из недружественных стран. Дополнительное давление оказала высокая инфляция в товарах народного потребления, а также падение реальных располагаемых доходов населения. По прогнозам Минэкономразвития, падение реальных доходов в прошлом году может составить 2,2% с последующим ростом в 2023 г. на 1,6%.
В статье рассмотрим, как кризис отразился на динамике индекса потребительского сектора, а также рассмотрим результаты входящих в индекс эмитентов по итогам 2022 г. — состав, доходность, динамику котировок, объём торгов, лидеров роста и падения.
Отраслевой индекс — это взвешенный по рыночной капитализации ценовой индекс наиболее ликвидных акций российских эмитентов из соответствующей отрасли, которые включены в базу расчёта Индекса широкого рынка Мосбиржи.
Ключевые показатели индекса потребительского сектора в 2022 году
Значение индекса на начало года: 8287,77 пункта.
Значение индекса на конец года: 5261,89 пункта.
Динамика индекса с начала года: −36,6%.
Доходность за 2022 г. с учётом дивидендов: —36,28%.
Минимальное значение индекса за 2022 год: 4185,2 пункта.
Максимальное значение индекса за 2022 год: 8611,81 пункта.
Лидер роста в индексе: ПАО «ИНАРКТИКА».
Лидер падения в индексе: United Medical Group.
Состав Индекса потребительского сектора
Индекс потребительского сектора Мосбиржи является одним из самых широко диверсифицированных. На конец 2022 г. в него входит сразу 14 компаний: X5 Group, Fix Price Group, ПАО «Магнит», ПАО «Детский мир», «Русагро», АО «Лента», ПАО «Белуга Групп», MD Medical Group (ГК «Мать и дитя»), ПАО «ИНАРКТИКА», группа «М.Видео – Эльдорадо», United Medical Group, ПАО «Аптечная сеть 36,6», ПАО «Соллерс», O«Key Group.
Самый большой вес в индексе на 30.12.2022 занимают X5 Group (FIVE) и Fix Price Group (FIXP) — 15,6% и 15,2% соответственно. Наименьшая доля принадлежит ценным бумагам «Соллерс» (SVAV) и O’Key Group (OKEY) — 0,6% и 0,5%.
Состав Индекса потребительского сектора на Мосбирже, %
Источник: диаграмма построена автором по данным Московской биржи
Лидером роста потребительского сектора без учёта дивидендов стала компания «Соллерс» (SVAV), акции которой по итогам 2022 г. выросли на 2,1%. В ноябре прошлого года стало известно, что компания начала серийное производство под собственным брендом двух новых моделей лёгких автомобилей — «Атлант» и «Арго».
Лидером сектора в индексе полной доходности стали акции производителя товарной рыбы «ИНАРКТИКА» (AQUA). Их доходность с учётом выплаченных дивидендов составила 3% по итогам 2022 г.
В лидерах падения оказались акции медицинской сети «Европейский медицинский центр», или United Medical Group (GEMC), которые за год рухнули на 68,5%, а также акции розничной сети «М.Видео — Эльдорадо» (MVID), потерявшие за 12 месяцев 63,7%.
Объём торгов и динамика индекса
В 2022 г. Индекс потребительского сектора показал высокую волатильность, упав по итогам года на 36,6%, с учётом дивидендных выплат — на 36,28%. Основное падение пришлось на I квартал на фоне обострения геополитической напряжённости. С 3 января по 24 февраля индекс рухнул сразу на 42%. В конце марта, когда торги на Мосбирже восстановились после месячной паузы, значение индекса восстановилось. Однако с апреля котировки вновь начали снижаться, чтобы достигнуть минимума к середине июня (около 4500 пунктов). Далее индекс в целом имел положительную динамику, в конце сентября акции эмитентов потребительского сектора снова упали. Индекс завершил год на отметке 5261,89 пункта.
Динамика Индекса потребительского сектора в 2022 году, в пунктах
Динамика торгового оборота в потребительском секторе отражает общую ситуацию на российском фондовом рынке в 2022 г. В январе-феврале объём торгов был рекордным, превысив 94 млрд руб. В марте был зафиксирован минимум на фоне приостановки работы фондовой секции. С мая по август месячный объём торгов постепенно восстанавливался, однако в сентябре-октябре снова наблюдалось снижение. Ноябрь оказался лучшим посткризисным месяцем с точки зрения торгового оборота, который достиг почти 48 млрд руб. В целом можно говорить о двух- или трёхкратном сокращении объёма торгов, что связано с реализацией инфраструктурных рисков, уходом нерезидентов с Мосбиржи и общим пессимизмом на фондовом рынке.
Объём торгов в 2022 году по месяцам, млн руб.
Что это значит для инвесторов
В 2022 г. Индекс потребительского сектора продемонстрировал результаты лучше среднерыночных — падение за год составило 36,6% против падения Индекса Мосбиржи на 43,12%. Тем не менее снижение оказалось глубоким, что отражает общую ситуацию: введение ограничительных мер со стороны недружественных стран; реализацию инфраструктурных рисков; высокую инфляцию, в том числе в товарах массового потребления; сокращение реальных располагаемых доходов населения.
В 2023 г. может начаться постепенное оживление сектора. Прогнозируется замедление инфляции и восстановительный рост реальных располагаемых доходов населения. Кроме того, компании, которые работают в секторе потребления, постепенно адаптируются к новым условиям, находят альтернативных поставщиков, а также пути поставок сырья и продукции на российский рынок.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу