13 февраля 2023 БКС Экспресс
Шаг 1. Воспитание в семье финансистов
О таких людях, как Даймон, обычно говорят: «Кажется, его судьба была предопределена». Дед Джейми, греческий иммигрант, был брокером и передал знания о бизнесе своему сыну и партнеру Теодору Даймону. Отец и дед работали вместе 19 лет, а на летних каникулах к ним присоединялся Джейми. Так, в нью-йоркском офисе трудилось целых три поколения семьи, которая должна была носить фамилию Пападимитриу — но дед сменил ее, как ему казалось, на более благозвучную.
Дедушка Джейми делился двумя историями о смене фамилии: во-первых, когда он пытался найти работу официантом, ему часто отказывали, и он понял, что люди не хотят нанимать греков, а во-вторых, он влюбился во француженку и хотел, чтобы его фамилия звучала по-французски.
Как полагается будущему успешному бизнесмену, Джейми начал свое первое дело довольно рано, возможно, даже слишком — уже в шесть лет он стал продавать поздравительные открытки. А в девять заявил отцу, что разбогатеет, когда станет взрослым. Пройдет больше 40 лет, и JPMorgan, который возглавит Джейми, примет на работу самого Теодора.
«Все началось с моего дедушки. Он как бы подкупил и моего отца, чтобы тот взял и занялся этим [финансами]. Хотя вообще мой отец хотел стать скрипачом», — рассказывал Даймон.
Шаг 2. Образование и стажировки
Джейми получил образование в массачусетском университете Тафтса по направлению экономики и психологии, в 1978 г. он окончил его с отличием. Несколько лет Даймон работал в бостонской консалтинговой фирме Management Analysis Center, а затем поступил в Гарвардскую школу бизнеса, где учился вместе с будущим CEO General Electric Джеффри Иммельтом и будущим главой NBC Universal Стивом Берком.
«Его [Даймона] считали одним из самых ярких специалистов в области финансов на этом курсе», — сказал в 1996 г. профессор Гарварда Джей О. Лайт.
Студентом Гарвардской школы Джейми стажировался в Goldman Sachs, и после учебы ему предложили работу, но он отказался. Не дал своего согласия он и другим потенциальным работодателям — Morgan Stanley и Lehman Brothers. А вместо этого Даймон пошел в American Express, где в брокерском подразделении работал его отец. В компании Джейми нашел себе наставника — CEO American Express Сэнди Вэйла.
Шаг 3. Начало финансовой империи
C 1982 по 1985 гг. Даймон и Вэйл работали в American Express, а затем Вэйлу пришлось уйти из-за конфликта с председателем совета директоров — Джейми ушел за ним. Даймон стал замом своего наставника в малоизвестной компании по потребительскому кредитованию Commercial Credit Company, которую купил Вэйл. И именно она стала первым кирпичиком будущего финансового конгломерата Citigroup.
В Commercial Credit Джейми занимал руководящую позицию: за это время компания была полностью реструктурирована. Одной из первых значительных покупок стало приобретение в 1987 г. Primerica Corporation, после чего Commercial Credit был переименован в Primerica. В 1993 г. Primerica поглотила страховую компанию Travelers — объединенная группа получила название The Travelers Group. Спустя пять лет она сольется с Citicorp и образует знаменитую Citigroup.
В 1996 г. в возрасте 40 лет на посту генерального директора «дочки» Travelers Smith Barney Джейми стал самым молодым гендиректором крупной фирмы по ценным бумагам.
Считается, что, когда Даймон достаточно окреп, чтобы принимать собственные решения, а не ходить за советами к наставнику, их отношения начали портиться. К тому же, Джейми отказался принимать на должность руководителя по управлению активами в Travelers дочь Вэйла, а также не захотел передавать часть бизнеса инвестиционно-банковского подразделения Salomon Smith Barney его сыну. Кстати, Salomon был не очень успешным и терпел убытки в размере $1,3 млрд. В итоге Вэйл попросил Даймона уйти, позже Джейми вспоминал: «Это было неожиданностью, и да, это было тяжело, потому что эта компания была моим детищем, моей семьей».
Джейми был довольно эмоциональным человеком: его подчиненные вспоминали, как жестко он мог общаться с ними. На одной из встреч на предложение сотрудника Даймон грубо ответил: «Это самая глупая вещь, которую я когда-либо слышал». Коллега вспоминал, что, хотя Джейми и не переходил на личности, но мог бы работать более эффективно, «если бы просто расслабился».
Шаг 4. Через кризис к статусу миллиардера
После «добровольного увольнения» Даймон отказался от хорошей вакансии Amazon и еще нескольких привлекательных работодателей, потому что не представлял свою жизнь без банковского дела. И весной 2000 г. Джейми стал генеральным директором пятого по размеру банка в Штатах — Bank One. Его пригласили сюда как опытного специалиста, чтобы привести в порядок компанию: с 1999 г. она «накопила» $511 млн чистых убытков. Успехов в этом деле Даймон добился уже в первый год работы: он сумел сократить расходы Bank One на $1 млрд, закрыл убыточное интернет-подразделение, внедрил систему управления рисками, диверсифицировал портфель компании, отказался от нескольких невыгодных сделок. А в начале 2004 г. Джейми заключил сделку по слиянию Bank One и JP Morgan Chase & Company of New York в $58 млрд.
Объединенный бизнес стал работать под названием Chase, его активы оценивались в $1,1 трлн, что сделало организацию вторым по величине банком США — активы Citigroup в том же 2004 достигали $1,3 трлн.
В январе 2006 г. Джейми стал генеральным директором JPMorgan Chase & Co., а год спустя — председателем совета директоров. Первый же год на посту CEO был отмечен тем, что Джейми вошел в список самых влиятельных людей мира по версии Times — это достижение он повторит еще трижды. Под руководством Даймона JPMorgan не просто выстоял в проблемные 2007–2008 гг., но и показал хороший результат. В центре кризиса ипотечного кредитования в 2007 г. оказался на тот момент пятый по размеру банк Штатов банк Bear Stearns — в марте 2008 г. ФРС согласилась предоставить JPMorgan до $30 млрд для его покупки, а в итоге проблемный актив был приобретен всего за $2,2 млрд. В 2008 г. обанкротился банковский холдинг Washington Mutual — его активы также были проданы JPMorgan.
«Я не стесняюсь быть банкиром. Я не стесняюсь заниматься бизнесом», — заявлял Джейми. CEO JPMorgan считает, что он помог своей стране во время кризиса, а также, что банки и банкиры играют большую роль в восстановлении экономики и поиске средств для защиты финансовой системы. Возможно, это был ответ критикам, считающим, что Даймон воспользовался кризисом в корыстных целях, сделав из своей компании еще более внушительную организацию.
Спустя время Джейми выразит сожаление о сделках, сославшись на крупные убытки, связанные с приобретением кризисных активов: в 2013 г. JPMorgan выплатит штраф в $13 млрд за операции с ипотечными облигациями, частично принадлежавшие купленным в кризис компаниям. Однако тот год все равно окажется для банка прибыльным. И сегодня JPMorgan остается одним из крупнейших финансовых конгломератов мира с капитализацией около $414 млрд.
Летом 2014 г. в своем послании сотрудникам и акционерам JPMorgan Chase Джейми сообщил, что врачи обнаружили у него рак гортани на ранней стадии. Он отметил, что болезнь излечима, специалисты дают отличные прогнозы, а сам банкир не намерен оставлять работу и продолжит занимать должность CEO. Спустя полгода Даймон сказал, что «результаты пришли совершенно чистые», и «нет никаких свидетельств, что у меня рак».
В 2015 г. Джейми Даймон стал миллиардером — в отличие от CEO инвестиционных компаний, для банкиров это редкое достижение. Тогда состояние Даймона достигло $1,1 млрд, а сейчас, согласно рейтингу Forbes, ему принадлежат $1,7 млрд.
Сегодня Джейми Даймон является одним из самых ярких и эмоциональных CEO и часто делится своим мнением на разные темы. За последний год он предрекал экономике США уже не «грозовые тучи», а «ураган», назвал криптовалюту «децентрализованной схемой Понци», предупредил, что дефолт может «разрушить будущее Америки» и многое другое.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
