Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Кто заработает на добыче лития в ближайшие десятилетия » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Кто заработает на добыче лития в ближайшие десятилетия

6 февраля 2023 Pro Finance Service | Литий

«Белое золото» способно перекроить геополитический ландшафт — кто-то выиграет, а кто-то окажется не у дел

Планета в опасности. Нефть, газ, уголь, бетон, пластик — список угроз можно продолжать бесконечно, чего не скажешь о технологических решениях. Литий — серый невзрачный металл — всегда всплывает в дискуссиях на эту тему. Если предположить, что батареи являются главным технологическим препятствием для перехода на полностью электрические автомобили, то у лития здесь ключевая роль.

Как и в случае с любым ограниченным ресурсом, в ситуации с литием есть проигравшие и победители. На самом деле, его ценность способно резко изменить геополитический ландшафт — или, по крайней мере, качнуть его в сторону Южной Америки и Китая.

«Новое топливо»
Литиевые батареи в противоположность свинцово-кислотным предшественникам низкой плотности — это наше будущее. Их коммерческий дебют состоялся в начале 1990-х, когда компания Sony выпустила видеокамеру CCD-TR1. Сейчас их используют повсеместно, от электрических зубных щеток и мобильных телефонов до военных дронов.

Всемирный банк в прошлом году опубликовал отчет, в котором говорилось о том, что удовлетворить растущий спрос на чистую энергетику можно, лишь нарастив добычу ключевых минералов, включая литий, почти на 500% к 2050 году. Директор банка по энергетике и добывающей промышленности Риккардо Пулити заявил: «Амбициозные климатические цели приведут к значительному росту спроса на минералы».

Даже Илон Маск назвал их «новым топливом». А уж он-то знает, о чем говорит. В батарее для Tesla Model S используется 12 кг лития. И Маск, и многие другие надеются, что к 2030 году на электромобили будет приходиться 60% всех продаваемых автомобилей. Но без лития этого не произойдет.

За десять лет общий спрос на литийионные батареи вырос с 0,5 гигаватт-часов до 526 гигаватт-часов (данные на 2020 год). Эксперты ожидают, что к 2030 году он увеличится в 17 раз. Чтобы только в США к 2030 году полностью перейти на электромобили, производственные мощности должны вырасти на 200-300%. Восходящая кривая спроса несомненно повлияет и на цену. В 2021 году стоимость лития выросла почти на 500% за год. Кто же зарабатывает на этом головокружительном ралли?

Китай на подъеме
Для большинства Tesla является бесспорным примером перехода на полностью электрические автомобили. Однако, как ни странно, китайские компании в этом плане добились куда больше успехов, чем овеянные духом свободного предпринимательства американские гиганты.

Всего пять компаний отвечают примерно за три четверти мирового производства лития. Они работают на всех этапах производственной линейки — от добычи, очистки и переработки ресурсов до производства и утилизации батарей. Фактически, из 200 мегафабрик по производству батарей, которые будут построены до 2030 года, 148 будут находиться в Китае.

Как и в случае с добычей нефти и газа, изобилие ресурсов может быть и благословением, и проклятием.

Китайское превосходство в производстве лития отнюдь не дело случая. На рубеже тысячелетий, еще до того, как зеленый переход стал трендом, администрация страны приняла решение агрессивно развивать производство электромобилей и соответствующую цепочку поставок. Эта стратегия принесла плоды.

По данным МЭА, доля Китая в мировом производстве литиевых химикатов составляет 60%. Впечатляющий результат, особенно если учесть, что на его территории находится только 25% мировых запасов лития.

Пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем другие страны сумеют наверстать упущенное. При том что правительства многих стран понимают и учитывают важность таких металлов, как литий и, в меньшей степени, графит и кобальт.

«Правительства осознали, что в сегменте производства и использования энергии грядут большие перемены, и они явно будут вращаться вокруг нового класса металлов», — отметил Крис Берри из House Mountain Partners, выступая на конференции Fastmarkets, посвященной поставкам лития.

«Я думаю, правительства осознают, что эти металлы, в частности, литий, действительно станут основой энергетики нового поколения».

Если в нефтяной политике в центре динамики спроса-предложения долгое время находились Ближний Восток и западный мир, особенно США, то в нынешней структуре литиевой промышленности центральное место занимает Южная Америка и Китай.

Новые возможности, старые проблемы
В Южной Америке сосредоточено около 75% известных мировых запасов лития, при этом в так называемый «литиевый треугольник» входят Аргентина, Чили и Боливия. Эти страны уже обсуждала возможность создания собственной версии ОПЕК по производству лития, и ожидается, что по мере обострения гонки за сырьевыми ресурсами эта дискуссия будет продолжена. Хотя наращивать производство лития гораздо сложнее, чем кажется.

В Боливии уже возрождается ресурсного национализм. В Чили звучат призывы к созданию государственной компании по добыче лития. А в Аргентине правительство придерживается либерального подхода: малое участие государства, минимум бюрократии и низкие налоги. Между тем в Мексике, где правительство слишком хорошо осведомлено о запасах лития, в этом году полностью запретило частным добывающим компаниям разрабатывать эти месторождения.

И тем не менее, «литиевый треугольник» имеет определенные преимущества перед остальным миром. По крайней мере здесь находится самый дешевый в мире источник карбоната лития на сегодняшний день. Добавьте к этому тот факт, что добыча рассола, возможно, более экологична, чем добыча твердой породы, поскольку при этом используется меньше вредных химикатов и меньше энергии.

Несмотря на все преимущества, до создания эффективной системы, подобной той, что мы видели в Китае, еще далеко. Нет никаких гарантий, что кто-то из участников «литиевого треугольника» сможет быстро нарастить производство, чтобы уменьшить дефицит предложения, или что правительства этих стран будут получать сверхприбыли, пока держатся высокие цены. В настоящее время у этих стран нет единого подхода к производству лития. И его не будет, пока между ними существуют политические разногласия.

Несмотря на эти трудности, популярность электромобилей и стремительно-растущий спрос на литийионные батареи привел к появлению явно незападной глобальной структуры власти. Конечно, литий лишь один из факторов в паутине пересекающихся и конкурирующих динамик. Однако очевидно, что эти страны сумеют заработать.

По словам Пулити, «эти страны выиграют от роста спроса на минералы, но им также необходимо управлять материальным и климатическим следом, связанным с ростом добычи полезных ископаемых». Как и в случае с добычей нефти и газа, изобилие ресурсов может быть не только благословением, но и проклятием.

Испытание ресурсами
Концентрация ресурсов действительно означает, что любые локальные физические или политические потрясения будут непропорционально влиять на глобальную доступность минералов и, соответственно, на цены. Однако экологические последствия — и последствия для местного населения — приведут к тому, что глобальный спрос пагубно отразится на простых людях. По данным МЭА, «более половины сегодняшнего производства лития приходится на районы с высоким уровнем дефицита воды. Некоторые крупные производственные регионы, такие как Австралия, Китай и Африка, также подвержены экстремальной жаре или наводнениям, что создает дополнительные проблемы для обеспечения надежных и устойчивых поставок».

Это важно, потому что добыча лития, и особенно метод, наиболее часто используемый в литиевом треугольнике, требует большого количества воды. Боливийский рудник Сан-Кристобаль, как сообщается, использует 50 000 литров воды в день, а компании по добыче лития в Чили обвиняются в истощении жизненно важных запасов воды. Хуже того, отсутствие достоверной отчетности по этому вопросу означает, что фактическое количество используемой воды трудно отследить.

В одном из отчетов некоммерческой организации BePe (Bienaventuradors de Pobres) также говорится о том, что вода является серьезной проблемой для предприятий по добыче лития. Влияние добычи лития на водные ресурсы до конца не изучено, и «деятельность должна быть остановлена до тех пор, пока не будут проведены исследования, позволяющие достоверно определить величину ущерба». В другом отчете организации «Друзья Земли» говорится, что «по мере роста спроса на литий воздействие горнодобывающей промышленности все больше сказывается на сообществах, где происходит эта вредная добыча, ставя под угрозу их доступ к воде».

Перед нами ситуация, знакомая многим странам, конкурирующим на энергетическом рынке. С одной стороны, стремительно растущий спрос заставляет страны, богатые ресурсами, оценивать потенциальные прибыли. Но с другой стороны, чрезмерно активное производство может угрожать жителям этих стран, будь то загрязнение, разрушение окружающей среды или перемещение населения.

Поэтому перспективы производства лития... сложны. Здоровый спрос и высокие цены благоприятны для тройки стран, которые до этого не оказывали большого влияния на глобальные энергетические решения. Очевидно, что Китай будет лидером по производству в 2022 году, но кто будет контролировать будущее? И, возможно, что более важно, какой ценой?

Подготовлено Profinnace.ru по материалам ресурса World Finance

http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу